Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:49, курсовая работа
Целью данной работы является анализ инструментов экологической политики. Для этого были рассмотрены следующие вопросы: система экономических инструментов природопользования и охрана окружающей среды, система ресурсных и эмиссионных платежей, платежи за пользование природными ресурсами, платежи за загрязнение окружающей природной среды, экологические налоги, а так же экологическое законодательство стран ЕС и РФ.
Введение……………………………….…………………………………………...….…. 3
Глава I. Система инструментов экологической политики…………...….…..…..... 4
1.1. Система экономических инструментов природопользования и охраны
окружающей среды и их сравнительный анализ с административно-
контрольными методами….………………....………………………….….……. 4
1.2. Система ресурсных и эмиссионных платежей……………………….........…… 8
1.2.1. Платежи за пользование природными ресурсами…….…………....….….. 8
1.2.2. Платежи за загрязнение окружающей природной среды….……....…....... 14
1.3. Финансирование природоохранных мероприятий. Экологические налоги….. 17
1.3.1. Финансирование природоохранных мероприятий……………………….. 17
1.3.2. Экологические налоги………………………………………...……….....… 20
Глава II. Экологическое законодательство................................................................. 26
2.1. Экологические программы ЕС………………………………………………...... 26
2.2. Экологическое законодательство стран ЕС и РФ……………………………… 29
Заключение...…………………………………………………………………………..... 35
Список литературы……………………………………………………………....…...... 37
Топливный акциз на
Нормативы платы за выбросы
в атмосферный воздух на
На рассмотренном
примере видно, что российские экологические
налоги применительно к автотранспорту
необременительны. На 2004 год запланированная
сумма всех налоговых доходов
составляла 2 071 млрд. рублей. Из них
акцизы на бензин и дизельное топливо
составляли соответственно 30,96 и 10,09 млрд.
рублей, а акциз на автомобили и
мотоциклы составляет 0,356 млрд. рублей.
Таким образом, общая сумма «экологических»
транспортных налогов составляла всего
2 % от общей суммы налоговых
Общая сумма платежей за все
виды негативного воздействия
на окружающую среду,
В странах ЕС и ОЭСР, несмотря на общий рынок, налоги, связанные с легковыми автомобилями, в разных странах очень различаются. Они связаны с мощностью, объемом двигателя, весом, ценой автомобиля, потреблением топлива и выбросами CО2. Налоги можно разделить на 4 группы: налог, уплачиваемый при приобретении автомобиля или при начале его эксплуатации (регистрационный сбор); ежегодный транспортный налог; налоги на топливо; другие налоги и платежи (страховка, платные дороги, парковка и т.д.). Регистрационный сбор уплачивается в 10 странах ЕС. В Германии и Великобритании, например, его нет. Это сбор обычно привязан к стоимости автомобиля, мощности двигателя, удельному расходу топлива, нормативам выхлопа или комбинации этих факторов. Наиболее проста схема начисления сбора в Дании - пропорционально цене. В Австрии сбор зависит от удельного расхода топлива. Этот налог может иметь регулирующее значение для охраны окружающей среды. Так, есть предложения по его значительному уменьшению для автомобилей с низким содержанием вредных веществ в выхлопе. В ряде стран налог тем выше, чем выше удельный расход топлива. Это стимулирует покупателя к приобретению экономичных и дружественных окружающей среде машин. Самые высокие регистрационные налоги в Дании и Финляндии. В Дании, например, этот налог составляет 180 % от суммы цены дилера и НДС. Датчане по этому поводу грустно шутят: «Ты должен заплатить за 3 машины, чтобы получить одну!». Ежегодный транспортный налог также может иметь регулирующее значение. В Германии он зависит от объема двигателя и существенно повышается для автомобилей, не удовлетворяющих стандартам выхлопа, установленным в ЕС.
Величина акциза на бензин
в 2-4 раза превышает его
Ежегодные налоговые
Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает,
что сдвиг центра тяжести налогообложения
в сторону налогов на опасные для окружающей
среды виды деятельности приводит к увеличению
активности на рынке труда. Кроме того,
важны регулирующие возможности налогов,
побуждающие потребителя использовать
более «чистые» и экономичные модели автомобилей.
Целевое назначение налогов позволяет
направлять значительные средства на
охрану окружающей среды и совершенствование
транспортной инфраструктуры.
Глава II. Экологическое законодательство
2.1. Экологические программы ЕС
Вот уже 30 лет Европейское Сообщество
(ЕС) осуществляет собственную
Сегодня защита окружающей
Опираясь на положения
За все время проведения
Последующие экологические
Фундаментальной по содержанию явилась Пятая программа действий Сообщества в области окружающей среды, принятая в 1993 г. и получившая название «В направлении устойчивости». Пятая программа действия по окружающей среде взяла на вооружение ЕС концепцию устойчивого развития, ставшую официальной стратегией ООН по выходу человечества из экологического кризиса после проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро (РИО–92).
Современная Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды была утверждена Решением Европейского парламента и Совета № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г. Новая программа экологических действий появилась непосредственно перед Всемирной встречей на высшем уровне по устойчивому развитию (РИО+10), прошедшей под эгидой ООН в Йоханнесбурге с 26 августа по 4 сентября 2002 г.
Окончательный текст Шестой
Окончательный текст Шестой программы действий Сообщества в области окружающей среды отличается от первоначально предложенного Комиссией, т.к. в окончательном варианте исчезло название программы «Окружающая среда 2010 – наше будущее, наш выбор».
Как и планировалось Шестая программа учреждена сроком на 10 лет, что отличает ее от предыдущих программ, которые охватывали меньший период времени. Первоначально планировалось ввести новую программу до 2010 г., однако из-за задержки в принятии, в окончательном тексте было определено, что программа действует в течение 10 лет начиная с 22 июля 2002 г., т.е. до 21 июля 2012 г.
Новая программа экологических
действий, в целом, направлена
на обеспечение трех условий
проведения экологических
1.
Интеграция потребностей
2.
Продолжение мероприятий,
3.
Проведение экологических
Программа концентрирует
§ изменение климата;
§ природа и биологическое разнообразие;
§ окружающая среда, здоровье и качество жизни;
§ природные ресурсы и отходы.
Шестая программа определяет как общие цели, задачи, принципы и стратегические подходы экологической деятельности ЕС на ближайшие 10 лет, так и конкретные цели, задачи и ключевые мероприятия в упомянутых выше сферах. Программа также определяет основные задачи организации в сфере международного сотрудничества по проблемам экологии и устанавливает критерии формулирования экологической политики на основе обработки соответствующей информации и получения новых данных.
Шестая программа действий
2.2. Экологическое законодательство стран ЕС и РФ
Формально экологическое
К таким выводам пришли
В периоды истории государств,
когда экономический рост