Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 23:22, курсовая работа
Целью данной работы является изучение лесных экосистем Тверской области. Задачи: - рассмотреть природные условия Тверской области - ознакомиться с состоянием вопроса как в России, так и в Тверской области - провести анализ имеющихся материалов - знакомтсво с существующими ООПТ Тверской области (памятники и заказники) - сделать соответствующие выводы по данной теме
Введение 2
Глава 1. Природные условия района исследования 4
Рельеф 4
Климат 8
Почвы 11
Гидрология 16
Растительный мир 20
Животный мир 25
Глава 2. Литературный обзор 26
2.1. Состояние вопроса в России 26
2.2. Состояние вопроса в Тверской области 30
2.3. Законодательство 32
Глава 3. Анализ и обобщение 37
3.1. Анализ имеющихся материалов 37
3.2. Характеристика ООПТ Тверской области 39
Глава 5. Методика исследования 42
Выводы 44
Библиография 45
Приложение
Основными последствиями системы хозяйствования для южной лесной полосы являются:
-
преимущественно одновидовой
-
потеря устойчивости
- переход характерных зональных лесных видов в разряд редких,
-
сокращение числа видов,
Среди
целенаправленных антропогенных воздействий
на структуру и биоразнообразие
лесов доминирующим являются их промышленные
рубки. За предшествующие годы они проведены
на площади в десятки миллионов гектаров
и привели к существенному изменению лесного
покрова России (Табл. 13). Особенная угроза
нарушения природного разнообразия существует
в отношении неосвоенных лесов. За последние
полвека Россия потеряла свои лучшие еловые
и сосновые леса в Европейско-Уральской
зоне, где сейчас на огромных территориях
преобладают березняки и осинники. В южных
и центральных районах Сибири наряду с
интенсивной вырубкой сосны, ели и пихты
активной лесоэксплуатации подверглись
древостои сибирского кедра, а на Дальнем
Востоке – кедра корейского. Все это негативно
сказывается на соотношении площадей
занимаемых коренными и производными
породами.
Состояние и динамика лесов России до
настоящего времени в значительной степени
определяются воздействием случайных
факторов – лесных пожаров, вредных насекомых
и болезней леса. Отмечается общая тенденция
к увеличению числа лесных пожаров лесов,
которая объясняется неудовлетворительным
состоянием лесопожарной службы и недостаточностью
воспитательной и разъяснительной работы
с населением (Рис. 21). Только в 2000 г. Погибло
около 772 тыс. га леса, в том числе около
91 % – из-за пожаров. По данным последнего
учета лесов, площадь гарей и погибших
насаждений в целом по стране почти в 4
раза больше площади необлесившихся вырубок.
Только на активно охраняемой территории,
составляющей ¾ лесного фонда, ежегодно
возникает до 30 тыс. лесных пожаров, повреждающих
леса на площади 2 млн. га. Подавляющая
часть уничтоженных огнем лесов приходится
на районы Сибири и Дальнего Востока. Площадь
очагов вредных насекомых и болезней составляет
в среднем 3 млн. га в год. В годы массового
размножения вредных насекомых усыхание
лесов, особенно в Сибири происходит на
сотнях тысяч и миллионах га. На состояние
лесов существенное влияние оказывают
промышленные выбросы. Общая площадь лесов,
пораженных и погибших от воздействия
промышленных эмиссий составляет около
одного млн. га и непрерывно растет особенно
в северо-западной части России и в Восточной
Сибири.(www.biodat.ru)
2.2.
Состояние вопроса
в Тверской области
по лесным экосистемам
Состояние лесного
фонда Площадь лесов области составляет 5002,3 тыс. га лесистость увеличилась до 59%, против 36,8% в 1975 году. Леса Государственного лесного фонда занимают площадь 2532,8 тыс. га. Их площадь увеличилась за последние 20 лет на 107 тыс. га за счет выделения дополнительно запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, площади лесов зеленых зон вокруг городов, зон санитарной охраны курортов. В результате проводимого лесхозами комплекса лесохозяйственных мероприятий за 10 лет в лесном фонде произошли положительные структурные изменения: площадь, покрытая лесом, увеличилась на 45,4 тыс. га и составила 2093,2 тыс. га. На 44,4 тыс. га увеличилась площадь хвойных молодняков, в т. ч. 97% из них составляют лесные культуры. Всего их создано на площади 365,8 тыс. га. Каждый шестой гектар лесов в Гослесфонде создан руками человека. (Киселев В.И., 1998) Лесопользование Общий запас лесов увеличился на 9,8 млн. м3, в т. ч запасы спелых и перестойных насаждений - на 9,1 млн. м3 или на 8,6% и составили 115,5 млн. м3. Общий запас древесины по управлению составляет 291,95 млн. м3, в т. ч. по хвойному хозяйству 158,08 млн. м3. Запас эксплутационного фонда, включенный в расчёт пользования 82,92 млн. м3, в т.ч. хвойных - 46,44 млн. м3. Выход деловой древесины по лесосечному фонду в среднем составляет 68%. По сравнению с 1990 годом он увеличился на 2%. Рубки ухода за лесом Ежегодно рубки ухода и выборочные санитарные рубки проводятся на площади более 25тыс.га. Масса вырубаемого ликвидного древостоя составляет 650-700 тыс. м3 Рубки ухода за молодняками проводятся на площади 21 тыс. га, в т.