Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:47, реферат
Целью моей контрольной работы является обобщение и анализ реформ Петра I¸ права в период первой мировой войны, истории принятия и дальнейшей судьбы военно-полевых судов 1906 года.
Основой выполнения контрольной работы послужили нормативно-правовые акты, учебные пособия и справочная литература.
Введение 3
Глава 1. Городская и губернская реформы Петра I 4
1.1. Источники и предпосылки реформ Петра I 4
1.2. Основные положения и значение губернской и городской реформы Петра 5
Глава 2. Право в годы первой мировой войны 8
2.1. Источники права в годы первой мировой войны 8
Глава 3. Задача 12
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Господствующие классы России надеялись обеспечить себе в ходе войны высокие прибыли путем захвата новых территорий, рынков сбыта, источников сырья и выгодных военных поставок, а также отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Стремление к достижению этих целей определяло внутреннюю и внешнюю политику царизма и активную поддержку буржуазией и помещиками ведения войны. Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны.
Государственная Дума поддерживала царское правительство в ведении войны, одобряла законопроекты о повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законопроектов, направленных на укрепление царизма. В связи с этим к 1916 году начался развал власти на фоне растущего недовольства широких слоев населения военными тяготами, ухудшением своего экономического положения. 1916 год ознаменовался усилением забастовочного движения, которое проходило как под экономическими, так и политическими, антивоенными лозунгами. Осенью 1916 года прошли крупные забастовки в Петрограде, в которые было вовлечено около 250 тыс. рабочих. В деревне усиливалось крестьянское движение. Антивоенные и революционные настроения нарастали и в армии. С весны 1916 года на фронте участились случаи братания солдат, росло число дезертиров и сдавшихся в плен, вспыхивали "беспорядки". Лишившаяся в жестоких боях вышколенных службой кадров мирного времени, многомиллионная армия уже не являлась надежной опорой режима.
Чрезвычайное законодательство конца XIX в. составило юридическую основу расширения репрессивной компетенции высшей и местной администрации и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. В ходе войны был издан и ряд актов, которые расширяли компетенцию военных властей по различным вопросам, в том числе и в области судопроизводства. В мае 1915 года было начато создание влиятельной организации буржуазии — военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 году, они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты. Военно-промышленные комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, в частности, по поставкам и подрядам по заказам казны, организовывать по соглашению с военным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота и Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что политика России в годы первой мировой войны полностью была направлена на успешное осуществление военных действий, из этого следует, что власть стремилась издавать такие нормативно-правовые акты, которые были направлены на поддержание порядка в стране и выполнение поставленных военных задач.
2.2. Особенности права в годы первой мировой войны
Война вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов. Ряд изменений был внесен в административное, финансовое, гражданское, трудовое и уголовное право.
Прежде всего было затронуто финансовое законодательство, поскольку увеличивалась необходимость в содержании армии. Так правительство увеличило прямые и косвенные налоги и ввело новые. Был повышен налог на землю и наследство, на зрелища. Введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы. Увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости — сахар, спички, керосин. Таким образом, бремя новых налогов ложилось в основном на плечи трудящихся.
Ряд изменений были внесены и в трудовое законодательство, так, в 1915 году Советом министров было издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины и дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности. Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты. В период войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов, ликвидировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации.
Царившая в то время военная обстановка внесла значительные поправки и в уголовное право страны. Наглядным примером может служить закон от 14 ноября 1914 года, которым были внесены изменения и дополнения в Воинский устав о наказаниях 1869 года. По этому закону военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока.
В обстановке растущего революционного движения в армии 12 января 1916 года был принят указ об изменении Воинского устава о наказаниях за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от несения военной службы, который ужесточал уголовную ответственность за эти виды преступлений. Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совершить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.
Не меньше внимания уделялось и административному законодательству. В первый же день войны царским указом вводилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры как в местностях театра военных действий, так и вне их. Сохранялся надзор за типографиями и за книжными магазинами. В Положении о военной цензуре подчеркивалось, что военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями.
1 сентября 1916 году царское правительство издало Положение, по которому министерство внутренних дел или лицо, им уполномоченное, получило право закрывать любое народное собрание или собрание общественных организаций, их комитетов и иных исполнительных органов.
Это Положение давало простор для административного произвола и было направлено против демократических и революционных организаций.
Наряду с расширением административных полномочий местных губернских органов управления, введение военного положения означало установление широких прав военных властей. Положение 1892 года “О местностях, объявленных на военном положении” устанавливало, что с введением военного положения направление действий по охране государственного порядка и общественного спокойствия переходит к главнокомандующему и командующему армиями. Командующий армией уполномочивался: воспрещать удаляться из места жительства таким лицам, которых по их знанию, ремеслу или занятию предполагается привлечь к работам для достижения целей войны; назначать общие и частные реквизиции; воспрещать вывоз необходимых для работ орудий и материалов, а также предметов, могущих потребоваться для войны; распоряжаться об уничтожении строений и истреблении всего, что может затруднить движение или действие войск. Более того, командующий армией уполномочивался на принятие в целях охраны государственного порядка или успеха ведения войны любых мер, не предусмотренных законом.
