Китай и Россия совместное решение экологических проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 12:47, реферат

Описание работы

Цель исследования. Основной целью исследования реферата является изучение Китая и России их совместное решение экологических проблем.


Данная цель исследования выявила следующие задачи:

Выявить социально - экологические проблемы трансграничных территорий Китая и России.
Исследовать и охарактеризовать трансграничные территории.
Сформулировать основные функции и направления деятельности Китая и России по совместному решению экологических проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........ 3
Глава I Социально экологические проблемы трансграничных территорий Китая и России………………………………………………………………... 4
1.1. Социально – экологические проблемы………………………………... 4
1.2. Функции и задачи социальной экологии…………………………… 7
1.3. Факторы и источники возникновения социально – экологических проблем………………………………………………………………………… 9
1.4. Пути и способы преодоления социально – экологических проблем………………………………………………………………………… 10
Глава II Экологические проблемы трансграничных территорий…………………………………………………………... 12
2.1. Россия и Китай…………………………………………………………….. 12
2.2. Экологические проблемы бассейна реки Амур и пути их законодательного решения…………………………………………………….. 13
2.3. Россия и Китай начали совместный контроль за качеством воды в пограничных реках……………………………………………………………... 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 20
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………. 21

Работа содержит 1 файл

мой реферат экология.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, социальная экология изучает  структуру, особенности и тенденции  функционирования объектов так называемой "второй природы", т.е. объектов искусственно созданной человеком предметной среды, взаимодействующей с окружающей природной средой. Увы, именно существование "второй природы" в подавляющем большинстве случаев порождает экологические проблемы, возникающие на стыке экологических и социальных систем, которые и выступают в качестве объекта социально-экологического исследования.

     Социальная  экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Ее главными задачами являются: исследование отношений между человеческими  сообществами и окружающей географической, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа—общество», раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача социальной экологии состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

     1.3 Факторы и источники возникновения социально – экологических проблем

     Далеко  не все серьезные изменения, произошедшие в природной среде за время  существования планеты, - дело рук  человека. Никто сегодня не будет  спорить с тем, что воздействие  человека на природу происходит на фоне естественных изменений, масштабы которых порой бывают очень значительны. Но никто не станет спорить и с тем, что в последние десятки тысячелетий с антропогенным воздействием на природу планете приходится считаться. Многие исследователи сам факт появления и значительного распространения человека на Земле называют одной из крупнейших экологических катастроф древности.3

     1.4 Пути и способы преодоления социально – экологических проблем

     Несмотря  на то, что каждая из глобальных проблем  имеет свои варианты частичного или  более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды. Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками.

     К числу таких способов можно отнести  возникновение и деятельность разного рода «зеленых» движений и организаций. Кроме пресловутого «Green Peaсe'а», отличающегося как размахом своей деятельности, так и заметным экстремизмом действий, существует другой тип экологических организаций - структуры, стимулирующие и спонсирующие природоохранную деятельность, например Фонд дикой природы. Также существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив: природоохранные законодательства, различные международные соглашения или система «Красных книг».

     В числе важнейших путей решения  экологических проблем большинство  исследователей также выделяет внедрение  экологически чистых, мало- и безотходных  технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использования природных ресурсов.

     Хотя, несомненно, и это доказывает весь ход человеческой истории - важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание. Для разрешения противоречий технического прогресса стали создаваться программы практических действий, таких, как программы "Римский клуб", "Global change", "Геосфера-биосфера" и др. Каждая из этих программ вне ее зависимости от исходных посылок, столкнулась с проблемой соотношения эволюции природной среды и человеческой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II Экологические проблемы трансграничных территорий

2.1 Россия и Китай

Как и  в большинстве развивающихся  стран, особенно с высокими темпами  роста, охрана окружающей среды в КНР отнюдь не приоритетна, скорее действует принцип «сначала развитие, потом экология». Результатом стали кислотные дожди, водный кризис, опустынивание и эрозия почв. По имеющимся данным, только 60% сельского населения имеют возможность потреблять воду, соответствующую санитарным стандартам.

