Экосистемы пустынь. Методология определения платы за загрязнение окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Принятые в последние годы природоохранные законы Российской Федерации утвердили два основополагающих принципа: «загрязнитель платит» и «природные ресурсы имеют стоимость». На основе этих принципов в сфере природопользования определено две системы платежей: обязательные - за деградацию окружающей природной среды, и коммерческие - отражающие процесс купли-продажи природных ресурсов.

Содержание

1. Титульный лист.
2. Реферативное изложение трех теоретических вопросов.
3. Ситуационная (практическая) часть:
3.1. Условие ситуационной (практической) задачи № 1
3.2. Решение и ответ на задачу № 1
3.3. Условие ситуационной (практической) задачи № 2
3.4. Решение и ответ на задачу № 2
3.5. Условие ситуационной (практической) задачи № 3
3.6. Решение и ответ на задачу № 3
3.7. Условие ситуационной (практической) задачи № 4
3.8. Решение и ответ на задачу № 4
3.9. Условие ситуационной (практической) задачи № 5
3.10. Решение и ответ на задачу № 5
4. Список литературы, используемой для написания контрольной работы.

Работа содержит 1 файл

задание.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ  РАБОТЫ

 

1. Титульный лист.

2. Реферативное изложение трех  теоретических вопросов.

3. Ситуационная (практическая) часть:

3.1. Условие ситуационной (практической) задачи № 1

3.2. Решение и ответ на задачу  № 1

3.3. Условие ситуационной (практической) задачи № 2

3.4. Решение и ответ на задачу  № 2

3.5. Условие ситуационной (практической) задачи № 3

3.6. Решение и ответ на задачу  № 3

3.7. Условие ситуационной (практической) задачи № 4

3.8. Решение и ответ на задачу  № 4

3.9. Условие ситуационной (практической) задачи № 5

3.10. Решение и ответ на задачу  № 5

4. Список литературы, используемой  для написания контрольной работы.

 

 

Вариант № 8

Объем текста контрольной работы не должен превышать:

при наборе студентом текста работы на компьютере – 8 страниц, при этом текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4 (210×297 мм).

Первая часть – реферативное изложение трех теоретических вопросов.

Инструктивные положения. Структура  реферата должна содержать: титульный  лист, содержание, введение, основные разделы, заключение и список использованной литературы.

Во введении определяется актуальность темы, характеризуются основные термины  и понятия.

В основных разделах в соответствии с планом, указанном в названии темы, характеризуется в целом  рассматриваемая система (компоненты, в некоторых случаях - их классификация), детально описываются последовательность и взаимодействия основных процессов. Ссылки на использованную литературу обязательна.

В заключении должны быть приведены  основные выводы и личное мнение автора реферата. В конце реферата перечисляется использованная литература.

Рекомендуется следующая последовательность составления реферата:

– поиск и изучение литературы по заданной теме;

– конспектирование необходимой информации и её анализ;

– составление плана работы с выделением введения, основных разделов (подразделов), заключения и списка литературы;

– оформление работы в рукописном или машинописном исполнении (формат бумаги А–4, рукописи в тетрадях нежелательны).

Использование компьютерных заготовок недопустимо!

Варианты тем реферативных работ  приведены ниже.

 

 

Первая часть

Вариант 8. Экосистемы пустынь.

1. Абиотические факторы и видовой  состав экосистем.

2. Характеристика адаптационных  процессов растительности и животных  сообществ.

3. Причины опустынивания ландшафтов.

 

 

Вторая часть - ситуационные (практические) задачи по определению платы за загрязнение окружающей природной среды

 

Методология определения платы за загрязнение  окружающей природной среды

 

Принятые в последние  годы природоохранные законы Российской Федерации утвердили два основополагающих принципа: «загрязнитель платит» и «природные ресурсы имеют стоимость». На основе этих принципов в сфере природопользования определено две системы платежей: обязательные - за деградацию окружающей природной среды, и коммерческие - отражающие процесс купли-продажи природных ресурсов.

