К охране лесных экосистем Тверской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение лесных экосистем Тверской области. Задачи: - рассмотреть природные условия Тверской области - ознакомиться с состоянием вопроса как в России, так и в Тверской области - провести анализ имеющихся материалов - знакомтсво с существующими ООПТ Тверской области (памятники и заказники) - сделать соответствующие выводы по данной теме

Содержание

Введение 2

Глава 1. Природные условия района исследования 4

Рельеф 4
Климат 8
Почвы 11
Гидрология 16
Растительный мир 20
Животный мир 25
Глава 2. Литературный обзор 26

2.1. Состояние вопроса в России 26

2.2. Состояние вопроса в Тверской области 30

2.3. Законодательство 32

Глава 3. Анализ и обобщение 37

3.1. Анализ имеющихся материалов 37

3.2. Характеристика ООПТ Тверской области 39

Глава 5. Методика исследования 42

Выводы 44

Библиография 45

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 448.00 Кб (Скачать)

2.   Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Глава 3. Охрана и защита лесов

Статья 51. Общие положения  об охране и о защите лесов

1. Леса  подлежат охране от пожаров,  от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана  и защита лесов осуществляются  органами государственной власти, органами местного самоуправления  в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение  гражданами, юридическими лицами, осуществляющими  использование лесов, лесохозяйственного  регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Статья 54. Защита лесов 

1. Защита  лесов направлена на выявление  в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.

2. Защита  лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года № 99-ФЗ "О карантине растений".

Статья 58. Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами

1. В  целях охраны лесов от загрязнения  радиоактивными веществами осуществляется радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения.

2. Особенности  охраны лесов, разработки и  осуществления профилактических  и реабилитационных мероприятий  в зонах радиоактивного загрязнения  лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 60. Отчет об охране и о защите лесов

1. Отчет  об охране и о защите лесов  представляется гражданами, юридическими  лицами в органы государственной  власти, органы местного самоуправления  в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

2. Форма  отчета об охране и о защите  лесов, а также порядок его  представления устанавливается  уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти. 
 
 
 

Глава 3. Анализ и обобщение

3.1. Анализ имеющихся  материалов

     Леса  играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Сами деревья – мощнейшие создатели биомассы; это поставщики топлива, а главное – древесины для строек и поделок, технического сырья, дубильных, лекарственных, красящих и многих других полезных веществ. Без дубильного экстракта, получаемого из коры лесных деревьев, не обходится, например, кожевенная промышленность. Из древесины изготавливают более 20 тысяч видов изделий и продуктов. Без нее не может обойтись ни одна отрасль народного хозяйства. Из древесины получают пластмассу, удобрения, взрывчатые вещества. Из древесных опилок получают спирт, сахар, синтетический каучук. Древесина идет на изготовление шпал, тары, фанеры, она используется в целлюлозно-бумажной и мебельной промышленности.            В лесах России произрастает около 100 видов диких плодовых, ягодных и орехоплодных растений, почти 200 видов съедобных, имеющих большую ценность как лекарственное и техническое сырье. Широко известны целебные свойства облепихи, черемухи, лимонника, малины, шиповника, золотого корня, зверобоя, смородины и многих других полезных растений. С давних пор люди используют дикорастущие растения как пищу и лекарство. Лекарственные растения содержат алкалоиды, гликозиды, сапонины, витамины, фитонциды, эфирные и жирные масла и другие биологически активные вещества. Лечение растениями можно считать комплексной терапией: одновременно с борьбой против основного заболевания оно улучшает обмен веществ, стимулирует защитные свойства организма.(Радкевич В.А., 1997)     Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники. Измельченные, сдобренные специальными добавками лесосечные отходы находят применение в животноводстве. При рубке леса заготавливают веточный корм для скота. Наиболее питательны молодые побеги осины, ивы, клена, ясеня, рябины, лещины, липы,  ильмовых.          Во всех без исключения лесах, в том числе в промышленном, обитают промысловые виды зверей и птиц. Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из  лесов.          Кроме того, леса – это здравницы и места отдыха, ресурс культуры и науки, украшение ландшафта, источники радости и здоровья, эстетического и экологического воспитания. (Новиков Ю.В.)           Влияние леса на ход процессов, протекающих в природных комплексах, весьма разнообразно. Лесные экосистемы очень важны для жизни биосферы: они обогащают атмосферу кислородом и поддерживают уровень содержания в ней диоксида углерода. Леса играют большую роль в круговороте воды. Лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей и промышленных площадок, и очищают их от многих вредных примесей. Лесные экосистемы испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат,  повышая  влажность  воздуха.       По роли, которую они играют в биосфере, различают три группы лесов. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса этой группы располагаются вдоль рек и по побережьям озер, вдоль крупных шоссейных дорог, в зеленых зонах городов, в заповедниках. Их вырубать нельзя. К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей; леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции и имеющие ограниченное эксплуатационное значения. В таких лесах проводят рубки, но так, чтобы древостой полностью не уничтожался, и шел процесс его самовосстановления. Это леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесоиспользования. Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многочисленных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. В таких лесах древостой можно вырубать почти полностью, оставляют лишь отдельные деревья как источники семян для восстановления леса естественным путем или проводится посадка деревьев. (Балбышев И.Н., 1990) 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Характеристика ООПТ  Тверской области 

