Экология Москвы и Восточного округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:19, реферат

Описание работы

Еще в XVI-XVIII в. Москва и Подмосковье были важнейшими центрами разнообразных ремесел и мануфактур. Многие из них получили дальнейшее развитие. В 30-40-х годах XIX в. в Подмосковье начинается бум строительства фабрик, оснащенных передовым по тому времени оборудованием. Осуществляется переход от мануфактурной к фабрично-заводской стадии промышленного производства. Особенно интенсивно этот процесс пошел после реформы 1861 г.

Работа содержит 1 файл

Экологогия Москвы и Восточного округа.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 

 

     Еще в XVI-XVIII в. Москва и Подмосковье были важнейшими центрами разнообразных ремесел и мануфактур. Многие из них получили дальнейшее развитие. В 30-40-х годах XIX в. в Подмосковье начинается бум строительства фабрик, оснащенных передовым по тому времени оборудованием. Осуществляется переход от мануфактурной к фабрично-заводской стадии промышленного производства. Особенно интенсивно этот процесс пошел после реформы 1861 г. Строительство железных дорог, формирование единой системы транспортных путей послужили благоприятными факторами для дальнейшей концентрации фабричного производства и формирования крупных промышленных центров. В конце XIX в. промышленный подъем сопровождался появлением новых отраслей тяжелой промышленности: машиностроения, металлургия, электроэнергетика, - что обусловило массовый приток населения в бурно растущие города. Естественно, наиболее значительные изменения произошли в природных комплексах в городах. Причем коренным преобразованиям подверглись не только легко изменяемые компоненты, такие, как растительность и животный мир, но и такие устойчивые, как горные породы и рельеф, воздух и воды. Существенным образом стал меняться микроклимат не только в самих районах, но и в прилегающих к ним районах. Уже в XVIII-XIX в. были отмечены значительные различия в температуре воздуха в городах и сельских местностях. С ростом населения и, особенно с развитием фабрично-заводской промышленности резко ухудшилось санитарное состояние городов. Бытовые и промышленные отходы настолько загрязнили воду и воздух, что во многих городах нередко ощущалось зловоние. Реки, включая Москву-реку, были настолько загрязнены, что люди вынуждены, были брать воду для питья из колодцев, массовое рытье которых имело целый ряд экологических последствий. Так, произошло снижение уровня грунтовых вод. Бурно развивающаяся промышленность испытывала большие потребности в минеральном сырье и топливе.Резко возросли масштабы разработки месторождений строительных материалов. Москва буквально обросла многочисленными карьерами по добыче песка, гравия, глины, а в конце XIX в. начались разработки торфяных месторождений. В то же время резко возросли и нагрузки на сельскохозяйственные угодья, что было связано в первую очередь с существенным изменением и усовершенствованием орудий для обработки почвы, основным среди которых становится плуг. С применением плуга стало возможным обрабатывать почвы любого физического состояния, включая тяжелые глинистые, которые обладают более высоким естественным плодородием.

     Глубина вспашки возрастает до 20-30 см. Наряду с положительным эффектом (улучшение качества обработки почвы, уничтожение сорняков) использование плуга привело и к ряду отрицательных последствий. При такой глубине вспашки затрагивался подзолистый горизонт – самый бедный питательными веществами в подмосковных почвах. Плодородие стало снижаться, появилась потребность во внесении дополнительного количества удобрений. Активизировались процессы плоскостнова смыва земель.

     Не  смотря на то что, Москва расположена  в природной зоне смешанных (елово-широколиственных) лесов, здесь также были распространены таежные ельники и сосновые боры. Значительные площади занимали густые дубравы и липняки. Встречались вязовники, а возможно, и ясеневые леса. В этих лесах водилось не менее двадцати видов диких животных. В середине – конце XIX в. начал повышаться спрос на древесину для нужд железных дорог, городов и промышленности, что привело к резкому увеличению темпов лесных рубок. Правительство вынуждено было издать закон “О сбережении лесов”. Не смотря на это, лесистость Московской губернии к началу XX в. заметно падает.

