Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов оценки воздействия на окружающую среду и порядка и процедуры проведения экологической экспертизы на примере реального предприятия.
Объектом исследования является Общество с Ограниченной Ответственностью «Инвест-Силикат-СтройСервис», именуемое сокращенно ООО «ИССС», которое является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Процедура оценки воздействия на окружающую природную среду….5
1.1. Понятие и цели оценки………………………………………………………5
1.2. Этапы и основные требования к процедуре оценки……………………….7
1.3. Порядок участия общественности в процедуре оценки………………….12
Глава 2. Порядок проведения экологической экспертизы………………………21
2.1. Понятие и принципы проведения экологической экспертизы…………….21
2.2. Виды и объекты экологической экспертизы………………………………...24
Глава 3. Процедура проведения экологической экспертизы на предприятии…28
3.1. Краткая характеристика предприятия………………………………………..28
3.2. Процедура проведения государственной экологической экспертизы……..32
Заключение……………………………………………………………………….…36
Список литературы…………………………………………………………………38
В составе обосновывающих материалов должны содержаться данные о месте размещения объекта: расположение земельного участка, отводимого в постоянное и временное пользование; характеристика природных и исторических условий территории в районе размещения, оценка ее природно-хозяйственной ценности; краткие сведения о современном и перспективном использовании территории (в соответствии со схемами и программами развития), в том числе пользовании природными ресурсами при реализации намечаемой деятельности; ограничения по природопользованию. В этих материалах должна содержаться также информация, касающаяся источников воздействия – планировочные и другие строительные нарушения, сбросы, выбросы, отходы» производства (с указанием токсичности привносимых в окружающую среду загрязняющих веществ), физические и иные воздействия; предварительная оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе на особо охраняемые объекты; рекомендуемый состав природоохранных мероприятий, формируемый на основе оптимальных (оптимизированных) значений предельно допустимых выбросов и сбросов и предварительная оценка экологического риска размещения объекта.
При выборе площадки размещения объекта в содержание предварительной оценки воздействия на окружающую среду включается оценка изученности территории и достаточности исходной информации о ее природных и исторических особенностях, состоянии компонентов природной среды; возможности природопользования исходя из экологического потенциала территории (в соответствии с потребностью объекта) и состояния экосистем;
масштаба и уровня воздействия при обычных режимах эксплуатации объекта и аварийных ситуациях; прогнозных изменений в природной среде - состояния компонентов природной среды, активности природных процессов, а также последствий этих изменений для человека. Природоохранные мероприятия определяются по каждому компоненту природной среды и включают предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем.
При выборе площадки размещения объекта приоритетным является вариант, когда прогнозируемый экологический риск намечаемой деятельности будет минимальным.
Размещение экологически опасных объектов на территориях, загрязненных химическими веществами, вредными микроорганизмами и другими биологическими веществами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней, не допускается до полной реабилитации указанных территорий.
Дополнительно к обосновывающим материалам по выбору площадки размещения объекта представляются рекомендации по разработке экологического обоснования в проектной документации; предложения по изучению природных особенностей территории на дальнейших этапах проектирования (при недостатке исходной информации); предложения по организации локального (производственного) экологического мониторинга.
Обосновывающие материалы при разработке технических, технологических и иных проектных решений разрабатываются по одной согласованной с органами власти площадке размещения (при необходимости могут разрабатываться и по другим возможным вариантам размещения). Материалы по экологическому обоснованию проектных решений должны быть достаточными для оценки:
• прогнозируемого
воздействия планируемой
• рациональности использования природных ресурсов;
• прогрессивности технологических решений при строительстве и эксплуатации объекта;
• уровня
экологической опасности
• оптимальности выбранных мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия, их эффективности и достаточности;
• ущерба природной среде и населению.
По общему правилу в материалах, обосновывающих проектные решения, должна содержаться исчерпывающая информация о воздействии объекта на окружающую среду при строительстве и эксплуатации объекта в нормальном режиме работы и при возможных залповых и аварийных выбросах (сбросах), а также аргументация выбора природоохранных мероприятий. В этих материалах должна также содержаться характеристика экосистем в зоне воздействия объекта, оценка состояния компонентов природной среды, устойчивости экосистем к воздействию и способности к восстановлению; информация об объектах историко-культурного наследия; оценка изменений в экосистемах в результате перепланировки территорий и производства строительных работ;
оценка технологических и технических решений по рациональному использованию природных ресурсов, снижению воздействия объекта на окружающую среду (очистных сооружений, установок по обезвреживанию отходов производства и потребления и т.д.). В материалах должны быть перечень отходов и сведения об их количестве, экологической опасности, размещении (складировании) и использовании; прогноз изменений природной среды при строительстве и эксплуатации объекта; обоснование природоохранных мероприятий по восстановлению и оздоровлению природной среды, сохранению ее биологического разнообразия;
комплексная оценка экологического риска планируемой деятельности последствий возможного воздействия (с учетом планируемых природоохранных мероприятий); обоснование капитальных вложений в мероприятия по охране окружающей среды (дифференцирование по видам); размер платы за природопользование. Дополнительно представляется программа по организации локального экологического мониторинга и план ее финансирования.
