Экология воды. Пути решения мировой проблемы пресной воды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:52, реферат

Описание работы

Ученые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными словами, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов. Если учесть, что 75% пресной воды "заморожено" в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находится под землей в виде грунтовых вод, а еще 0.5% "рассредоточено" в почве в виде влаги, то получается, что на наиболее доступный и дешевый источники воды — реки, озера и прочие наземные водоемы приходится чуть больше 0.01% мировых запасов воды. Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятельности человека и всего живого на Земле, приведенные цифры наглядно подтверждают сакраментальный тезис о том, что вода — одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты.

Содержание

Введение 2
Круговорот воды 2
Поверхностные воды 3
Грунтовые воды 4
Вода в жизни человека 5
Проблемы с водой 7
Загрязнение 10
Загрязнение поверхностных вод 12
Загрязнение подземных вод 15
Цели по экологии водных ресурсов 16
Деятельность по защите и сохранению водных ресурсов 19
Средства осуществления 23
а) Финансирование и оценка расходов 23
б) Научно-технические средства 24
в) Развитие людских ресурсов 25
г) Создание потенциала 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Работа содержит 1 файл

Экология ВОДЫ.docx

— 45.26 Кб (Скачать)

Деятельность  по защите и сохранению водных ресурсов

    Все государства,  в  зависимости   от  своих  возможностей  и   имеющихся ресурсов и через двустороннее и многостороннее сотрудничество, в  том  числе с  Организацией  Объединенных  Наций  и,  при   необходимости,   с   другими соответствующими организациями, могли бы осуществить следующие  мероприятия:

1. защита  и сохранение водных ресурсов:    1. создание и укрепление технических и институциональных возможностей  в       целях выявления и охраны  потенциальных источников  водоснабжения в       рамках всех слоев общества;

   2.  определение  потенциальных   источников  вод оснабжения  и  подготовка       национальных водных кадастров;    3. разработка национальных планов защиты и сохранения водных ресурсов;

   4. восстановление  важных, но подвергшихся деградации  районов  водосбора,       особенно на небольших островах;

   5.  укрепление  административных   и   законодательных   мер   в   целях           предотвращения посягательств на существующие и потенциально пригодные       к использованию водосборные площади;

2. предупреждение  загрязнения воды и меры по  борьбе с загрязнением:    1. применение там, где это необходимо, принципа "загрязнитель платит" ко       всем видам источников загрязнения, включая санитарно-профилактические      меры на промышленных объектах и за их пределами;

 2.  поощрение строительства   очистных   сооружений   для   бытовых   и       промышленных  сточных вод,  а   также   разработка   соответствующих      технологий с учетом традиционной местной практики;   3. установление норм в отношении сброса сточных вод и тех вод, в которые      они сбрасываются;

   4. применение  мер предосторожности при регулировании  качества воды  там,       где это необходимо,  с упором  на  минимизацию и   предотвращение       загрязнения посредством использования новых технологий,  изменения       продукции и производственных  процессов,  сокращения  загрязнения у       источника и повторного  использования сточных вод,  рециркуляции  и       регенерации, очистки и экологически безопасного удаления сточных вод; 

   5. обязательная  экологическая экспертиза всех  крупных  водохозяйственных       проектов, способных нанести ущерб качеству воды и водным экосистемам,       при одновременной разработке  надлежащих  мер по  ликвидации  такого       ущерба и усилении  контроля  за  новыми  промышленными установками,       местами сброса твердых отходов и проектами развития инфраструктуры;   6.  принятие  решений в данной  области на  основе  оценки  риска   и      регулирования степени риска и обеспечение   выполнения   принятых       решений;

   7. определение  и применение наиболее рациональных  с экологической  точки       зрения и относительно недорогостоящих методов с целью предупредить      распространение   загрязнения,   а   именно   путем    ограниченного,       рационального и планомерного использования азотных удобрений и других        агрохимикатов   (пестицидов,   гербицидов)   в   сельскохозяйственной       практике; поощрение и стимулирование  использования должным образом       обработанных  и очищенных сточных   вод   в   сельском   хозяйстве,       аквакультуре, промышленности и других секторах;

3. разработка  и применение экологически чистой  технологии:    1. контроль  за  сбросом промышленных  отходов,  включая использование       малоотходных производственных  технологий  и рециркуляцию  воды,  на       комплексной основе и путем принятия  мер предосторожности  с учетом       всестороннего анализа жизненного цикла;    2. очистка и безопасное  повторное использование коммунально-бытовых       сточных вод в сельском хозяйстве и аквакультуре;    3.  разработка  биотехнологии,  в частности для   обработки   отходов,       производства биоудобрений и т.д.;    4. разработка соответствующих методов борьбы с загрязнением вод с учетом       обоснованной традиционной и местной практики; 4. защита подземных вод:    1.  разработка  сельскохозяйственных  методов,  которые не  приводят  к       деградации подземных вод;    2. применение необходимых мер в целях уменьшения  последствий вторжения       соленых вод в водоносные слои малых островов и прибрежных  равнин  в      результате  повышения уровня  моря   или   чрезмерной   эксплуатации      прибрежных водоносных слоев;    3.  предотвращение  загрязнения водоносных  слоев путем регулирования       проникающих в почву токсичных веществ и создания водоохранных  зон в       районах подпитывания и забора подземных вод;    4. проектирование и эксплуатация  мусорных  свалок  на  основе  надежной      гидрогеологической   информации   и   экологической   экспертизы    с      использованием  наиболее   целесообразной   и   наилучшей   имеющейся      технологии;    5. содействие принятию  мер по  повышению безопасности  и сохранности       районов расположения  скважин и их  устьев  в   целях   сокращения       количества биологических патогенов и вредных химикатов, проникающих в       водоносные горизонты в этих районах;    6. проведение, по мере необходимости, мониторинга качества поверхностных