В гражданском праве, в военное время были внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинность. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Все промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.
Война вызвала изменения и в системе судебных органов и порядке их деятельности. Законом 20 июля 1914 года была утверждена новая редакция IV раздела Военно-судебного устава “О суде в военное время”, в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.
Таким образом, в годы первой мировой войны были внесены определенные изменения в нормативно-правовую базу. Но, на мой взгляд, эти преобразования права были выгодны, в большей степени, правящим слоям населения, поскольку позволяли концентрировать власть в руках правительства, и расширить полномочия стоящих у власти, по причине сложившейся военной обстановки.
Глава 3. Задача
19 августа 1906 года были образованы военно-полевые суды. В каком порядке был принят законодательный акт об их учреждении и что его ожидает в соответствии с Основными государственными законами 1906 года?
Военно-полевые суды были учреждены в чрезвычайном порядке по "Положению Совета министров от 19.августа 1906[2] о военно-полевых судах для ускорения судопроизводства по делам о военных и гражданских лицах, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц и в других тяжких преступлениях, в тех случаях, когда за очевидностью преступления нет необходимости в дополнительном расследовании. Законопроект о военно-полевых судах был разработан по указанию императора Николая II главным военным прокурором В.П.Павловым, при участии И.Г.Щегловитова. Непосредственным поводом для принятия законопроекта в порядке междумского законодательства в соответствии с 87 ст. Основных законов послужило покушение на Председателя Совета министров П.А.Столыпина 12 августа1906, в котором пострадали его дочь и сын, а также погибли 27 и были ранены 32 человека.
Правительство не вносило закон о военно-полевых судах на рассмотрение 2-й Государственной Думы, понимая, что он не будет утвержден левым большинством Думы и послужит поводом для критики внутриполитического правительственного курса. Кроме того, сам Столыпин рассматривал введение военно-полевых судов как исключительную меру, не допустимую в качестве постоянного фактора в борьбе с революцией.
Отечественное законодательство конца XIX - начала XX веков носило авторитарный характер, хотя в нем явно прослеживается тенденция к демократизации. Нормативные правовые акты 1905 - 1906 годов по праву можно назвать неписаной Конституцией России. Хотя, конечно, она не содержит всего перечня вопросов, которые в современной отечественной науке относят к конституционному урегулированию, но, тем не менее, она содержит основополагающие нормы государственного и общественного регулирования. Впервые в своей истории основные законы провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся в граждан, конституционно гарантировались неприкосновенность личности и законность юридического преследования (ст. 30 - 32), неприкосновенность жилища (ст. 33), свобода выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35)[3].
Так, выступая в Думе 13марта1907 по вопросу о междумском законодательстве, осуществленном в порядке 87 ст. Основных законов, Столыпин подтвердил, что правительство не будет вносить закон о военно-полевых судах на рассмотрение Думы и приостановит его применение до 20 апреля, то есть до окончания срока его действия. Премьер назвал военно-полевые суды жестокой мерой "необходимой обороны", и заявил, что государство обязано, находясь в опасности, принимать исключительные законы, "чтобы оградить себя от распада". Подобные меры, подчеркнул он, могут носить только временный характер, так как их длительное применение может "отразиться на самом народе, нравы которого должны воспитываться законом".
Закон 19 августа 1906 о военно-полевых судах автоматически потерял силу 20 апреля 1907.
Заключение
Правовая система России в своей истории развития прошла длинный и нелегкий путь. Были этапы, когда государство принимало разумные и демократические решения, направленные на улучшение качества власти и нормативно-правовых актов. Это можно наблюдать в период реформирования Петра I, в период отмены военно-полевых судов в 1907 году.
Хотя реформы, проводимые Петром I не всегда были последовательны, не всегда были обречены на успех, но все-таки не зря многие историки называют его великим реформатором, поскольку многие его преобразования стали началом «нового права». Так городская и губернская реформы стали в то время коренным преобразованием административно-
Так же в положительных тенденциях развития правовой системы можно отметить апрель 1907 года, когда произошла отмена закона «о военно-полевых судах». Военно-полевые суды были временной и чрезвычайной мерой, которая несомненно упрощала весь судебный процесс в стране. Но, принятые Основные законы того времени не могли допустить существования такого явления как военно-полевой суд, поскольку в данных законах были отражены зачатки демократии. Соответственно при данном режиме правления институт военно-полевых судов исключен.
Но, на мой взгляд, не все изменения в праве России были успешны и демократичны. Так право в годы первой мировой войны хотя и было направлено на поддержания порядка в стране, но с явным и очевидным превышением полномочий властвующих структур. Это отражалось почти во всех правовых сферах: судебном процессе, административном, гражданском и уголовном праве. Такое реформирование царской власти просто не могло принести положительные изменения в нашей стране, что подтверждается дальнейшими историческими фактами.