Экономический рост: понятие, факторы , влияние на экологию

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность экономического роста и его влияние на окружающую среду.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие экономического роста, изучить его виды и особенности функционирования.
2. Выявить влияние экономического роста на окружающую среду.
3. Охарактеризовать экологические приоритеты и цели Республики Беларусь в новых экономических условиях.

Содержание

.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ , ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЮ……………………………………………………………………5
1.1Сущность экономического роста………………………………………… 5
1.2Факторы экономического роста…………………………………………. 11
1.3Экономический рост и окружающая среда…………………………….. 15
1.4Принципы и методы оценки экономической эффективности
экологически значимых мероприятий………………………………………. 22
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………..………………………… 25
3. ПЕРСПЕКТИВЫ УВЕЛИЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СНИЖЕНИЯ НАГРУЗКИ НА ЭКОЛОГИЮ РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Работа содержит 1 файл

Экон рост курсовая.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Стремление сохранить  свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием  национальных кластеров — конгломератов конкурентоспособных отраслей национальной экономики. Особые экономические возможности для обеспечения устойчивого экономического роста открываются вслед за созданием международных ФПГ (с российским и другим капиталом).

На современном этапе проводится модернизация белорусской экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. Завершаются расширение и реконструкция, реструктуризация важнейших экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; создаются новые прогрессивные производства по выпуску новой наукоемкой продукции (производство оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры, средств вычислительной техники, бытовых приборов и машин, приборов для медицины, физиологии и биологии, продукции химико-фармацевтической и медицинской техники и др.) [9].

Эти меры позволили обеспечить устойчивые темпы экономического роста, улучшить структуру национальной экономики и повысить эффективность ее функционирования на основе совершенствования системы государственного регулирования и более широкого использования рыночных механизмов хозяйствования (оптимизация налоговой, денежно-кредитной, ценовой и внешнеэкономической политики, стимулирующей отечественное производство и развитие предпринимательства, реформирование собственности исходя из интересов населения и государства, более широкое привлечение средств населения, иностранных инвестиций и кредитов).

При анализе таких  показателей, как объем ВВП, уровень  промышленного производства и уровень  инвестиций в основной капитал (рис. 2.) можно отметить взаимную корреляцию трендов данных показателей. Стабильно положительная динамика указанных показателей на протяжении последних восьми лет свидетельствует о последовательном и равномерном развитии белорусской экономики на протяжении данного периода [4, с.52].

 

Рисунок 2 - Рост ВВП, продукции промышленности, инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь в 2001 – 2008 гг., млрд. руб.

Фаза подъема белорусской  экономики в 2001 - 2008 гг. также характеризовалась  постепенным снижением темпов инфляции с небольшим ростом в последние  два года и стабильным уровнем  занятости (рис. 3.), что в совокупности с положительной динамикой вышеперечисленных показателей наглядно свидетельствует, что экономика Республики Беларусь находилась в зрелой и устойчивой фазе экономического оживления.

Рисунок 3 - Динамика уровней инфляции и безработицы (в % к предыдущему году) в 2001 – 2008 гг.

 

Можно констатировать, что  с 1996 г. г. и до последнего времени  национальная экономика Республики Беларусь демонстрировала стабильно  высокие темпы экономического роста. Наблюдался рост основных макроэкономических показателей. Инфляция и безработица не превышали установленных пределов, повышался объем инвестиций в основные фонды республики. Однако стадия роста не сможет долго поддерживаться за счет экстенсивных факторов, в частности дотации неэффективных производств и косвенных дотаций всей экономики со стороны Российской федерации.

Таким образом, со второй половины 1980-х гг. в Беларуси, как  и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное  неэффективностью административно-командной  системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанием возможных для экстенсивного развития. Начиная с 1996 г. и вплоть до 2010 г. экономика Республики Беларусь находилась на стадии оживления, которая характеризовалась устойчивым экономическим ростом. Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста.

На современном этапе  экономического цикла возникает  необходимость в совершенствовании  модели экономического развития Республики Беларусь, учитывающей общемировые  закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство. В предстоящий период надлежит осуществить переход к преимущественно интенсивному типу экономического роста; перевод экономики на рыночные условия хозяйствования, включающие преобразование отношений собственности, выработку и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификацию управленческих кадров.

Составной частью национальной модели экономического развития, которая  обеспечит продолжение фазы оживления  белорусской экономики является также промышленная политика, основные приоритеты которой в Беларуси в настоящий период заключаются в увеличении объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов, развитии наукоемких отраслей с высокими технологиями, расширении производства конкурентоспособной продукции, энерго- и ресурсосбережении, обеспечении занятости населения.

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ УВЕЛИЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СНИЖЕНИЯ НАГРУЗКИ НА ЭКОЛОГИЮ РБ.

 

    Стратегией социально-экономического развития Республики Беларусь, определенной государственными программными документами, является поэтапное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальной специфики для повышения жизненного уровня населения, улучшения среды обитания. Основной целью государственной политики в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого человеческого развития, которое базируется на экономике, сочетающейся с принципами экологической безопасности и социальной справедливости в демократическом обществе.

