Платежи за забор воды из
водных объектов, а также за
сброс сточных вод доводятся
до плательщиков в совокупности
с лимитами водопользования (месячными,
годовыми). При превышении этих
лимитов ставки платы в соответствии
с Законом «О плате за пользование
водными объектами» (Ст. 4.5) увеличиваются
в 5 раз в сравнении с базовым
уровнем. Одновременное применение
платежей и экологических нормативов
является примером совместного
использования экономических и
административных подходов к
управлению природопользованием.
И такой порядок призван стимулировать
охрану и рациональное использование
водных ресурсов. Пользование водными
объектами, как и недрами, осуществляется
на основе лицензионного договора
(разрешения). При его отсутствии
ставки платежей также увеличиваются
в 5 раз.
Платежи за пользование водными
объектами зачисляются в федеральный
бюджет и бюджет субъекта РФ
в пропорции 40 и 60 % соответственно.
Централизуемые в результате
этого средства не менее чем
на половину должны направляться
на мероприятия по восстановлению
и охране водных объектов. При
этом средства, поступающие в
бюджеты субъектов Федерации,
могут быть по решению представительных
органов этих субъектов полностью
или частично перечислены в
местные бюджеты с целью расходования
на соответствующие водоохранные
мероприятия.
1.2.2. Платежи за
загрязнение окружающей природной
среды
В России взимается плата за
следующие виды загрязнений[3]:
§ выброс
в атмосферу загрязняющих веществ
от стационарных и передвижных
источников загрязнения;
§ сбросы
загрязняющих веществ в поверхностные
и подземные водные объекты;
§ размещение
отходов.
Эмиссионные платежи выполняют
следующие основные функции:
§ являются
важнейшим средством компенсации
ущерба, наносимого окружающей природной
среде, здоровью населения и
материальным ценностям в результате
выбросов (сбросов) вредных веществ
и размещения отходов;
§ служат
основным источником формирования
специализированных фондов охраны
природы, средства которых используются
для финансирования природоохранных
мероприятий, оздоровления окружающей
природной среды и повышения
уровня экологической безопасности
производства и потребления;
§ стимулируют
соблюдение экологических нормативов
и стандартов, а также реализацию
природоохранных инвестиции, благодаря
их применению в комплексе
с доводимыми до предприятий
нормативами и существованию
жестких санкций за сверхнормативное
загрязнение природной среды
(при соблюдении экологических
нормативов предприятия вносят
платежи по базовым ставкам,
а сумма платежей включается
в себестоимость; при нарушении
экологических нормативов к базовым
ставкам применяется повышающий
коэффициент (как правило, в
пределах пяти), и эта часть
платежей компенсируется за счет
прибыли предприятия-загрязнителя
среды).
Данный порядок взимания платежей
может быть проиллюстрирован
следующим образом :
SHAPE \* MERGEFORMAT
руб.
а
fi
pi
kpi
ni
выбросы/сбросы
0
Рис. Порядок
применения эмиссионных платежей
в России.
Здесь
pi - базовая ставка эмиссионного платежа
по i-му виду загрязняющего вещества, входящему
в круг веществ, выбросы которых на предприятии
контролируются региональными экологическими
органами;
kpi - «штрафная» ставка
за сверхнормативное загрязнение среды,
где k - повышающий коэффициент (как правило,
в пределах пяти единиц);
ni - установленный предприятию норматив
допустимого выброса i-го вредного
вещества;
fi - фактический выброс i-го вредного вещества.
Заштрихованный прямоугольник показывает
сумму средств, которую предприятие
оплачивает при соблюдении экологических
нормативов и которая включается
в издержки его производства.
Прямоугольник (а) соответствует
средствам, вносимым предприятием
из прибыли при несоблюдении
установленных нормативов выброса.
Базовые нормативы платежей по
отдельным видам загрязняющих
веществ и отходов с учетом
степени их опасности для окружающей
среды и здоровья населения
устанавливаются централизованно
Федеральным Правительством. Далее
эти нормативы уточняются с
поправкой на экологическую ситуацию
и экологические факторы регионов.
Конкретные размеры эмиссионных
платежей для предприятий-загрязнителей
определяются в регионах (субъектах
Федерации) соответствующими органами
исполнительной власти и территориальными
органами экологического контроля.
В случае реализации предприятием
согласованных с региональными
органами экологического контроля
природоохранных инвестиций соответствующие
затраты могут быть зачтены
путем сокращения суммы вносимых
им эмиссионных платежей.
В соответствии с Законом «Об
охране окружающей природной
среды» 10% общей суммы эмиссионных
платежей направляется в федеральный
бюджет и расходуется на содержание
органов экологического контроля[4].
Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические
фонды (местные, региональные, федеральный)
и используются для финансирования природоохранных
мероприятий и экологических программ.
Эмиссионные платежи служат реализации
важнейшего принципа современной
экологической политики: загрязнитель
- платит. Они призваны обеспечить
экономическую ответственность
предприятий-природопользователей за
загрязнение окружающей среды и стимулировать
проведение ими упреждающих природоохранных
мероприятий. Реализация этого требования
возможна при установлении эмиссионных
платежей на уровне, при котором предельные
экологические затраты балансируются
с предельным ущербом от загрязнения среды,
предотвращаемым вследствие этих затрат.