Китай не присоединился к  Киотскому  протоколу 1997 г. о сокращении выбросов «парниковых газов» (прежде всего  речь идет об углекислом газе СО2). Между  тем КНР – абсолютный мировой лидер по данному показателю.

По некоторым  данным экологическая ситуация в  Китае едва ли не самая худшая в  мире. Даже официальные лица этой очень  закрытой страны начинают понемногу  признавать, что если рост китайского ВВП считать с учетом ущерба, нанесенного  окружающей среде, то он будет составлять не 8-14, а 1-3% в год.

Поскольку экологические проблемы трансграничные по своей сути, ухудшение обстановки в среде обитания КНР прямо  затрагивают интересы России. Это  не контрабандная торговля российской древесиной, достигающая половины ее импорта в Китай, но и повторяющиеся загрязнения приграничных рек (р. Амур, р. Аргунь и др.) С сожалением приходится отмечать вялую реакцию китайских властей на эти нарушения.  
 
 

  • Экологические проблемы бассейна реки Амур и пути их законодательного решения
  • В настоящее  время река Амур является одной из наиболее загрязненных рек России.4 В последние годы значительно усиливается антропогенное воздействие на природную среду в бассейне Амура со стороны Китайской Народной Республики. При высоких темпах промышленного освоения приграничных территорий и интенсивном развитии сельского хозяйства происходит интенсивное загрязнение вод реки Амур неочищенными сточными водами, осушаются и распахиваются болота, уничтожаются леса по берегам рек, загрязняются почвы. В тоже время сеть водоочистных сооружений недостаточно развита. Значительный вклад в загрязнение вод реки Амур оказывает трансграничный перенос загрязняющих веществ из реки Сунгари. По оценкам российских ученых, вклад реки Сунгари в водность реки Амур составляет 30%, а доля поступлений загрязняющих веществ – более 90%.

    Водосбор  реки Сунгари целиком находится  на территории Китайской Народной Республики. По берегам реки Сунгари расположено  более 100 крупных предприятий нефтехимической, целлюлозно – бумажной и фармацевтической промышленности и проживает более 60 млн. человек.

    Остро стоит вопрос качества воды в реке Аргунь, которая является единственным источником питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения поселка  Забайкальск и населения других приграничных районов. Воды реки Аргунь, поступающие в Россию с территории Китая, оцениваются как «очень грязные», имеют самое низкое качество на территории Читинской области, особенно в зимний период. Подземные воды в этом регионе относятся по гидрохимическому составу в основном к «техническим», не пригодным для питьевых целей.

    Проведенные исследования показали, что масштабы трансграничного загрязнения значительны. Токсические вещества мигрируют, оседают  на дне, аккумулируют рыбой, трансформируются до токсичных продуктов и выносятся в прибрежные морские акватории. Есть основания полагать, что загрязнение вод реки Амур и ее притоков представляют значительную угрозу для экосистем Японского и Охотского морей. Обеспокоенность вызывает реализация Китайской Народной Республикой проекта по переброске вод реки Аргунь в озеро Далай – Нор, а также мероприятия по берегоукреплению, которые проводит Китайская сторона в одностороннем порядке, изменяющие русловые процессы реки Амур. В связи со складывающейся неблагоприятной экологической обстановкой и высоким загрязнением вод Амура весьма назрел вопрос о скорейшем переводе городов и других населенных пунктов Приамурья и Забайкалья на водоснабжение из подземных источников.

