Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:27, реферат
Любое государство в разные периоды исторического развития имеет воздействие на экономику. Либо оно способствует экономическому развитию, либо тормозит его.
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Экономическая роль государства: Необходимость,возможность,пределы………………………………………………………...4
Роль государства в современной экономике………………………………………………….6
Формы государственного регулирования экономики……………………………………7
Государственное регулирование монополий……………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………………………..17
Задача………………………………………………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………………………………….19
В любой
стране, при любой общественно-
В странах
с рыночной экономикой степень вмешательства
государства и его органов
в экономическую деятельность предприятий
и предпринимателей намного меньше
и носит преимущественно
Государственное
регулирование экономики ставит
своей целью соблюдать интересы
государства, общества в целом, социально
незащищенных слоев населения. Существуют,
применяются разнообразные
Таковы основные
формы регулирования экономики
государством.
В условиях рыночной экономики естественные монополии должны подвергаться жесткому государственному регулированию, иначе они неизбежно будут стремится злоупотреблять своей рыночной властью. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, устанавливает контроль над ценами, прибегает к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию.
Проблема
необходимости государственного регулирования
естественных монополий в России
была осознана властью лишь к 1994 г.,
когда рост цен на производимую ими
продукцию уже оказал существенное
влияние на подрыв экономики. При
этом реформаторское крыло правительства
стало уделять большее внимание
проблемам регулирования
По Закону "О естественных монополиях", сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.
Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.
Зарубежные
опыт регулирования показывает, что
главным в такого деятельности является
максимальная независимость регулирующих
органов как от других органов
государственного управления, так и
от регулируемых ими хозяйственных
субъектов, а также согласованность
интересов и направлений работы
регулирующих органов, что предоставит
им возможность принимать
Система государственного
регулирования естественных монополий
в России на современном этапе
развития не способна обеспечить нормальный
процесс ценообразования в
Одной из основных причин разразившегося экономического кризиса в России является ценовая политика естественных монополий.
Среди уже созданных механизмов формирования цен в естественных монополиях наиболее развитым является деятельность Федеральной и региональных энергетических комиссий. Тем не менее до сих пор в большинстве регионов России действуют завышенные тарифы на энергию, что не обеспечивающие нормального развития энергосистем. Поэтому уже сейчас в ряде территорий Российской Федерации тарифы на электро- и теплоэнергию значительно уменьшены.
Пути дальнейшего
совершенствования механизмов государственного
регулирования цен на продукцию
отраслей-естественных монополий лежат
в разумном и постепенном применении
мер, сочетающих зарубежный опыт в этой
сфере народного хозяйства и
требования внутренних российских условий.
[7]
Как известно,
наиболее эффективной организацией
экономики, многими крупными учеными
и политиками признается конкурентный
рынок. Однако, в силу большого числа
разнородных социально-
Классическими
примерами естественных монополий
на федеральном уровне являются передача
электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные
перевозки, а также отдельные
подотрасли связи, а на региональном
уровне - коммунальные услуги, включая
теплоснабжение, канализацию, водоснабжение
и т.д. Следует заметить, что во
многих странах в последние годы
сфера и масштабы государственного
регулирования существенно
Естественная
монополия в промышленном производстве
представляет собой случай, когда
для общества в целом монополистическая
организация производства и реализации
продукции экономически более предпочтительна,
чем создание конкурирующих между
собой предприятий. Основной причиной
возникновения и сохранения естественных
монополий в сфере
Отличительная черта таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.
В случае рынка
электрической и тепловой энергии
это подразумевает, что энергоснабжение
потребителей обеспечивается с достаточной
степенью надежности. В электроэнергетике
высокая отдача от масштабов производства
связана с высокой
В странах
с развитыми рыночными