Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:59, реферат
В своей работе мы проведем теоретический анализ взаимосвязи экологии и культуры человечества. Рассмотрим составляющие этих двух понятий. Проведем исследование особого статуса народных, бытовых экологических представлений простого жителя индустриальных центров.
Введение. 3
1. Теоретический анализ взаимосвязи экологии и культуры. 5
1.1. Общие понятия экологии и культуры. 5
1.2. Актуальные проблемы экологии. 10
1.3. Пути преодоления кризисных явлений в культуре. 13
1.4. Исторический экскурс по культуре экологии. 19
2. Исследование экологических представлений жителей индустриальных центров 24
2.1. Ход исследования. 24
Заключение. 29
Список литературы 30
Анкета
№ | вопросы | да | нет | не знаю | |
1 | Способна ли совокупная человеческая деятельность коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию? | 5 |
5 |
5 | |
2 | Верно ли
определение: «Глубинная экология –
это путь, индивидуальная практика,
противопоставляющая себя господствующему
технократическому |
5 |
5 |
5 | |
3 | Вы считаете, что современном мире преобладают принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо больше чем раньше? | 5 |
5 |
5 | |
4 | Итак, некоторые мыслители полагают, что технику необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, возможно ли это? | 5 |
5 |
5 | |
5 | Влияет ли развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы? | 5 |
5 |
5 | |
6 | Является ли техника продуктом культуры, а не цивилизации? | 5 | 5 | 5 | |
7 | Могут ли цивилизация и наука, без культуры, сами по себе обеспечить духовного прогресса? | 5 | 5 | 5 | |
8 | Верно ли,
что цивилизация — это |
5 |
5 |
5 | |
9 | Верно ли определение: «Культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности»? | 5 |
5 |
5 | |
10 | Экология это: | ||||
а) | учение о взаимоотношении организмов с окружающей средой. | 5 | |||
б) | отрасль биологии, которая изучала воздействие на организм неорганической и биотической среды. | 5 | |||
в) | наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе. | 5 | |||
г) | идея вторжения социального человека в экосистемы. | 5 | |||
д) | изучает природную
сущность человека, среду его обитания,
экологические факторы |
5 | |||
е) | система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды. | 5 | |||
ж) | изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья | 5 |
Таблица 1.
Ответы первой группы.
да +
нет –
Не знаю /
№ | Возраст | Пол | Образование | Профессия | Номер вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
1 | 20 | ж | среднее техническое | оператор ПК | + | / | - | + | + | - | + | + | + | е |
2 | 21 | ж | высшее педагогическое | менеджер по продажам | + | + | - | + | + | / | - | + | + | е |
3 | 22 | м | высшее техническое | менеджер по продажам | / | / | + | + | + | - | / | + | + | е |
4 | 22 | ж | среднее гуманитарное | менеджер по продажам | + | + | / | + | + | + | - | + | + | ж |
5 | 23 | м | среднее специальное | водитель | - | / | - | + | + | / | - | + | + | е |
6 | 23 | м | среднее техническое | водитель-экспедитор | + | / | - | + | + | + | - | + | / | ж |
7 | 24 | м | высшее культурологическое | менеджер по продажам | - | + | + | + | + | + | - | - | + | е |
8 | 24 | ж | высшее экономическое | бухгалтер-кассир | + | - | - | / | + | - | + | + | + | ж |
9 | 24 | ж | высшее экономическое | администратор зала | / | + | - | + | + | - | - | + | + | а |
10 | 24 | м | высшее экономическое | администратор зала | + | / | - | + | + | - | - | + | / | в |
Таблица 2.
Ответы
второй группы
№ | Возраст | Пол | Образование | Профессия | Номер вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
1 | 25 | м | среднее специальное | охранник | - | / | - | + | + | - | - | + | + | е |
2 | 25 | ж | высшее экономическое | менеджер по продажам | + | / | + | - | + | / | - | + | + | в |
3 | 26 | ж | высшее техническое | оператор ПК | + | / | - | - | + | + | - | + | / | е |
4 | 27 | ж | высшее гуманитарное | менеджер по продажам | - | + | + | + | + | - | - | / | + | ж |
5 | 27 | ж | высшее психологическое | менеджер по продажам | + | + | - | + | + | + | - | + | + | е |
6 | 29 | м | среднее техническое | водитель | + | / | - | + | + | / | / | + | / | е |
7 | 29 | ж | высшее экономическое | бухгалтер | + | - | + | + | + | / | - | + | + | е |
8 | 29 | ж | высшее психологическое | менеджер по персоналу | + | + | + | / | + | - | - | + | + | е |
9 | 30 | м | незак. высшее техническое | охранник | - | + | / | - | + | - | - | + | + | ж |
10 | 30 | м | среднее специальное | охранник | / | / | - | + | + | / | - | + | + | е |
Значительная группа респондентов отметила, что экология это система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды – 60%. Остальные разделились:
25%
считают, что экология изучает
природную сущность человека, среду
его обитания, экологические факторы
здоровья, 10% - экология – наука,
изучающая все сложные
Часть вопросов, на наш взгляд, выявляют отношение человека к экологии:
1.
Способна ли совокупная
3. Вы считаете, что современном мире преобладают принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо больше чем раньше?
4.
Итак, некоторые мыслители полагают,
что технику необходимо
5.
Влияет ли развитие
Мы разделили ответы на эти вопросы на две группы: в первую вошли ответы с негативной окраской, Их процент составил большую часть – 28,75%
Во вторую группу вошли вопросы с положительной установкой – 11,4%
Представим полученные результаты в графическом изображении.
Рис. 1.
Отношение к экологии первой группы.
Рис 2.
Отношение к экологии второй группы
Примечательно, что все респонденты считают, что развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы.
Вопросы:
Верно
ли определение: «Глубинная экология –
это путь, индивидуальная практика,
противопоставляющая себя господствующему
технократическому
Является ли техника продуктом культуры, а не цивилизации?
Могут ли цивилизация и наука, без культуры, сами по себе обеспечить духовного прогресса?
Верно
ли, что цивилизация — это
Верно ли определение: «Культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности»?
Экология это:
Выявляют на наш взгляд уровень осведомленности респондентов о понятиях культуры и экологии.
Мы заметили, что возрастные категории не влияли на ответы, а вот образование и профессия, как нам кажется, играют свою роль в формировании экологических представлений.
Проанализировав
полученные ответы, мы пришли к выводу,
что одним из важных признаков
трансформации
Реальная
возможность дегуманизации
Именно с таким прогнозом мы подошли к данной теме. Однако изучив специальную литературу, вникнув в поставленный вопрос мы пришли к выводу: единственной альтернативой технократическому вызову может стать "гуманистическая парадигма", объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы "человек и мир", "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек" на основе общечеловеческих ценностей.