      и  подземных  вод,  на  которые  могут  отрицательно   влиять   места       захоронения токсичных и опасных материалов; 5. защита водных экосистем:    1.  оздоровление  загрязненных  и деградировавших водоемов   с   целью       восстановления водной среды и экосистем;    2. программы восстановления для сельскохозяйственных земель и для других       пользователей с учетом эквивалентных мер по  защите  и использованию       ресурсов подземных вод, имеющих важное  значение  для продуктивности       сельского хозяйства и биоразнообразия тропических районов;    3. сохранение и защита с учетом социально-экономических факторов  водно-       болотных угодий (по причине их экологической значимости  для многих       видов в качестве их местообитания);    4. борьба с вредными  акватическими видами,  которые могут уничтожать       некоторые другие обитающие в водной среде виды; 6. защита живых ресурсов пресных вод:    1. контроль и мониторинг качества воды с целью обеспечения устойчивого       развития рыболовства во внутренних водах;    2. защита экосистем от загрязнени   и деградации  с целью обеспечения       развития проектов аквакультуры в пресных водах; 7.  контроль  и наблюдение  за  водными ресурсами и водами,  в   которые    сбрасываются отходы:    1. создание сетей мониторинга и постоянного контроля  за  водами,  в      которые поступают отходы,  а также за  точечными и рассеивающими       источниками загрязнения;    2.  поощрение и более широкое проведение   экологических   экспертиз      географических информационных систем;    3. наблюдение за источниками загрязнения с целью обеспечения их большего      соответствия  нормам  и положениям  в этой  области,  а также для       регулирования выдачи разрешений на сброс отходов;    4. контроль за использованием в сельском хозяйстве химических  веществ,      которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду;    5.  рациональное  землепользование  с целью предупреждения  деградации       земель, эрозии и заиливания озер и других водоемов; 8. разработка национальных  и международных правовых  документов,  которые    могут потребоваться для сохранения  качества  водных  ресурсов  в первую   очередь для следующих целей:     1. мониторинга и контроля за загрязнением национальных и  трансграничных       вод и его последствиями;    2. контроля за  переносом загрязнителей на  большие расстояния  через       атмосферу;    3. контроль за случайными и/или произвольными сбросами  в национальные       и/или трансграничные водоемы;    4. проведения экологических экспертиз.

                           Средства осуществления

                       а) Финансирование и оценка расходов

    По оценкам секретариата  Конференции,  средняя  общая  сумма   ежегодных расходов  (1993–2001  годы)  на  осуществление  мероприятий  в  рамках  этой программы составит около 1 млрд. долл. США, включая примерно 340 млн.  долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде  субсидий  или  на льготных  условиях.  Эта  смета  расходов  носит  лишь   ориентировочный   и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами.  Фактические расходы и условия финансирования, в  том  числе  любые  нельготные  условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ,  решение об осуществлении которых будет принято правительствами.    

                       б) Научно-технические средства

     Государства должны   проводить   совместные   научно-исследовательские проекты в целях разработки решений  технических  проблем,  присущих  каждому водосборному   бассейну   или   стране.   Государства   должны   рассмотреть возможность укрепления и развития  национальных  и  научно-исследовательских центров,  объединенных  в  сети  и  поддерживаемых   региональными   научно-исследовательскими институтами по вопросам водных ресурсов. Следует  активнопоощрять совместную работу научно-исследовательских центров Севера и Юга,  а также   полевые    исследования    международных    научно-исследовательских институтов по вопросам водных  ресурсов.  Крайне  важно,  чтобы  на  научно-исследовательские   работы    выделялась    минимальная    часть    средств, предназначенных  для   разработки   водохозяйственных   проектов,   особенно финансируемых извне проектов.     Мониторинг  и оценка  комплексных водных  систем   зачастую   требуют проведения многодисциплинарных исследований,  при осуществлении которых в рамках совместной программы задействуется ряд институтов  и ученых.  Такие международные программы в области контроля качества воды, как "ГСМОС-ВОДА", должны быть ориентированы на качество водных ресурсов  развивающихся стран. Для обработки, анализа и интерпретации данных  мониторинга,  а также для подготовки  стратегий управления   должны   разрабатываться   дружественные программные продукты   и   методы   эксплуатации   Системы   географической информации (СГИ) и Базы данных о мировых ресурсах (ГРИД).