     С наступлением промышленного капитализма в  Московском крае начинает формироваться  совершенно новый, индустриальный этап во взаимоотношениях человека и природы, сопровождавшийся рядом отридцательных последствий. Резко возрастает антропогенное давление на природные комплексы, и обостряются экологические проблемы. Актуальными становятся вопросы загрезнения окружающей среды. Возникновение в XVII в. фабрично- заводской промышленности приводит к появлению новых функциональных зон в Москве – промышленных районов. В связи с интенсивным строительством и развитием промышленности в городе практически полностью сведены леса. Исключение составляют заповедные территории – Лосиный остров, Измайлово. Так в 30-40-х годах XIX в. возникают многочисленные промышленные предприятия. Москва становится одним из крупнейших индустриальных центров страны.

     С середины 90-х годов XIX в. вокруг Москвы разрастаются промышленные пригородные поселки с множеством фабрик и заводов. В результате вместо тихих, зеленых окраин город окаймляется крайне неблагоприятным с экологической точки зрения дымным фабричным кольцом (Марьина Роща, Алексеевское, Ростокино, Богородское и др.). Возникают и ближайшие спутники Москвы, такие, как Кунцево, Люблино, Перово и др.

     Развитие  города сопровождалось постоянным антропогенным  изменением исходных природных условий  и формированием специфического городского ландшафта. Большим изменениям подвергся и рельеф Москвы. По мере развития города и его благоустройства постепенно срезались и выполаживались положительные формы рельефа: моренные холмы и останцовые возвышения, береговые валы и песчаные дюны. Были выположены спуски на крутых склонах к Москве-реке, Яузе, Неглинной и ряду других водотоков. Из века в век шел процесс стихийного наложения культурного слоя. В пределах Садового кольца практически не сохранился естественный почвенный слой, – он замещен культурным, мощностью от 1 до 4-6 м. Однако на некоторых участках, в давно обжитых частях города, он достигает 10 и более метров. Рельеф города стал более однообразным и плоским. Подобные преобразования природы в сочетании с массовой застройкой привели к тому, что в начале XX в. на территории города было уничтожено большинство природных ландшафтов и Москва, стала представлять собой единый антропогенный (городской) ландшафт.

     Таким образом, возникнув на месте небольшого поселения, Москва к началу XX в. превратилась в крупнейший промышленный центр страны. Строительство города сопровождалось коренным изменениям природной среды. Природные ландшафты уступили место городскому ландшафту. Однако этому процессу сопутствовало и ухудшение экологического состояния окружающей среды.

     К числу  важнейших изменений городской  среды Москвы относится ухудшение  качества атмосферного воздуха. Автомашины ухудшили условия жизни горожан. Если во второй половине 80-х гг. рост числа автомобилей составлял 50 тысяч в год, то в последние пять лет, он достиг свыше 100 тысяч в год. Рост количества автотранспортных средств сопровождался увеличением объемов загрязняющих веществ из выхлопных труб. За это же время объем окислов углерода в городском воздухе возрос на 58%, углеводородов – на 69, оксидов азота – на 84,4, сажи – на 100%. Все эти вещества по своей массе преобладают в выхлопах машин. Но наибольшую опасность помимо окислов азота представляют сернистые и свинцовые соединения Их содержание в городском воздухе намного, возросло. Город не приспособлен к такому количеству автотранспорта. Длина пробега без остановок между светофорами составляет лишь 400 – 600 м. В результате средняя скорость передвижения в дневное время в центре столицы и на крупных автомагистралях снижается до 12 –20 км/ ч, а это увеличивает расход топлива в 3 –4 раза Соответственно увеличиваются и выбросы загрязняющих веществ. Возрастает сжигание топлива при переключении передач в режиме разгона. Увеличение выбросов загрязняющих веществ в воздухе растет с 1989 г. Но особенно возросли темпы загрязнения атмосферы с 1994 г. Доля автомобилей в загрязнении Москвы достигла 90,4%. В настоящее время положение в городе критическое. Средняя концентрация диоксида азота в атмосферном воздухе Москвы привысила ПДК (предельно допустимая концентрация) в 2,5 раза. На загруженных автотранспортных магистралях экологическая обстановка приближается к катастрофической. На Ленинском проспекте, где за час презжает более 9 тыс. машин, ПДК выхлопных газов превышено в 16 раз. За один лишь 1998 г. концентрация формальдегида на транспортных магистралях возросла в 1,7, а бензапирена в 1,5 раза.