В данном пособии рассматриваются  только система обязательных платежей:

- плата за выбросы  загрязняющих веществ в атмосферу  (от стационарных и передвижных источников загрязнения);

- плата за сбросы  загрязняющих веществ в водные  объекты;

- плата за размещение  отходов;

- плата за возмещение  ущерба от загрязнения почв  химическими веществами.

Кроме методики определения  платы за различные виды загрязнений, в пособии рассмотрены понятия об окружающей среде, а также основные нормативы качества окружающей природной среды, являющиеся неотъемлемым инструментарием для определения размеров платы за загрязнение и решения конкретных задач.

Вопросы возмещения ущерба рыбным ресурсам, здоровью людей от разных видов воздействий (электромагнитные поля, радиация, экологически грязная пища и т.п.) находятся пока на стадии концептуальных разработок (т.е. не имеют конкретных расчётных параметров) и в данном учебном пособии не рассматриваются.

О нормативах качества окружающей среды

Окружающая людей среда  по своей сущности является средой обитания, средой жизненных интересов человека. Комфортность жизни людей зависит от качества окружающей среды, которое определяется не только природными факторами (температура, влажность, уровень радиации, наличие или отсутствие воды, растительности), но и степенью воздействия человеческого общества на природные среды.

Основным негативным воздействием человечества на природные  условия является загрязнение природных сред - атмосферного воздуха, водных объектов, почвенного слоя, сообществ растительного и животного мира. Именно это обстоятельство диктует необходимость регулярной оценки состояния окружающей среды, необходимости соблюдения определенных норм воздействия на природные среды.

Нормирование качества окружающей природной среды представляет собой деятельность по установлению и соблюдению нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на природные среды. Из всей системы нормативов качества окружающей природной среды в данной работе рассмотрены лишь те, которые позволяют оценивать степень загрязнения окружающей среды.

Качеством природной  среды считается такое состояние  её экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии между природой и человеком и воспроизводит жизнь. Люди живут в основном в техногенных средах, качество которых во многом зависит от результатов их взаимоотношений с природными составляющими среды.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) - это санитарно-гигиенический норматив концентрации химического соединения, которая при ежедневном воздействии в течение длительного времени не оказывает каких - либо патологических изменений или заболеваний организма, а также не нарушает биологического оптимума для человека.

В сфере практической деятельности ПДК следует рассматривать  как:

- пороговую величину  безопасности здоровья людей;

- единицу измерения  содержания вредных веществ в  природных средах (воздух, вода, почвы), в предметах быта (пища, посуда, мебель и т.п.);

- инструментарий в  сфере мониторинга, статистики;

- контрольную цифру  экологически приемлемого содержания  вредных веществ в исходных материалах и сырье промышленных предприятий;

- измеритель класса  опасности промышленных и коммунально-бытовых отходов.

 Математическая сущность  ПДК - отношение фактического  содержания химических веществ  к ПДК.

Нормативы ПДК установлены  для нескольких тысяч химических веществ соединений, являются едиными  и обязательными для всех организаций  физических лиц независимо от подчиненности и форм собственности.

Предельно-допустимые выбросы1 (ПДВ) – научно-технический норматив, устанавливаемый из условий, когда содержание загрязняющего вещества в приземном слое воздуха от одного или нескольких источников не превышает норматив качества воздуха для населения, животного и растительного мира. При этом руководствуются формулой С + Сф = ПДК, где С - концентрация загрязняющего вещества источника выброса, Сф - концентрация конкретного вещества в конкретном месте.

В сфере практической деятельности том ПДВ - это проектный документ, в котором расчётным путём определены предельные объемы выброса конкретных вредных веществ в конкретных условиях местоположения предприятия. Том ПДВ разрабатывается администрацией предприятия и согласовывается природоохранными органами. Предельные нормы выброса вредных веществ в атмосферу определяются на основе специфики технологического процесса и зависят от эффективности газоочистных сооружений; чем совершеннее системы очистки газов, тем меньше объёмы выброса вредных веществ.