    Под устойчивым понимается развитие общества, при котором удовлетворение его потребностей осуществляется с условием экологических ограничений, без отрицательных последствий для будущих поколений. Речь идет о таком развитии экономики, которое обеспечивает рост благосостояния, условий труда и жизни настоящего и будущих поколений при сохранении динамического равновесия между всеми компонентами биосферы, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, широком вовлечении в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

   Модель устойчивого  развития весьма актуальна для  нашей страны, экономика которой  долгое время была частью единого  народнохозяйственного комплекса  СССР, ориентировалась в основном на союзный рынок и зависела от поставок сырья, энергоносителей и других важных производственных ресурсов из других республик. Распад СССР отрицательно сказался на стабильности развития Беларуси. Кроме того, широкое развитие промышленности (химической, нефтехимии, машиностроения и др.), базирующейся в основном на устаревших многоотходных технологиях, наличие большого количества животноводческих комплексов, сбрасывающих свои отходы в окружающую среду, радиационное загрязнение более 1/5 территории республики после чернобыльской катастрофы до предела осложнили экологическую ситуацию в Беларуси. Это и предопределило широкое признание у нас идеи устойчивого развития и неотложную потребность разработки Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь.

           Стратегия представляет собой комплекс научно обоснованных направлений по решению общенациональных экономических, социальных, экологических проблем, тесно взаимосвязанных с мировым развитием. Она содержит рекомендации правительству, неправительственным структурам и общественным организациям, которые должны учитываться при принятии и реализации решений. Один из важнейших компонентов и принципов устойчивого развития в НСУР — экологический императив (безусловный принцип поведения)  в развитии народного хозяйства. В соответствии с экологической политикой, в интересах устойчивого социально-экономического развития, требуют решения отмеченные в НСУР задачи:

- включение экологического императива в структурно-инвестиционную политику, переход производства к стратегии качественного роста под экологическим контролем;

- последовательная экологизация всех звеньев общественного производства на основе поэтапного перевода промышленности на малоотходные технологии и комплексные безотходные производства, ориентированные на качественное социально-технологическое преобразование современного общества;

- совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающее отказ от затратного подхода, переход к биосферносовместимому природопользованию, расширение системы платности использования всех природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;

- создание механизма приоритетного финансирования важнейших природоохранных мероприятий;

- осуществление экологически обоснованного размещения и развития производительных сил с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;

-обеспечение условий для формирования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг;

- усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;

- повышение уровня экологического образования и воспитания населения;

- обеспечение полной гласности, доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативного и объективного оповещения населения об экологически опасных ситуациях и др.

    Важнейшим средством реализации экологической политики являются институциональные преобразования с целью создания эффективных рыночных структур, формирование нового правового и экономического механизма регулирования экологической сферы. Эти преобразования предполагают:

- совершенствование природоохранного  законодательства, системы экологических  стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование при экологическом реформировании с последующим переходом на международные стандарты как необходимое условие вхождения Беларуси в мировую экономику и международную систему обеспечения экологической безопасности;

- экономическое стимулирование  средствами государственной налоговой, кредитной и ценовой политики ресурсе- и энергосбережения, внедрение экологичной техники и технологии;

- содействие использованию технической и финансовой помощи международных организаций, иностранных инвестиций в практическом решении экологических проблем;

- формирование кадрового потенциала, способного на практике реализовать задачи экологической политики.

    Условиями экономического роста как фактора устойчивого развития являются достижение финансовой стабильности на макроэкономическом уровне, наличие достаточных внутренних и привлеченных извне финансовых ресурсов, а также создание механизма аккумулирования и использования этих средств на наиболее эффективных направлениях.

     Расширение экономических возможностей субъектов хозяйствования и управления способствует формированию такого механизма эколого-экономического регулирования, в котором преимущественное использование административных методов управления природопользованием, свойственное недавнему прошлому, сменяется приоритетом экономических методов. Эта тенденция будет развиваться по мере усиления экономической стабилизации в стране. В целом экономический механизм природопользования должен включать следующие направления:

- экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды посредством налоговых, кредитных и других льгот, совершенствование экологического налогообложения;

- формирование особого рынка прав и разрешений на техногенные загрязнения;

- организация бирж отходов;

- создание экологических банков, осуществляющих прием вкладов в виде "излишков сокращений выбросов";

- введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователя;

- осуществление страхования экологического риска и так далее.

     Таким образом, по мере экономической стабилизации НСУР предполагает освоение механизмов рыночного регулирования экологической сферы. Ключевым направлением реализации стратегии устойчивого развития, отмечается в НСУР, должно стать прогрессивное изменение отраслевой структуры экономики в сторону снижения удельного веса материале- и энергоемких отраслей индустрии, преобразование производственной базы в отраслях-загрязнителях путем перехода на экологически чистые технологические процессы. Намечается также реструктуризация и санация предприятий с учетом экологического фактора, переход на международные стандарты технологических процессов производства продукции, что обеспечит включение Беларуси в мировую экономику и систему международной экологической безопасности.

    Для реализации  одного из основных принципов  устойчивого развития — рационального  экономного использования природных  ресурсов, обеспечения здоровой  среды обитания настоящего и будущих поколений — Концепцией и программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 гг. допускается достижение роста промышленного производства на 1 % при условии ужесточения удельных экологических нагрузок (лимитов) на 0,2 %. Чтобы выполнить это условие, необходимо реализовать целый ряд технических, технологических, организационных и экономических решений, среди которых важнейшие:

Информация о работе Экономический рост: понятие, факторы , влияние на экологию