     Автотранспорт приводит также к специфическим формам загрязнения воздуха. При движении стираются шины, и тысячи тонн резины в виде тонкой пыли попадают в воздух. О масштабе этого явления можно судить по тому, что только при движении городских линейных автобусов образуются 175 – 200 т резиновой пыли в год. Автотранспорт -  основной виновник звукового дискомфорта в городе. На его долю приходится до 80% зон звукового дискомфорта в столице. В среднем уровень шума на улицах Москвы достигает 85 дБа при норме 55 дБа. Нельзя не отметить, что валовой выброс в атмосферу загрязняющих веществ от промышленных предприятий и ТЭЦ в 1998 г. составил 175,2 тыс. т, что на 60,7% меньше, чем в 1986 г. Такое сокращение связано с уменьшением выпуска продукции на московских заводах, с остановкой многих предприятий. Но это не значит, что на севоднешний день промышленные предприятия почти не загрязняют окружающую среду. Существующие промышленные предприятия, сосредоточенные на городской территории ведут к увеличению концентрации в воздухе в результате технологически грязных производств, пагубно влияющих на здоровье населения. Приближенность промышленных предприятий к жилым застройкам, нарушение санитарно-гигиенических норм, выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отсутствие или несовершенство очистных сооружений резко ухудшают качество окружающей среды в целом.  Топливная промышленность и связанная с ней электроэнергетика также вносят наибольший вклад в загрязнение воздуха. Добывающая промышленность – в частности, характерная для Московской области добыча торфа или строительных материалов – характеризуется нарушением почвенного покрова и изменением ландшафта. Химическая промышленность и металлургия (черная и цветная) наряду с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ дают и огромное количество загрязненных стоков. В Москве также очень сложная обстановка с водными ресурсами. Поверхностные воды Мосва-реки относят по качеству к грязным и очень грязным. Характерными загрязнителями являются соединения азота, органические  и взвешенные вещества, нефтепродукты, фенолы и тяжелые металлы. Промышленный комплекс Москвы существенно влияет на химический состав воды р. Москвы и ее притоков, в результате чего резко возрастают средние концентрации основных загрязняющих веществ: аммойного азота – с 3 до 10 ПДК; нитритного азота – с 6 до 13 ПДК; фенолов – с 6 до 17 ПДК. Содержание органических и взвешенных веществ увеличено в 1,5 раза, что связано со сбросами промышленных предприятий и городских станций аэрации. Из специфических загрязнений в концентрациях, значительно превышающих ПДК, обнаружены нефтепродукты (почти по всему течению реки), особенно ниже местоположения Московского нефтеперерабатывающего завода. Наиболее сложным участком р. Москвы по токсикологическим показателям является район сброса сточных вод городских станций аэрации, т. к. технический уровень очистных сооружений очень низок. Сильно загрязняет реку сбрасываемый с дорог и тротуаров города снег. К самым загрязненным рекам относятся Яуза, Филька, Пресня, Котловка; в них многократно превышены ПДК содержания нефтепродуктов, фенолов, хлоридов, солей тяжелых металлов и др.                   Инженерно-геологическая и гидрогеологическая обстановка в городе чрезвычайно сложная. Один из самых распространенных процессов – разрушение водорастворимых пород. Наиболее активно это проявляется в виде провалов, воронок и оседаний отдельных участков поверхности. Карстовые процессы активизируются с периодом 8-11 лет. Известно более 40 провальных воронок, особенно под жилыми и промышленными зданиями, ТЭЦ и автомагистралями, что представляет опасность разрушения оснований сооружений. По экспертной оценке, проявления карстовых процессов в виде катастрофических провалов возможны на 15% территории города. Не менее опасны оползни, которые локализуются в долинах крупных рек. Зафиксировано 15 крупных участков развития глубоких (до 100 м) оползней и более 300 участков проявления поверхностных оползней. Наиболее крупными оползнями поражен правый берег р. Москвы в районе Троице-Лыкова, Кунцева – Филей, Воробьевых гор, Коломенского.