     В Тверской области организованны  ООПТ: государственные природные  заповедники, памятники природы, государственные  природные заказники и т.д. Природное  разнообразие Тверской области, обусловлено ее межзональным расположением (от темнохвойной тайги до широколиственных лесов с элементами тундровой и степной растительности), сложным разновозрастным рельефом.

К настоящему времени на территории Тверской области образованны: Центрально-Лесной государственный заповедник (ЦЛГЗ), 633 природных заказников, 403 памятников природы, 1 ботанический сад, т. е. 1039 ООПТ. Кроме того на особом положении находится особо охраняемая природная территория - Гос.комплекс "Завидово", которому присвоен статус национального парка.

     Наибольшие  суммарные площади ООПТ в Жарковском, Удомельском, Фировском районах. Наименьшие площади ООПТ в Кесовогорском, Сонковском районах.

Среди государственных природных заказников наиболее представлены болота разных типов, их количество составляет 537 (84,8% всех заказников). Прочие типы заказников значительно менее репрезентативны: комплексных лесных и ландшафтных заказников - 43 (6,8%), общевидовых - 25(3,9%), гидрологических - 10 (1,6%), остальных заказников - менее 1%.

     Среди памятников природы преобладают  лесные, ландшафтные - 103 (25,6%), парки - 84 (20,8%), ботанические памятники природы - 47 (11,7%). (Осмоловская Л.И., 2000)

Особенности и проблемы ООПТ Тверской области

     Система особо охраняемых природных территорий даже в контексте общей природоохранной политики, как всего государства, так и отдельных субъектов Российской Федерации, исторически рассматривалась и рассматривается, как правило, с позиций "остаточного принципа", т.е. в списке приоритетных задач это направление однозначно не числится. Причем, зачастую на региональном уровне результаты такого подхода проявляются наиболее контрастно и отчетливо.

     Вероятно, некоторым усредненным примером для центральной полосы России такого положения дел может выступать Тверская область. В настоящее время система ООПТ области включает более 1040 объектов. Несмотря на довольно большую численность ООПТ и суммарную площадь, которую они занимают (около 14% от территории области), положение по этому направлению нельзя назвать благополучным. Среди большого количества проблем, связанных с системой ООПТ, можно выделить несколько крупных блоков.

     В первую очередь, большие сложности  для функционирования системы ООПТ области представляет несовершенство нормативно правовой базы, которая своими корнями глубоко уходит в советский период. Большая часть ООПТ области была создана в период существования Советского Союза, и если для того периода законов и иных правовых документов было достаточно для разрешения спорных вопросов, возникающих вокруг и непосредственно с охраняемыми объектами и территориями, то новые экономические и политические условия настоящего времени практически делают неработоспособными прежние правовые документы. Например, большое количество спорных вопросов возникает по памятникам природы регионального значения, в основе которых лежит несоответствие прежних нормативных документов нынешним реалиям. К сожалению, много претензий вызывают и федеральные законы последних лет, в первую очередь, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", 1995 года.  К недоработкам данного документа и ряда вытекающих из него нормативно-правовых актов относится отсутствие необходимых подзаконных актов, определяющих функционирование ООПТ регионального уровня. Не определенными федеральным законодательством остаются также вопросы экономического характера, в частности по источникам финансирования ООПТ, компенсации за ограничения хозяйственной деятельности землепользователям и т.д. Подобные пробелы очень часто восполняются региональными нормативно-правовыми документами, которые, к сожалению, далеко не всегда, направлены на поддержание системы охраняемых природных территорий. Для областных администраций они часто выступают только лишь в роли потребителя региональных бюджетных средств и помехи в осуществлении хозяйственной деятельности на совместной и сопредельной к ним территориях.

