Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность экономического роста и его влияние на окружающую среду.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие экономического роста, изучить его виды и особенности функционирования.
2. Выявить влияние экономического роста на окружающую среду.
3. Охарактеризовать экологические приоритеты и цели Республики Беларусь в новых экономических условиях.
.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ , ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЮ……………………………………………………………………5
1.1Сущность экономического роста………………………………………… 5
1.2Факторы экономического роста…………………………………………. 11
1.3Экономический рост и окружающая среда…………………………….. 15
1.4Принципы и методы оценки экономической эффективности
экологически значимых мероприятий………………………………………. 22
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………..………………………… 25
3. ПЕРСПЕКТИВЫ УВЕЛИЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СНИЖЕНИЯ НАГРУЗКИ НА ЭКОЛОГИЮ РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Стремление сохранить свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием национальных кластеров — конгломератов конкурентоспособных отраслей национальной экономики. Особые экономические возможности для обеспечения устойчивого экономического роста открываются вслед за созданием международных ФПГ (с российским и другим капиталом).
На современном этапе проводится модернизация белорусской экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. Завершаются расширение и реконструкция, реструктуризация важнейших экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; создаются новые прогрессивные производства по выпуску новой наукоемкой продукции (производство оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры, средств вычислительной техники, бытовых приборов и машин, приборов для медицины, физиологии и биологии, продукции химико-фармацевтической и медицинской техники и др.) [9].
Эти меры позволили обеспечить устойчивые темпы экономического роста, улучшить структуру национальной экономики и повысить эффективность ее функционирования на основе совершенствования системы государственного регулирования и более широкого использования рыночных механизмов хозяйствования (оптимизация налоговой, денежно-кредитной, ценовой и внешнеэкономической политики, стимулирующей отечественное производство и развитие предпринимательства, реформирование собственности исходя из интересов населения и государства, более широкое привлечение средств населения, иностранных инвестиций и кредитов).
При анализе таких показателей, как объем ВВП, уровень промышленного производства и уровень инвестиций в основной капитал (рис. 2.) можно отметить взаимную корреляцию трендов данных показателей. Стабильно положительная динамика указанных показателей на протяжении последних восьми лет свидетельствует о последовательном и равномерном развитии белорусской экономики на протяжении данного периода [4, с.52].
Рисунок 2 - Рост ВВП, продукции промышленности, инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь в 2001 – 2008 гг., млрд. руб.
Фаза подъема белорусской экономики в 2001 - 2008 гг. также характеризовалась постепенным снижением темпов инфляции с небольшим ростом в последние два года и стабильным уровнем занятости (рис. 3.), что в совокупности с положительной динамикой вышеперечисленных показателей наглядно свидетельствует, что экономика Республики Беларусь находилась в зрелой и устойчивой фазе экономического оживления.
Рисунок 3 - Динамика уровней инфляции и безработицы (в % к предыдущему году) в 2001 – 2008 гг.
Можно констатировать, что с 1996 г. г. и до последнего времени национальная экономика Республики Беларусь демонстрировала стабильно высокие темпы экономического роста. Наблюдался рост основных макроэкономических показателей. Инфляция и безработица не превышали установленных пределов, повышался объем инвестиций в основные фонды республики. Однако стадия роста не сможет долго поддерживаться за счет экстенсивных факторов, в частности дотации неэффективных производств и косвенных дотаций всей экономики со стороны Российской федерации.
Таким образом, со второй половины 1980-х гг. в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанием возможных для экстенсивного развития. Начиная с 1996 г. и вплоть до 2010 г. экономика Республики Беларусь находилась на стадии оживления, которая характеризовалась устойчивым экономическим ростом. Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста.
На современном этапе
экономического цикла возникает
необходимость в
Составной частью национальной модели экономического развития, которая обеспечит продолжение фазы оживления белорусской экономики является также промышленная политика, основные приоритеты которой в Беларуси в настоящий период заключаются в увеличении объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов, развитии наукоемких отраслей с высокими технологиями, расширении производства конкурентоспособной продукции, энерго- и ресурсосбережении, обеспечении занятости населения.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ УВЕЛИЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СНИЖЕНИЯ НАГРУЗКИ НА ЭКОЛОГИЮ РБ.