Предельно-допустимый сброс2 (ПДС) - максимально допустимая масса вредного вещества в сточных водах, сброшенная в данном пункте водного объекта в единицу времени. ПДС определяется с учетом ПДК в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями. В практической среде том ПДС (также как и том ПДВ) определяется технологическими возможностями очистных сооружений и степенью очистки сточных вод.

Временно-согласованные  выбросы (ВСВ) - это документ, разрешающий бо¢льшие (по сравнению с ПДВ), но лимитированные объемы выбросов загрязняющих атмосферу веществ с учетом использования морально устаревшего или физически изношенного газоочистного оборудования. ВСВ - это компромисс государственных органов с временно нерентабельным либо реконструируемым предприятием, это договор на конкретное время (3-5лет) с условием замены в этот срок устаревшего оборудования и достижения уровня выбросов до норматива

ПДВ. ВСВ разрабатывается  администрацией предприятия на основе инвентаризации существующего газоочистного  оборудования и согласуется природоохранными органами. Норматив платы за выбросы 1 тонны конкретного загрязняющего  вещества в режиме ВСВ увеличен по сравнению с режимом ПДВ в 5 раз.

Временно-согласованный  сброс (ВСС) - по своему содержанию и логики разработки является аналогом ВСВ - это компромиссный договор на конкретный срок действия режима увеличенного сброса (по сравнению с ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты.

 Практическое значение  вышеперечисленных экологических  ограничений (ПДВ, ВСВ, ПДС,  ВСС) состоит в том, что они  не позволяют предприятию чрезмерно  и бесконтрольно загрязнять окружающую  среду. Анализ и систематизация  количественных и качественных показателей загрязнения дает возможность в определенной степени оценивать и регулировать состояние окружающей природной среды. В этом процессе негативным фактором является сверхлимитное загрязнение.

Сверхлимитное загрязнение - это массы загрязняющих веществ, превышающие установленные лимиты, а также вся масса загрязняющих веществ при отсутствии согласованных нормативов и лимитов. При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение. Все объёмы несанкционированных, аварийных выбросов, сбросов и свалок отходов являются сверхлимитными.

Таким образом, на предприятии  образуются различные режимы загрязнения  окружающей среды: нормативный, лимитный сверхлимитный.

Нормативный режим наступает в случае согласования минимальных объёмов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в форме ПДВ и ПДС.

Лимитный  режим – это компромиссный, временный период работы предприятия по согласованным с природоохранными органами ВСВ и ВСС и лимитами захоронения отходов.

Сверхлимитный режим возникает при нарушении предприятием природоохранного законодательства.

 Основные положения  о взимании платы за загрязнения  окружающей природной среды

1. Плата за загрязнение  взимается с предприятий, учреждений и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм собственности.

2. Плата за загрязнение  - это: 

- форма возмещения  за негативные воздействия на  окружающую природную среду в  результате хозяйственной деятельности;

- плата за загрязнение природной среды, это платежи за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах (сбросах) конкретного предприятия;

- плата за загрязнение  природной среды формируется  на основе единых межотраслевых подходов, т.е. ущерб, который вредные вещества наносят окружающей среде, зависит не от предприятия конкретной отрасли, а от состава и массы выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.

3. Плата за загрязнение  взимается за:

- выброс в атмосферу  загрязняющих веществ;

- сброс загрязняющих  веществ в водные объекты и подземные воды, а также за любое подземное размещение стоков;

- размещение отходов.

4. Установлено два  вида базовых нормативов платы: 

- за выбросы, сбросы  в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС – нормативный режим);

- за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС – лимитный режим);

5. Размер платежей  определяется как сумма: 

- в размерах, не превышающих  нормативы;

- в размерах, не превышающих  установленные лимиты;

- за сверхлимитное  загрязнение.

6. Годовой размер платежей  разбивается по кварталам, утверждается  руководством предприятия и согласовывается  природоохранными органами.

7. Фактическая масса  годового выброса (сброса, накопления  отходов) подразделяется на:

- массу нормативно-предельнодопустимых выбросов, сбросов;

- массу установленных лимитов  выброса, сброса, накопления отходов; 

Информация о работе Экосистемы пустынь. Методология определения платы за загрязнение окружающей природной среды