Выбор
оптимального проектного решения по
использованию природных
При строительстве объекта по очередям, а также в случае выделения пускового комплекса оценка воздействия на окружающую среду объекта и разработка природоохранных мероприятий выполняются в целом по предприятию с выделением первоочередных мер для пускового комплекса. Для каждой последующей очереди природоохранные мероприятия могут быть уточнены и дополнены по данным мониторинга при разработке рабочей документации.
При реконструкции предприятий дополнительно должны быть представлены сведения о происшедших изменениях в природной среде за период эксплуатации объекта, причины и характер этих изменений, предусмотрены мероприятия по ликвидации последствий деятельности объекта и возмещению нанесенного ущерба.
В случае ликвидации или перепрофилирования хозяйственного объекта должны быть обоснованы необходимость ликвидации (перепрофилирования) объекта и осуществление комплекса мероприятий по восстановлению природной среды и созданию благоприятных условий для жизни населения, осуществлена оценка деградации природной среды в результате деятельности объекта и оценка последствий ухудшения экологической ситуации в районе размещения объекта на здоровье населения.
2. Порядок проведения экологической экспертизы
2.1.Понятие
и принципы экологической
Порядок проведения экологической экспертизы регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изменениями от 15 апреля 1998 г.)' и ст. 35-39 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст. 1 Закона).
Экологическая экспертиза, особенно государственная, представляет собой правовую меру обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Экологическая экспертиза представляет собой оценку допустимости регламентации объекта путем комплексного исследования предполагаемого его воздействия на окружающую среду и последствий такового для сохранения соответствующей экосистемы3.
Экологическая экспертиза выполняет роль предупредительного экологического контроля, а также инструмента поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности. Ее проведение обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
Проведение экологической экспертизы требует соблюдения ряда принципов, сформулированных в ст. 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности - основополагающий принцип при проведении экспертизы. Суть его заключается в том, что любая деятельность, прежде всего, естественно, хозяйственная, связанная с использованием природных ресурсов, влечет за собой воздействие на окружающую среду. Результат такого воздействия обычно имеет негативный характер.
Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы означает, что если объект планируемой деятельности относится к числу тех, которые перечислены в ст. 11 и 12 Закона, то решение об осуществлении такой деятельности может быть принято только после получения положительного заключения экспертизы. Заказчик обязан представить требуемую документацию на государственную экологическую экспертизу.
Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий заключается в том, что в результате проведения экологической экспертизы должен быть проведен анализ возможных вредных воздействий не только на какой-либо один или несколько объектов природы. Поскольку все природные объекты находятся в состоянии естественной природной взаимосвязи, то необходима максимально полная и исчерпывающая оценка потенциальных вредных воздействий на все компоненты окружающей среды, всю окружающую среду как единое целое.
Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы означает, что должны быть проведены оценка и анализ тех сторон планируемой деятельности, которые связаны с экологически безопасным функционированием соответствующих хозяйственных объектов. В проектной документации должны содержаться такие условия эксплуатации объекта, которые в максимально возможной степени исключали бы вероятность возникновения аварий или катастроф, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде.
Принцип
достоверности и полноты
Принцип
независимости экспертов
Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы выражается в том, что эксперт и соответственно экспертная комиссия свободны в своей оценке документации, представленной на заключение. Во-первых, заключение экологической экспертизы должно быть научно обоснованным, т.е. соответствовать современному уровню развития научных знаний в том или ином направлении. Вполне понятно, что соблюдение этого требования зависит от уровня профессионализма эксперта. Во-вторых, в заключении экспертной комиссии должно быть отражено реально существующее положение, лишенное какого-либо предвзятого представления. В-третьих, эксперт обязан соотносить свои профессиональные выводы о возможности или невозможности реализации проекта, сообразуя их, естественно, с нормами действующего законодательства.
Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учет общественного мнения означает, что заинтересованные стороны должны быть осведомлены о том, как проходит процесс экспертизы, они имеют право на информацию об этом. Представители общественных организаций вправе участвовать в проведении экспертизы. При этом экспертная комиссия обязана принимать во внимание общественное мнение о намечаемой деятельности, являющейся объектом экспертизы.