Экономический рост: понятие, факторы , влияние на экологию

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность экономического роста и его влияние на окружающую среду.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие экономического роста, изучить его виды и особенности функционирования.
2. Выявить влияние экономического роста на окружающую среду.
3. Охарактеризовать экологические приоритеты и цели Республики Беларусь в новых экономических условиях.

Содержание

.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ , ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЮ……………………………………………………………………5
1.1Сущность экономического роста………………………………………… 5
1.2Факторы экономического роста…………………………………………. 11
1.3Экономический рост и окружающая среда…………………………….. 15
1.4Принципы и методы оценки экономической эффективности
экологически значимых мероприятий………………………………………. 22
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………..………………………… 25
3. ПЕРСПЕКТИВЫ УВЕЛИЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СНИЖЕНИЯ НАГРУЗКИ НА ЭКОЛОГИЮ РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Работа содержит 1 файл

Экон рост курсовая.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

- снижение выбросов оксидов серы и азота за счет перевода на сжигание природного газа и совершенствование процессов сжигания топлива;

-разработка и внедрение нетрадиционных экологически чистых методов производства энергии (солнечной, ветровой, биомассы и др.);

- обеспечение производства и использования низкосернистого мазута в необходимом объеме;

- стимулирование разработки и внедрения безопасных, экологически чистых и эффективных технологий в промышленности;

- оснащение не менее 40 % стационарных источников выбросов пылегазоочистным оборудованием;

- обеспечение создания автоматизированной системы мониторинга загрязнения атмосферы;

- проведение мероприятий по более глубокой очистке сточных вод (ввод новых мощностей очистных сооружений, реконструкция и модернизация действующих в соответствии с прогрессивными технологиями, внедрение мало- и безводных технологий). [ 10, с. 290]

     В условиях  переходной экономики в реализации  экологической политики все более приоритетными становятся экономические рычаги регулирования сферы природопользования, и в первую очередь — формирование экологически ориентированных налоговой системы и механизма ценообразования. Долгосрочная программа экологизации налоговой системы должна объединять, по мнению специалистов, поэтапную реализацию следующих задач:

- последовательное повышение  доли налогов на использование природно-ресурсного потенциала в совокупных налоговых поступлениях в республиканский и местные бюджеты;

- расширение базы природно-ресурсного  налогообложения за счет введения  налогов на использование ассимиляционного  потенциала окружающей среды;

- введение акцизов на товары и услуги, потребление которых сопряжено с повышенным экологическим риском;

- расширение налоговых  льгот для предприятий и организаций, осваивающих производство экологически безопасных изделий или применение замкнутых (малоотходных) технологий;

- ограничение прямого  и косвенного субсидирования  природоемких и опасных для  окружающей среды видов хозяйственной деятельности.

    Суть этих  преобразований состоит в переходе  от существующего преимущественно косвенного налогообложения к прямому природно-ресурсному. Однако трудности переходного периода, связанные с отсутствием реальных рыночных отношений, монополизмом отдельных производителей, разбалансированностью финансовой системы, высоким уровнем инфляции, затрудняют перестройку налоговой системы по всем отмеченным выше направлениям. Возможным в ближайшее время представляется изменение налогообложения таким образом, чтобы оно реально стимулировало природосберегающие способы хозяйствования.

     Как показала  практика, введение экологического налога (платежей за загрязнение окружающей среды) оказалось мерой с ограниченной эффективностью, так как платить зачастую выгоднее, чем строить природоохранные объекты. В принципе любые формы экономического принуждения, каковыми и являются экологические налоги и штрафы за загрязнение, ослабляют пружины рыночной экономики. Экоразвитие нельзя осуществлять лишь (или преимущественно) методами негативной мотивации, посредством санкций, поскольку, будучи средством принудительного характера, они не создают внутренних побудительных мотивов и просто повышают издержки производства. На Западе эти методы более эффективны в силу развитости конкурентной среды и невозможности компенсировать экологические издержки ростом цен.

   В законе "Об охране окружающей среды" заложены правовые основы налогового регулирования природопользования методами позитивной мотивации, экономического стимулирования. Статья 79 закона предусматривает предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям кредитных, налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных, безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, переработке отходов производства и потребления, использовании вторичных ресурсов и осуществлении иной природоохранной деятельности. Отмечено также, что законодательством Республики Беларусь могут устанавливаться иные виды экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако механизм реализации этих положений находится на стадии разработки.

     В качестве  иных мер экономического стимулирования  возможно установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов. Другим стимулирующим налоговым рычагом воздействия на предприятия может стать дифференцированная система повышенных налоговых ставок на очистное оборудование, которое используется после окончания срока его амортизации.