     Увеличивается интенсивность вибрационного воздействия  на городскую территорию, жилые и  общественные здания вблизи линий метрополитена  мелкого заложения и вдоль  автотрасс. Электромагнитная обстановка в Москве в целом спокойная и находится под контролем.

     Характеристика  радиационной обстановки в Москве включает проблемы ядерной и радиационной безопасности на предприятиях, использующих ядерные материалы, радиактивные вещества и изделия на их основе. В городе более 1500 предприятий и учреждений имеют ядерные установки различного назначения, радиационно-опасные вещества и изделия из них. В 1990-х г. появилось много негосударственных предприятий, использующих источники ионизирующих излучений. Несмотря на то что общие характеристики радиационной обстановки в Москве не вызывают особого беспокойства, положение с радиационной безопасностью остается неудовлетворительным. С 1982 было выявлено и ликвидировано более 100 участков радиационного загрязнения.

     Мусор столицы захватывает значительные территории Московской области. Ежегодно под мусорные полигоны отчуждается до 12 га земель. Скопления мусора на долгие годы изменяют характер естественных природных процессов. Это обусловлено тем, что многие виды отходов разрушаются в земле крайне медленно. Так, бумага разлагается в течение 2 лет, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминивая – 500лет, полиэтиленовая пленка – 200 лет. После заполнения мусором свалка засыпает слоем грунта не менее 3 м. Но, несмотря на это, вся площадь мусорного полигона представляет опасность для людей и животных. Грунтовые воды и почвы вокруг свалок оказываются загрязненными ядовитыми веществами и болезнетворными микроорганизмами. В течение нескольких десятилетий на таких территориях нельзя строить и заниматься сельским хозяйством. Большую экологическую опасность создают неорганизованные мусорные свалки в пределах самого города. Таких свалок в Москве насчитывается свыше сотни.

     Одним из действенных, постоянных и относительно дешевых средств экологической  защиты города является озеленение. Все виды зеленых насаждений занимают 30,8% площади Москвы (это 17 лесопарков, 94 городских и районных парка, 14 садов, 427 скверов). Но наметилась отчетливая тенденция к уменьшению площади зеленых насаждений. С 1993 по 1996 г. она уменьшилась на 3,5%. За один лишь 1998 г. погибло около 250 тысяч деревьев вдоль автомагистралей. Садовое кольцо полностью лишилось деревьев, еще совсем недавно произраставших вдоль его тротуаров. Причина заключается в выхлопных газах и в широком применении на автодорогах противогололедных солей. Интенсивное поступление в придорожные растения ионов калия, кальция, натрия, магния и хлора приводит к их гибели. Особенно быстро от солей погибают липы и каштаны. Наиболее устойчивы к подобным воздействиям тополя.

     Ухудшение качества атмосферного воздуха опасно для здоровья граждан. Человек в сутки потребляет в среднем около 25 кг воздуха. Если даже относительно содержание загрязняющих веществ в воздухе невелико, их суммарное количество, поступающее в организм при дыхании, может оказаться токсичным. От загрязнения воздуха в наибольшей степени страдают дети. В Москве в течение года из каждой тысячи детей 980-990 заболевают болезнями органов дыхания. Это на 48% превышает среднюю величину по России. Вслед за ростом загрязнения воздуха происходит обострение хронических заболеваний верхних дыхательных путей, что вызвано, в частности, раздражающим воздействием диоксидов серы, азота, оксидов углерода, альдегидов и продуктов их трансформации, поступающих в атмосферу города с отработанными газами от автотранспорта. К 1998 г. по сравнению с 1990 г. хронические формы респираторных заболеваний у детей возросли на 73%, у подростков – на 50, у взрослых – на 17%. У населения, проживающего вблизи крупных автомагистралей, в 1,5 – 2 раза чаще, чем в среднем по Москве, распространены хронические бронхиты и плевриты. Аллергические заболевания у детей увеличились с 1992 по 1998 г. на 229%, у подростков – 54, у взрослых – на 78%. За последние пять лет распространенность болезней крови среди детей увеличелись в среднем по Москве в 1,75 раза. Все больше горожан страдает от бронхиальной астмы. По сравнению с 1983 г. заболеваемость ею возросла у детей на 35%, у подростков на 44, у взрослых на 30%.

