Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:47, реферат
Целью моей контрольной работы является обобщение и анализ реформ Петра I¸ права в период первой мировой войны, истории принятия и дальнейшей судьбы военно-полевых судов 1906 года.
Основой выполнения контрольной работы послужили нормативно-правовые акты, учебные пособия и справочная литература.
Введение 3
Глава 1. Городская и губернская реформы Петра I 4
1.1. Источники и предпосылки реформ Петра I 4
1.2. Основные положения и значение губернской и городской реформы Петра 5
Глава 2. Право в годы первой мировой войны 8
2.1. Источники права в годы первой мировой войны 8
Глава 3. Задача 12
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
2
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 1
Выполнила студентка
178 учебной группы 1 курса
Алфимова Эльвира Николаевна
Проверил ______________________________
______________________________
______________________________
Дата представления работы на кафедру «___»___________2010 г. ______________________________ (подпись студента)
|
Оценка ______________________ ______________________ ______________________________ (подпись преподавателя) «___»___________2010г. |
Санкт-Петербург
2010
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Городская и губернская реформы Петра I 4
1.1. Источники и предпосылки реформ Петра I 4
1.2. Основные положения и значение губернской и городской реформы Петра 5
Глава 2. Право в годы первой мировой войны 8
2.1. Источники права в годы первой мировой войны 8
Глава 3. Задача 12
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Моя работа разделена на три главы, в которых раскрываются следующие вопросы:
1. Городская и губернская реформы Петра I.
2. Право в годы первой мировой войны.
3. Решение практической задачи.
Значение поставленных передо мной вопросов заключается в том, чтобы глубже изучить эпоху правления и реформирования Петра I и всесторонне рассмотреть существовавшее во время первой мировой войны право.
Вышеуказанные вопросы, несомненно, подлежат рассмотрению, так как на каждом историческом этапе развития происходили события, влияющие на ход современной истории. Я полагаю, что без всестороннего рассмотрения каждой исторической эпохи невозможно понять как развивалось право, а так же трудно осознать в каком направлении необходимо развивать уже имеющуюся правовую базу.
Актуальность выбранной мной темы весьма велика, поскольку на историю нашего государства и права, на правление, осуществляемое, в нашей стране всегда имелись, и до сих пор не утихают противоречивые суждения, которые служат основой для современного изучения истории и права.
Целью моей контрольной работы является обобщение и анализ реформ Петра I¸ права в период первой мировой войны, истории принятия и дальнейшей судьбы военно-полевых судов 1906 года.
Основой выполнения контрольной работы послужили нормативно-правовые акты, учебные пособия и справочная литература.
Глава 1. Городская и губернская реформы Петра I
1.1. Источники и предпосылки реформ Петра I
Середина ХVП века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления. Важной причиной возникновения абсолютизма в России было экономическое развитие страны ХVI-ХVП вв. В этот период происходит экстенсификация сельское хозяйства через расширение посевных площадей и усиление крепостного гнета. В связи с ростом производительных сил в стране возникают ремесленные мануфактуры, а затем и крупномануфактурное производство, которое поначалу в основном обеспечивало армию и флот.
Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в росте феодального землевладения, в вещевую казну, в различных привилегиях российских купцов на внутренних рынках страны. Главной классовой опорой в становлении абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем высших слоев посадского населения, являлись дворяне-крепостники.
В этот период приступает к своему правлению Петр I. Он был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, но фактически стал править самостоятельно с 1689 года. Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Северная война усиливала потребность государства в деньгах. Эта проблема частично решалась за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы – введению подушной подати, которая заменила ранее существовавшее подворное налогообложение.
Принято выделять три этапа в реформах Петра I:
Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.
Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений.
Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых;
Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу.
1.2. Основные положения и значение губернской и городской реформы Петра I
Коренное преобразование административно-
1699 год - начало реформы городского управления. Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по европейскому типу, приказал учредить Бурмистерскую палату (Ратушу) с подведомственными земскими избами. В губернских городах были созданы магистраты, в уездных - ратуши. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Тем самым посадское население было временно выведено из ведения воевод (губернская реформа 1708-1710 г.г. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам).
Целью реформы являлось улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, в городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.
В 1720 году в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России». По регламенту Главного магистрата, учрежденному в 1721 г., городское сословие стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:
первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера;
вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.
Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные») выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами.
Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.
Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.
Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.
Вместе с тем, деятельность органов городского управления в значительной степени контролировалась государственными органами. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.
18 декабря 1708 года был издан Указ “Об учреждении губерний и о росписи к ним городов” в соответствии с ним вводится новое административно-
Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и другие.Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант - губернатору, последний Сенату. В 1713 году в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (советников от дворян от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством. Замысел реформы был в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась.
Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако это имело и отрицательные последствия - эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.
Вторая губернская реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718 году Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 года было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления. В пограничные провинции назначаются также губернаторы, а во внутренние - воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д.
Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722 года осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами.
Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний.
Значение реформ, проводимых Петром I, имеют большое значение для нашей истории. Хотя имеются множество мнений о методе правления Петра I, ведутся неутихающие споры о пользе петровских реформ для нашего государства. Но, на мой взгляд, данные преобразования являются весьма положительными, поскольку, несмотря на неэффективность, иногда постигающую петровские реформы, с их помощью началось становление и развитие такого государственного проявления как местное самоуправление в нашей стране.
Глава 2. Право в годы первой мировой войны
2.1. Источники права в годы первой мировой войны
Летом 1914 года была начата первая мировая война, которая была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистических государств — Тройственным союзом (Германией, Австро-Венгрией и Италией) и Антантой (Англией, Францией и Россией) Обе враждующие группировки преследовали империалистические, захватнические цели. Россия вступила в войну 19 июля 1914 года. Накануне вступления в первую мировую войну царская Россия по сравнению с другими крупными капиталистическими государствами была крайне отсталой страной. Вполне развитые формы капитализма переплетались в ней с отсталыми формами докапиталистических отношений. Здесь, писал В. И. Ленин, «новейше - капиталистический империализм оплетен, так сказать, особенно густой сетью отношений докапиталистических»[1], в силу чего Россия не могла стать классической страной промышленно-развитого капитализма. Царская Россия не имела сколько-нибудь развитой военной промышленности, изготовляющей предметы вооружения: ружья, патроны, пушки, снаряды, порох, самолеты, военные суда, бронемашины. К началу войны русская военная промышленность имела считанное количество специализированных военных предприятий, изготовлявших соответствующие виды вооружения. Из-за недостаточно развитой материальной базы царская Россия не могла без помощи извне осуществлять империалистические цели. Она вынуждена была принимать помощь со стороны союзников на условиях, ограничивавших ее политическую самостоятельность и экономическую независимость. Из этого следует, что поведение политики в годы первой мировой войны зависело не только и не столько от субъективных, сколько от объективных факторов, в частности от степени экономической зависимости России от иностранного капитала.