    Реформирование  нашей экономической модели немыслимо  без совершенствования ценовой политики. Существовавшая ранее система цен была ориентирована на дешевизну и доступность природных ресурсов, не учитывала требований экологизации производства, поскольку расходы на оздоровление окружающей среды не находили должного отражения в производственных затратах.

   Ценовая политика на данном  этапе должна способствовать  реализации экологических требований  развития, поощрять внедрение экологически  чистых производств и видов  продукции. Для этого необходимо обеспечить учет экологических издержек в ценах. Важную стимулирующую роль могут играть скидки и надбавки к ценам в зависимости от степени рациональности природопользования и экологичности производства (или выпускаемой продукции). Поощрительные надбавки к ценам на продукцию, отвечающую высоким экологическим стандартам, могут устанавливаться на определенный срок и дифференцироваться в зависимости от степени ее экологичности. И напротив, на продукцию с низкими экологическими характеристиками могут устанавливаться скидки к ценам, например, в форме твердого налога (отчислений) в бюджет. Конечно, в рыночной экономике на помощь административным рычагам приходят экономические методы воздействия на предприятие-загрязнитель, но в ближайшее время надеяться на их высокую эффективность не приходится. Ведь известно, что действующие нормативы платежей за загрязнение существенно меньше затрат, требуемых для снижения загрязнений, и предприятию выгоднее платить за выбросы, не сокращая их объемов. Поэтому необходимо принять правила учета экологического фактора  например,  в процессе приватизации государственной собственности, запрещающие в первую очередь наращивать выбросы (сбросы) в окружающую среду выше имеющегося уровня.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

      Таким  образом, двигателем человеческого  развития является экономический рост, без которого не может быть поступательного роста потребления, капитала, повышения благосостояния и социальной защищенности. Тем не менее, экономический рост не может быть самоцелью; он должен обеспечивать улучшение качества жизни, полную занятость, сокращение нищеты, совершенствование характера распределения доходов, сохранение среды обитания. Рост должен быть поступательным и устойчивым. Источником ресурсов для развития служит природная среда. Ее состояние является важным критерием процесса развития. Современная цивилизация основана на принципе покорения природы. Но цивилизация "покорения природы" имеет жестко заданные временные границы развития, охватывающие интервал времени, в течение которого исчерпывается восстановительная способность природных комплексов. Выйдя на этот рубеж, цивилизация вползает в экологический кризис, усугубление и глобализация которого ведут к угасанию самой цивилизации.

      Осознав  это, человечество ищет пути  перехода к цивилизации нового типа — цивилизации равновесного природопользования, где антропогенное воздействие на природу будет приведено в соответствие со способностью природных систем нести эту нагрузку.

    В процессе  формирования рыночных отношений  в хозяйственном механизме природопользования должны, конечно, произойти коренные перемены. Однако важно иметь в виду, что рыночные рычаги, которые мы стремимся освоить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природосбережения, чем жесткое административное принуждение.

     Исходной  предпосылкой и составной частью  процесса совершенствования централизованного  управления экологической сферой  является формирование экономического  механизма природопользования, который представляет собой совокупность экономических методов управления, призванных создать материальную заинтересованность ресурса-потребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой. По мере замещения административных методов экономическими основной задачей центральных органов управления становится разработка долгосрочной стратегии и научно обоснованной нормативной базы природопользования.    Основой государственного регулирования в области экологии должно стать природоохранное законодательство, служащее отправным моментом разработки национальных экологических программ и других плановых и прогнозных документов, обеспечивающих экологическую направленность экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.Основные положения  программы социально-экономического развития   Республики   Беларусь на 2005-2015 годы.

2.Курс экономической  теории /Под общ.ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой – М.,2005г.

3.Лемешевский И. М.   Экономическая теория (в трех  частях). Ч. I. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004 г.

4.Макроэкономика: Учебное  пособие/ Под ред. М.И.Плотницкого.  Мн., 2002., 

5.Проблемы, успехи и  трудности переходной экономики.  Под ред. М. А. Портного. М., 2003г. 

6.Чепиков М.Ю. Макроэкономика: Конспект лекций. Мн., 2008 г.

7.Экономика; Учебное  пособие/ Под ред М И.Плотницкого.  Мн., 2002.

8.Экономическая теория. Николаева Л.А., Черная И.П. М., 2009.

9.Шимов В.Н. Экономическое  развитие Беларуси на рубеже  веков: проблемы, итоги, перспективы. Мн., БГЭУ,2003.

10.Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. - Мн.: БГЭУ, 2001.

11. Национальная экономика  Беларуси/ под ред. В.Н. Шимова. Ме., БГЭУ 2006.

12. Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы 4-й международной научной конференции, Минск, 2—3 окт. 2003 г-В 2-х т. НИЭИ МЭ РБ. — Мн.: 2003,

 


Информация о работе Экономический рост: понятие, факторы , влияние на экологию