Стратегией социально-экономического развития Республики Беларусь, определенной государственными программными документами, является поэтапное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальной специфики для повышения жизненного уровня населения, улучшения среды обитания. Основной целью государственной политики в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого человеческого развития, которое базируется на экономике, сочетающейся с принципами экологической безопасности и социальной справедливости в демократическом обществе.
Под устойчивым понимается развитие общества, при котором удовлетворение его потребностей осуществляется с условием экологических ограничений, без отрицательных последствий для будущих поколений. Речь идет о таком развитии экономики, которое обеспечивает рост благосостояния, условий труда и жизни настоящего и будущих поколений при сохранении динамического равновесия между всеми компонентами биосферы, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, широком вовлечении в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.
Модель устойчивого
развития весьма актуальна для
нашей страны, экономика которой
долгое время была частью
Стратегия представляет собой комплекс научно обоснованных направлений по решению общенациональных экономических, социальных, экологических проблем, тесно взаимосвязанных с мировым развитием. Она содержит рекомендации правительству, неправительственным структурам и общественным организациям, которые должны учитываться при принятии и реализации решений. Один из важнейших компонентов и принципов устойчивого развития в НСУР — экологический императив (безусловный принцип поведения) в развитии народного хозяйства. В соответствии с экологической политикой, в интересах устойчивого социально-экономического развития, требуют решения отмеченные в НСУР задачи:
- включение экологического императива в структурно-инвестиционную политику, переход производства к стратегии качественного роста под экологическим контролем;
- последовательная экологизация всех звеньев общественного производства на основе поэтапного перевода промышленности на малоотходные технологии и комплексные безотходные производства, ориентированные на качественное социально-технологическое преобразование современного общества;
- совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающее отказ от затратного подхода, переход к биосферносовместимому природопользованию, расширение системы платности использования всех природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
- создание механизма приоритетного финансирования важнейших природоохранных мероприятий;
- осуществление экологически обоснованного размещения и развития производительных сил с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;
-обеспечение условий для формирования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг;
- усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;
- повышение уровня экологического образования и воспитания населения;
- обеспечение полной гласности, доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативного и объективного оповещения населения об экологически опасных ситуациях и др.
Важнейшим средством реализации экологической политики являются институциональные преобразования с целью создания эффективных рыночных структур, формирование нового правового и экономического механизма регулирования экологической сферы. Эти преобразования предполагают:
- совершенствование
- экономическое стимулирование средствами государственной налоговой, кредитной и ценовой политики ресурсе- и энергосбережения, внедрение экологичной техники и технологии;
- содействие использованию технической и финансовой помощи международных организаций, иностранных инвестиций в практическом решении экологических проблем;
- формирование кадрового потенциала, способного на практике реализовать задачи экологической политики.
Условиями экономического роста как фактора устойчивого развития являются достижение финансовой стабильности на макроэкономическом уровне, наличие достаточных внутренних и привлеченных извне финансовых ресурсов, а также создание механизма аккумулирования и использования этих средств на наиболее эффективных направлениях.
Расширение экономических возможностей субъектов хозяйствования и управления способствует формированию такого механизма эколого-экономического регулирования, в котором преимущественное использование административных методов управления природопользованием, свойственное недавнему прошлому, сменяется приоритетом экономических методов. Эта тенденция будет развиваться по мере усиления экономической стабилизации в стране. В целом экономический механизм природопользования должен включать следующие направления:
- экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды посредством налоговых, кредитных и других льгот, совершенствование экологического налогообложения;
- формирование особого рынка прав и разрешений на техногенные загрязнения;
- организация бирж отходов;
- создание экологических банков, осуществляющих прием вкладов в виде "излишков сокращений выбросов";
- введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователя;
- осуществление страхования экологического риска и так далее.
Таким образом, по мере экономической стабилизации НСУР предполагает освоение механизмов рыночного регулирования экологической сферы. Ключевым направлением реализации стратегии устойчивого развития, отмечается в НСУР, должно стать прогрессивное изменение отраслевой структуры экономики в сторону снижения удельного веса материале- и энергоемких отраслей индустрии, преобразование производственной базы в отраслях-загрязнителях путем перехода на экологически чистые технологические процессы. Намечается также реструктуризация и санация предприятий с учетом экологического фактора, переход на международные стандарты технологических процессов производства продукции, что обеспечит включение Беларуси в мировую экономику и систему международной экологической безопасности.
Для реализации
одного из основных принципов
устойчивого развития —
Информация о работе Экономический рост: понятие, факторы , влияние на экологию