                        в) Развитие людских ресурсов     Подготовка управленческих кадров  и специалистов  требует  использования  новых методов, чтобы отвечать  меняющимся требованиям  и   решать  возникающие проблемы.  Следует  развивать  гибкость  и  способность   адаптироваться   к возникающим  проблемам   загрязнения  водных  ресурсов.  Периодически  должны проводиться   мероприятия  по  подготовке  кадров  на  всех  уровнях   в   тех организациях, которые  несут ответственность за управление  качеством воды,  и следует   применять  передовые  методы  при  обучении   конкретным   аспектам мониторинга и контроля  качества воды, включая развитие  специальных  навыков, повышение   квалификации  непосредственно   по   месту   работы,   проведение  проблемных семинаров и курсов  повышения квалификации. Cоответствующими подходами являются укрепление и  улучшение  потенциала людских ресурсов местных органов управления в  рамках  управления  процессом охраны, очистки  и  использования  водных  ресурсов,  особенно  в  городских районах, и организация в рамках имеющихся  учебных  заведений,  региональных технических и инженерных курсов по вопросам охраны качества воды и  контроля за ним, а также учебных и  подготовительных  курсов  по  вопросам  защиты  и сохранения водных ресурсов для лаборантов, специалистов-практиков, женщин  и других групп водопользователей.

                           г) Создание потенциала

    Эффективная защита водных ресурсов  и экосистем от  загрязнения   требует значительного увеличения  имеющихся в настоящее время  у  значительного  числа  стран   возможностей.   Программы   управления   качеством   воды    требуют определенного минимального  объема инфраструктуры и персонала   для  поиска  и реализации  технических решений и  осуществления   регламентирующих  действий.Одна  из  ключевых  проблем  нашего  времени  и   будущего   —   непрерывноефункционирование  и содержание  этих  средств.  В  ряде  областей  необходимо  безотлагательно  принять   меры,  чтобы  предотвратить   дальнейшее  нанесениеущерба ресурсам, образовавшимся в результате  предыдущих капиталовложений.

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Миру нужна устойчивая практика  управления водными ресурсами,  однако  мыеще  недостаточно  быстрыми  темпами  движемся  в  правильном   направлении.Китайская  пословица гласит: "Если мы  не изменим курс, то можем прийти  туда,куда направляемся". Если  не изменить  направление  движения,  многие  районыбудут по-прежнему  испытывать нехватку воды, многие  люди  будут  по-прежнему страдать, будут продолжаться конфликты  из-за воды  и  новые  площади   ценныхсильно увлажненных земель  будут уничтожены.

    Несмотря на то, что кризис  с пресной водой кажется неизбежным  во многихрайонах, где сейчас  наблюдается ее нехватка, в других  районах  эту  проблемуеще   можно  решить,  если  соответствующие   политика   и   стратегии   будутсформулированы,  согласованы   и  реализованы  в   самое   ближайшее   время.Международное  сообщество  уделяет  повышенное  внимание  мировым  проблемам,связанным   с  водой,  и  целый   ряд  организаций  предоставляют   финансовыесредства и помогают  управлять предложением  и   спросом  на  водные  ресурсы.Возникает  все больше механизмов,  которые   обеспечивают  более  справедливоераспределение  этих ресурсов. Страны, расположенные  в районах с  традиционнойнехваткой  воды,  вводят  более  совершенные   тарифные  механизмы,  развивают  общественные системы управления  водными  ресурсами  и   переходят  к  режимамуправления  водосборными и речными бассейнами. Между  тем,  число  и   масштабтаких проектов должны  быть существенным образом увеличены.

                                 ЛИТЕРАТУРА

     1. Г. В. Стадницкий, А. И. Родионов. «Экология».     2. Правда-5 / кандидат  геогр.  наук  С.  Голубчиков  «Журчание  лесного        ручья заменить будет нечем» / 28 марта – 4 апреля (стр. 6), 1997.     3. Жуков  А.  И.,  Монгайт   И.  Л.,  Родзиллер  И.  Д.  Методы  очистки        производственных сточных вод  М.: Стройиздат.     4. Методы  охраны внутренних вод от загрязнения  и истощения /  Под  ред.        И.К. Гавич. — М.: Агропромиздат, 1985.     5. Руководство по  контролю качества питьевой воды. 2-е  издание.,  т.1,        ВОЗ, Женева, 1994.     6. Журнал  «Инженерная экология», №1, 1999 г.     7. «Экология, здоровье и  природопользование  в  России»  /  Под.  ред.        Протасова В.Ф. - М. 1995/

     8. Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин  «Экология человека»  -  ММП   «Экоцентр»,        КРУК 1994

     9. Бернард Небел «Наука об окружающей  среде» (В 2-ух томах),  «МИР»   М.        1993

Информация о работе Экология воды. Пути решения мировой проблемы пресной воды