Экономическая роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:27, реферат

Описание работы

Любое государство в разные периоды исторического развития имеет воздействие на экономику. Либо оно способствует экономическому развитию, либо тормозит его.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Экономическая роль государства: Необходимость,возможность,пределы………………………………………………………...4
Роль государства в современной экономике………………………………………………….6
Формы государственного регулирования экономики……………………………………7
Государственное регулирование монополий……………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………………………..17
Задача………………………………………………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 46.24 Кб (Скачать)

В любой  стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

В странах  с рыночной экономикой степень вмешательства  государства и его органов  в экономическую деятельность предприятий  и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный  характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных  ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных  инвестиций, субсидий, льгот, кредитования осуществления государственных  социальных и экономических программ.

Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально  незащищенных слоев населения. Существуют, применяются разнообразные формы  государственного регулирования. Ниже перечислены наиболее важные и главные  из них:[4] 

  • Непосредственное  государственное управление рядом  отраслей, объектов полностью или  частично применяется по отношению  к предприятиям, организациям, имеющим  жизненно важное значение для экономики  и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким  объектам относят военные, оборонные, энергетические, заповедники, музеи, парки  и т.д.
 
  • Налоговое регулирование  осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых  ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов.В том же направлении  воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство  может ускорять или замедлять  экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджет, финансовая база социальной политики;
 
  • Денежно-кредитное  регулирование состоит в воздействии  государства на денежное обращение  и объем денежной массы. Государство  через центральный банк способно регулировать  эмиссию и общую  денежную массу , устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную  ставку, норму резервирования и др. нормативы, устанавливаемые центральным  банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие  на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции;
 
  • Бюджетное регулирование  заключается в том, что государственные  органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета  по различным  направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут  быть выделены большие бюджетные  ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулирование затрагивает и  установление предельно допустимого  дефицита государственного бюджета;
 
  • Ценовое регулирование  в условиях рыночной экономики заключается  в том, что государство может  устанавливать предельный уровень  цен, запрещая их повышение сверх  этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство в праве  само назначать цены. Иногда ценовое  регулирование проявляется в  форме установления предельных уровней  рентабельности для предприятий  монополистов;
 
  • Социальное  регулирование со стороны государства  направлено  на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально  незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий  жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное  социальное страхование, предусматривает  меры, создающие возможность пенсионного  обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни  людей. Государство устанавливает  минимальный уровень пенсий, пособий стипендий. Это одно из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством;
 
  • Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое  законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату  пособий по безработице. Государство  также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных;
 
  • Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды – меры по защите природы в виде штрафов и санкций  за загрязнение, а также предписаний  по осуществлению обязательных природозащитных  и природоохранных мероприятий. Государственные органы уста вливают  нормы выделения предприятиями  средств на восстановление окружающей среды;
 
  • Государственное антимонопольное регулирование  направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное  законодательство предусматривает  санкции против монополистов, предотвращает  создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный  государственный реестр предприятий  монополистов;
 
  • Государственное внешнеэкономическое регулирование  – это обширный спектр мер и  инструментов государственного воздействия  на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими  государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических  интересов страны, повышение эффективности  внешнеэкономических связей ,обеспечение  экономической безопасности.[5]
 

Таковы основные формы регулирования экономики  государством. 
 
 
 

Государственное регулирование монополий

В условиях рыночной экономики  естественные монополии  должны подвергаться жесткому государственному регулированию, иначе они неизбежно  будут стремится злоупотреблять своей рыночной властью. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством  конкуренции, государство,  устанавливает  контроль над ценами, прибегает к  разделению больших фирм, препятствуя  их слиянию.

Проблема  необходимости государственного регулирования  естественных монополий в России была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими  продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При  этом реформаторское крыло правительства  стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи  с необходимостью остановить рост цен  в соответствующих отраслях или  обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.

По Закону "О естественных монополиях", сфера  регулирования включает транспортировку  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и  аэропортов, услуги общедоступной и  почтовой связи.

Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение  потребителей для обязательного  обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования  также вменяется в обязанность  контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в  аренду имущества.

Зарубежные  опыт регулирования показывает, что  главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов  государственного управления, так и  от регулируемых ими хозяйственных  субъектов, а также согласованность  интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит  им возможность принимать политически  непопулярные решения.

Система государственного регулирования естественных монополий  в России на современном этапе  развития не способна обеспечить нормальный процесс ценообразования в народном хозяйстве нашей страны. В связи  с этим необходимы срочные меры по дальнейшему совершенствованию этой системы.

 Одной из основных причин разразившегося экономического кризиса в России является ценовая политика естественных монополий.

Среди уже  созданных механизмов формирования цен в естественных монополиях наиболее развитым является деятельность Федеральной  и региональных энергетических комиссий. Тем не менее до сих пор в  большинстве регионов России действуют  завышенные тарифы на энергию, что не обеспечивающие нормального развития энергосистем. Поэтому уже сейчас в ряде территорий Российской Федерации тарифы на электро- и теплоэнергию значительно уменьшены.

Пути дальнейшего  совершенствования механизмов государственного регулирования цен на продукцию  отраслей-естественных монополий лежат  в разумном и постепенном применении мер, сочетающих зарубежный опыт в этой сфере народного хозяйства и  требования внутренних российских условий. [7] 

Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными  и политиками признается конкурентный рынок. Однако, в силу большого числа  разнородных социально-экономических  факторов совершенная конкуренция  не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или  не эффективно, то есть естественной для  них становится высокая степень  монополизации.

Классическими примерами естественных монополий  на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные  перевозки, а также отдельные  подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая  теплоснабжение, канализацию, водоснабжение  и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились  как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих  рынков.

Естественная  монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда  для общества в целом монополистическая  организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между  собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в  ряде отраслей исключительно высокой  отдачи от масштаба производства одним  предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

Отличительная черта таких отраслей - использование  сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует  больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних  инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым  условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное  снижение удельных издержек на единицу  продукции. Кроме того, активы воплощенные  в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах  и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы  на другие рынки. Это определяет эффективность  сосредоточения выпуска у единственного  производителя.

В случае рынка  электрической и тепловой энергии  это подразумевает, что энергоснабжение  потребителей обеспечивается с достаточной  степенью надежности. В электроэнергетике  высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей  и централизации управления технологическими процессами.

В странах  с развитыми рыночными экономиками  современная концепция регулирования  естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования  считается оправданным в тех  случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим  субъектом при условии, что конкуренция  между аналогичными предприятиями  невозможна по технологическим и  или экономическим причинам, и  рост объема производства единственного  субъекта сопровождается снижением  удельных издержек (экономия на масштабах).

Информация о работе Экономическая роль государства