         Учитывая  кризисную ситуацию на Амуре, возрастание числа техногенных аварий на территории Китая, приводящими к трансграничному загрязнению реки Амур, решение экологических проблем реки Амур становится одним из главных приоритетов региональной социально – экологической политики всех субъектов Российской Федерации, расположенных в Амурском регионе. В целях решения экологических проблем по инициативе Правительства Хабаровского края был создан Координационный комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур. Задачами Комитета является содействие оздоровлению экологической ситуации в бассейне реки Амур и созданию благоприятных условий для жизни и здоровья проживающего на территории Приамурья и Забайкалья населения. Одним из приоритетных направлений является ускорение подготовки и подписания международного Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов, в которой должны быть разработаны механизмы возмещения причиненного экологического ущерба виновной стороной. Для стабилизации ситуации в бассейне реки Амур, участники парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:

         1. Федеральному Собранию Российской  Федерации:

         В рамках межпарламентских связей с Всекитайским Собранием народных представителей способствовать активизации и завершению в текущем году подготовки к подписанию межправительственного Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов и о компенсации за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением окружающей среде.

         2. Государственной Думе Федерального  Собрания Российской Федерации  и Правительству Российской Федерации: 

         2.1. Ускорить подготовку и подписание международного Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов, предусмотрев в нем меры по снижению и предотвращению трансграничного загрязнения бассейна реки Амур, а также принципы мониторинга и оперативного информирования и механизмы компенсации за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением окружающей среде.

         2.2. Обратить особое внимание на возможность отрицательных последствий для России предпринимаемых Китайской Народной Республики мер по строительству канала по переброске вод реки Аргунь в озеро Далайнор.

         2.3. Ускорить принятие решения о  выделении средств из федерального  бюджета на проведение мероприятий  по стабилизации русловых процессов и берегоукреплению рек Аргунь и Амур.

         2.4. Подготовить и внести в Правительство  Российской Федерации предложения  по снижению негативных последствий  трансграничного загрязнения бассейна  реки Амур.

         2.5. Разработать научное обоснование использования альтернативных водных источников для обеспечения качественной питьевой водой населения Приамурья и Забайкалья.

         2.6. Организовать привлечение государственных и международных финансовых институтов к решению проблем реки Амур и реки Аргунь.

         2.7. Подготовить предложения по созданию совместной российско -китайско - монгольской комиссии по управлению бассейновой программой и принять участие в её формировании.

         2.7. Организовать проведение совещаний региональных представителей российских и китайских приамурских территорий по предотвращению трансграничного загрязнения на основе Соглашений и совместной российско - китайско - монгольской программы.

         2.8. Организовать ежегодное проведение «Дней Амура» с привлечением муниципальных образований, общественных и неправительственных организаций, учащихся и молодежи.

  • Россия  и Китай начали совместный контроль за качеством воды в пограничных реках
  •      На днях начато осуществление совместного контроля за качеством воды в пограничных реках между Китаем и Россией. Специалисты двух стран приступили к проверке и обследованию качества воды рек Амур и Уссури.  
     
    По двусторонней договоренности группа китайских и российских специалистов будут проводить совместное гидрографическое обследование в 3 пунктах -- поблизости поселка Миншань, около российской деревни Амурзет, рядом с островом Хаюй города Тунцзян, вблизи российской деревни Нижнеленинское и около поселка Усу, рядом с российской деревней Казакевичева. Группа китайских специалистов в составе 5 человек 24, 26 и 29 мая возьмут пробы воды в указанных трех пунктах. Российские специалисты с 30 мая начнут всесторонний контроль над качеством воды в тех же пунктах. После осуществления контроля обе стороны обменяются данными и сотрудничество в совместном обследовании.  
     
    В последние годы на Дальнем Востоке России уделяется большое внимание охране экологической среды и проблеме загрязнения акватории реки Амура, особенно качеству воды рек Амура и Уссури. Для решения проблемы качества воды в пограничных реках Китай и Россия в феврале 2002 года подписали меморандум о совместном контроле за качеством воды в пограничных реках, согласно которому в 2002 - 2003 гг. обе стороны провели 8 проверок по 27 показателям качества воды в вышеназванных трех пунктах рек Амур и Уссури, включая две совместных проверки ежегодно.  
     
    Китайско - российский совместный контроль за качеством воды в пограничных реках - явление беспрецедентное в истории Китая. Это сотрудничество заложило прочную основу для китайско - российского сотрудничества в области охраны окружающей среды.5

    Информация о работе Китай и Россия совместное решение экологических проблем