ч. с применением средств механизации - 8,7 тыс. га. Уровень механизации составляет 41%. Лесовосстановление Ежегодный объем сплошной вырубки составляет 7 тыс. га. Эта площадь восстанавливается путём посадки лесных культур и содействия естественному возобновлению. Разрывы между рубкой леса и лесовосстановлением нет. Для выращивания посадочного материала созданы два базисных, двадцать пять постоянных питомников общей площадью 311 га. В посевных и школьных отделениях питомников ежегодно выращивается 74 млн. сеянцев древесно-кустарниковых и декоративных пород. Уровень механизации по выращиванию посадочного материала в питомниках составляет 80%. Посадка и посев лесных культур производится ежегодно на площади 6 тыс. га, в том числе сосны -1 тыс. га, ели - 5 тыс. га. Большое внимание на предприятиях управления уделяется созданию постоянной лесосеменной базы на селекционной основе. Специалистами Тверского управления лесами разработан и внедрён комплекс мер по механизации, концентрации производства лесных семян хвойных пород с созданием принципиально новых шишкосушилок с высокопроизводительным процессом переработки лесосеменного сырья. Охрана леса Распределение общей площади по классам пожарной безопасности: I класс - 280,5 т. га (11%) II класс - 434,0 т. га (17%) III класс - 1204,5 т. га (48%) IV класс - 549,9 т. га (22%) V класс - 64,2 т. га (2%) Средний класс горимости - 2,8 Охрана лесов от пожаров выполняется силами работников Государственной лесной охраны лесхозов, а также специализированными подразделениями - 23-мя пожарно-химическими станциями, укомплектованными лесопожарной техникой, противопожарным оборудованием и инвентарём. Наблюдение за лесными массивами ведётся с 22-х металлических пожарно-наблюдательных вышек, а также с патрульных самолётов. Численность Государственной лесной охраны на сегодняшний день - 2894 человек.(www.region69.ru) |
2.3.
Законодательство
Контроль возлагается на органы государственной власти субъектов РФ, федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы, а также государственные органы охраны окружающей среды в пределах их компетентности. Порядок осуществления федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством РФ.
Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами установленного порядка использования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.
Ведомственный контроль осуществляет ведомственная охрана, которая создается в лесах сельскохозяйственных организаций, государственных, природных заповедников, а также в лесах военных лесхозов и лесничества учебных лесхозов государственных высших учебных заведений для охраны лесов от пожаров, незаконных порубок и других лесонарушений, защиты леса от вредителей и болезней.
В системе федеральной службы лесного хозяйства РФ и его территориальных органов организуется Государственная лесная охрана РФ для обеспечения и осуществления мероприятий по ведению лесного хозяйства.
Споры
между предприятиями, учреждениями,
организациями, гражданами по вопросам,
связанным с осуществлением лесных
пользований, включая аренду участков
лесного фонда и производство
работ, разрешаются судом общей
юрисдикции или арбитражным судом. (Пономарев
Ю.М., 1990)
Лесной кодекс
Лесной кодекс РФ – стратегически важный для России закон, так как леса России – это прежде всего ресурс местообитания, природная система, которая не просто обеспечивает воспроизводство населения, но и определяет глобальные условия развития нашего общества.
Лесной
кодекс – не просто реформа, а настоящая
революция: коренная смена формы
собственности на основу жизнедеятельности
народа. (Журнал, 2004)
Рассмотрим
некоторые интересующие нас статьи
Лесного кодекса:
Статья 11. Пребывание граждан в лесах
1. Граждане
имеют право свободно и
2. Граждане
обязаны соблюдать правила
3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
4. Пребывание
граждан может быть запрещено
или ограничено в лесах,
5. Пребывание
граждан в лесах может быть
ограничено в целях
1) пожарной безопасности и санитарной
безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении
работ.
6. Запрещение
или ограничение пребывания
7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.
Статья 16. Рубки лесных насаждений
1. Рубками
лесных насаждений (деревьев, кустарников,
лиан в лесах) являются
2. Для
заготовки древесины, если
1) спелых, перестойных лесных насаждений;
2) средневозрастных,
приспевающих, спелых, перестойных
лесных насаждений при вырубке
погибших и поврежденных
3) лесных насаждений любого возраста на
лесных участках, предназначенных для
строительства, реконструкции и эксплуатации
объектов, предусмотренных статьями 13,
14 и 21 настоящего Кодекса.
3. Порядок
осуществления рубок лесных
Статья 19. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов
1. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
2. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
3. При
размещении заказа на
4. В случае, если договор, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.
5. Особенности
размещения заказа на
Глава 2. Использование лесов
Статья 24. Общие положения об использовании лесов
1. Использование
лесов осуществляется с
Информация о работе К охране лесных экосистем Тверской области