Однако на практике в России,
как и в других странах, эмиссионные
платежи занижаются. Основными причинами
являются недостаточная платежеспособность
предприятий-загрязнителей среды и, как
следствие, боязнь властей вызвать разорение
соответствующих компаний и массовые
увольнения; опасения, связанные со снижением
конкурентоспособности национальных
товаропроизводителей в системе международной
торговли вследствие «чрезмерного бремени
экологических издержек»; просто тот факт,
что охрана окружающей среды не стала
в той или иной стране одним из общественных
приоритетов. В случае занижения эмиссионные
платежи не способны выполнить в полном
объеме свойственные им функции и посылать
рыночным субъектам правильные экономические
сигналы, предопределяя их ориентацию
на проведение адекватных экологических
мероприятий.
В странах с переходной экономикой
значение этого фактора еще
более усиливается вследствие
нестабильности социально-экономической
ситуации и высокого уровня
инфляции, сопровождающих особенно
на начальных этапах рыночные
реформы. Российским законодательством
в этих целях предусмотрена индексация
эмиссионных платежей. Однако на практике
в течение всего периода 90-х годов эта
индексация существенно отставала от
темпов инфляции и общего повышения индекса
цен, что явилось одной из причин хронического
недофинансирования природоохранных
мероприятий и дальнейшего ухудшения
экологической ситуации в стране.
1.3. Финансирование
природоохранных мероприятий.
Экологические налоги
1.3.1. Финансирование
природоохранных мероприятий
Финансы как инструмент экологического
управления представляют собой
систему отношений по формированию
и расходованию фондов денежных
средств, обслуживающих процессы
охраны и воспроизводства природных
ресурсов и поддержания на должном уровне
экологической безопасности. В любой стране
финансы имеют довольно сложную структуру,
объединяя фонды денежных средств, образуемых
на общенациональном, региональном, местном
уровнях, а также на предприятиях-природопользователях.
Финансы неразрывно связаны с
деятельностью государства по
регулированию экономики, с образованием
и расходованием средств различных бюджетов.
В России в соответствии с федеративным
государственным устройством формируются
федеральный бюджет, бюджеты субъектов
федерации, а также местные бюджеты. Доходная
часть бюджетов всех трех уровней образуется
преимущественно за счет налогов. Во многих
странах налоговой системе принадлежит
важная роль в деле как финансирования,
так и стимулирования природоохранных
мероприятий. Кроме того, обеспечению
природоохранной деятельности необходимыми
денежными средствами также может служить
система кредитования, в том числе предоставление
кредитов на льготных условиях (так называемые
«мягкие» займы), беспроцентные ссуды,
гранты и т.п.
Современная система
финансирования природоохранной деятельности
в России в качестве основных элементов
включает:
§ фонды
охраны природы (экологические
фонды), формируемые на общефедеральном
уровне, уровне субъектов федерации
и местном уровнях в составе
соответствующих бюджетов и образующиеся
в основном за счет аккумулирования
платежей за загрязнение окружающей
среды;
§ фонды
воспроизводства природных ресурсов
(фонд воспроизводства минерально-сырьевой
базы, фонд восстановления и охраны
водных объектов и фонд управления,
изучения, сохранения и воспроизводства
водных биологических ресурсов),
образующиеся на уровне Федерации
и субъектов Федерации в составе
соответствующих бюджетов за
счет аккумуляции соответствующих
платежей (за пользование недрами,
водными объектами, водными биологическими
ресурсами);
§ бюджетные
источники, за счет которых
финансируются федеральные, региональные
и местные экологические программы,
природовосстановительные мероприятия
по ряду отраслей, включая лесное, водное
хозяйство, содержание особо охраняемых
природных территорий, а также обеспечивается
система органов экологического контроля
и управления;
§ кредитные
ресурсы как отечественных, так
и международных (в частности,
Всемирного Банка, Европейского
Банка Реконструкции и Развития
и др.) банковских учреждений, участвующих
в кредитовании инвестиционных
природоохранных проектов;
§ страховые
фонды, как аккумулированные в
бюджетах, так и образующиеся
у страховых компаний, страхующих
экологические риски, связанные
с аварийным загрязнением природной
среды;
§ средства
международных финансовых фондов
и программ, предоставляемых для
финансовой поддержки решения
приоритетных экологических проблем,
как правило, в виде грантов
и субсидий (примером может служить
финансовая поддержка формирования
Местной повестки дня-21);
§ специализированные
фонды охраны (либо амортизационные
фонды) предприятий-природопользователей,
направляемые на экологическую модернизацию
производства, реализацию инвестиционных
природоохранных проектов и т.п.
Таким образом, для ныне действующей
в России системы финансирования
природоохранных и природовосстановительных
мероприятий характерны:
§ наличие
многих источников, что призвано
усилить ее надежность и устойчивость,
имеющих важное значение в условиях
реформирования экономики и сохранения
кризисных тенденций;
§ относительно
высокий удельный вес бюджетного
финансирования, проявлением чего,
в частности, служит консолидация
в бюджетах, ранее бывших внебюджетными,
специализированных фондов воспроизводства
природных ресурсов и экологических
фондов.