                  Восточный  округ.

     Восточный округ занимает площадь в 151,0 кв. км, в нем проживает 1159,7 тыс. человек плотность населения – около 8 тыс. человек на кв. км. Округ – один из основных промышленных районов Москвы. В структуре промышленности ведущее место занимают предприятия машиностроения (Электронный завод, заводы “ Компрессор”, “Салют”, “Эталон” и др.) В округе находятся мощные энергетические предприятия – ТЭЦ-23 и ТЭЦ-11.

     По  уровню загрязнения Восточный округ  уступает только Центральному. Общий объем выбросов в атмосферу составляет сотни тысяч тонн в год. Ведущее место в загрязнении атмосферы занимает автомобильный транспорт (более 80%). Особой интенсивностью движения и, следовательно, объемами выбросов выделяют шоссе Энтузиастов и участок МКАД, проходящей по восточной границе округа. Промышленные предприятия уступают автотранспорту по объему выбросов, однако, их состав и многообразие представляют большую опасность для здоровья человека. В выбросах промышленных предприятий присутствуют оксид углерода, циклогексан, толуол, ацетон, различные кислоты, пятиоксид ванадия, соединения свинца и другие. Предприятия нефтехимической промышленности являются главным источником поступления в атмосферу углеводородов. Среди ароматических соединений следует отметить бензол, толуол, мета- и параксилол. На территории округа наблюдаются устойчивые превышения ПДК в 5 и более раз по многим элементам: диоксиду азота, оксиду углерода, фенолу, аммиаку и другим. Выбросы энергетических предприятий – основной источник выбросов в атмосферу сернистого газа и оксидов азота, создающих условия для выпадения кислотных дождей. С загрязнением атмосферы связано загрязнение почв и растительности тяжелыми металлами. По этому показателю Восточный округ выделяется среди всех территорий Москвы. Наиболее сильно загрязненные тяжелыми металлами территории находятся в западной части округа, где размещены основные промышленные зоны. Большая часть округа (80%) подтоплена грунтовыми водами. Выявлены большие площади тепловых аномалий. Среднедушевое водопотребление в жилом секторе в год – 640 л на человека. Шумовое загрязнение создается автомобильным транспортом и промышленными предприятиями. Оно здесь чрезвычайно высоко и сопоставимо лишь с ситуацией в Центральном округе. В округе находятся большие лесные массивы, имеющие значение для всего города. Более 50% площади округа занято зелеными насаждениями. Среди них – природный национальный парк  “Лосиный остров”, парк “Сокольники”, парк культуры и отдыха “Измайлово”, Измайловский парк, парк усадьбы “Кусково”. На территории округа значительную площадь занимают водные объекты – река Яуза; Черкизовский, Кусковский, Круглый, Терлецкие пруды и т. д. Они являются местом отдыха населения, очищают атмосферу всего города. Однако зеленые и водные массивы требуют к себе бережного отношения, так как испытывают большое давление со стороны промышленных предприятий и автомобильного транспорта. На юго-западном участке между Яузой и МКАД зафиксирована наибольшая концентрация тяжелых металлов, что особенно опасно, так как это и один из наиболее посещаемых  отдыхающими районов парка “Лосиный остров”.

Информация о работе Экология Москвы и Восточного округа