     Комплекс  проблем также связан с плохой координацией работ различных природоохранных  ведомств. Так, например, сложилась  довольно парадоксальная ситуация, когда государственная экологическая экспертиза с легкостью и быстро "пропускает" различные технические проекты, но буквально годами проводит экспертизы проектов вновь организуемых ООПТ, даже небольших по площади. Отчасти такая ситуация связана просто с субъективным фактором, а отчасти с ненужным дублирование некоторых функций различными структурами власти.

     Естественной  и актуальной проблемой в управлении региональных ООПТ является также финансирование ООПТ. Главной проблемой здесь  выступает отсутствие возможности (вернее, создание видимости отсутствия возможности) за счет регионального бюджета обеспечивать более или менее полноценную охрану природных территорий, например, за счет организации администраций и служб охраны ООПТ, в первую очередь, больших по площади объектов.

     Еще один недостаток современного положения  ООПТ области, впрочем, довольно легко  устранимый - отсутствие тесной координации  по организации новых ООПТ, главным  образом, вблизи административных границ области с других субъектами Федерации. Вероятно, данная проблема актуальна для большинства областей и краев РФ, поэтому в этом вопросе необходима организация и координация работ со стороны федеральных структур исполнительной власти, научных учреждений и всероссийских общественных природоохранных движений. Тем более, что вопрос об организации ООПТ на смежных межобластных территориях непосредственным образом увязан с формированием экологического каркаса России.

     В настоящее время в регионе  структурами региональной исполнительной власти в лице главного управления по природным ресурсам Тверской области совместно с Тверским государственным университетом проводится широкий спектр работ по усовершенствованию системы ООПТ области. (Арский Ю.М., 1998) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4 Методика исследования 

     Полевые исследования проводятся детально-маршрутным методом. На обследуемой территории предварительно намечают сеть маршрутов, по возможности полно охватывающих имеющееся разнообразие местообитаний. При этом используют плановые материалы  лесоустройства и топографические карты. На маршрутах отмечают типы растительных сообществ, их флористический состав, степень антропогенной нарушенности.            Геоботанические описания выполняются по общепринятой схеме с описанием ярусов лесного фитоценоза - древостоя, возобновления, подлеска, травостоя, мохово-лишайникового покрова. При характеристике показателей количественного участия видов в фитоценозе пользуются шкалой обилия видов Браун-Бланке:  
r - вид встречается единично с проективным покрытием менее 1%; 
+  -  проективное покрытие вида  -  1-5%; 
1  -  проективное покрытие вида -  5-10%; 
2  -  проективное покрытие вида -  10-25%; 
3  -  проективное покрытие вида -  25-50%; 
4  -  проективное покрытие вида -  50-75%; 
5  -  проективное покрытие вида более 75%     Использование подобных глазомерных оценок обилия видов способствуют достаточно эффективному вскрытию эколого-ценотической роли и значимости в конкретном растительном сообществе. Помимо визуальных описаний на маршрутах закладываются пробные площади размером 100 кв. м для детального изучения состояния популяций древесных пород, как основных стуктурообразователей ценоза, определяющих его  динамику  и  степень  устойчивости.      В лесных местообитаниях описания растительности осуществляется по ярусам: древесный ярус, подлесок и подрост, травяной покров и мохово-лишайниковый  покров. В древесном ярусе указывается соотношение пород деревьев по количеству стволов в древостое в виде лесотаксационной формулы (например – 5С3Е1Б1Ос, что означает: 50% стволов в древостое составляет сосна, 30% - ель, 10% - береза, 10% - осина). Если выражено несколько древесных ярусов, описывается каждый из них. Описывается сомкнутость крон (в процентах закрытости неба кронами деревьев), в редколесьях – примерное количество стволов на 1 га. Характеризуется возраст леса – жердняк, молодой, спелый. Указывается высота деревьев, там, где выражена ярусность - по ярусам, в других местах – максимальная и средняя, подлесок и подрост. Перечисляются виды кустарникового подлеска и лесного подроста с характеристикой густоты (густой, средней густоты, разряженный) и высоты. В травяном и мохово-лишайниковом ярусах перечисляются виды доминирующих (фоновых, эдификаторных) видов растений, указывается общее проективное покрытие и по видам-эдификаторам. (Дылис Н.В., 1974)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе К охране лесных экосистем Тверской области