Платежи за забор воды из 
водных объектов, а также за 
сброс сточных вод доводятся 
до плательщиков в совокупности 
с лимитами водопользования (месячными, 
годовыми). При превышении этих 
лимитов ставки платы в соответствии 
с Законом «О плате за пользование 
водными объектами» (Ст. 4.5) увеличиваются 
в 5 раз в сравнении с базовым 
уровнем. Одновременное применение 
платежей и экологических нормативов 
является примером совместного 
использования экономических и 
административных подходов к 
управлению природопользованием. 
И такой порядок призван стимулировать 
охрану и рациональное использование 
водных ресурсов. Пользование водными 
объектами, как и недрами, осуществляется 
на основе лицензионного договора 
(разрешения). При его отсутствии 
ставки платежей также увеличиваются 
в 5 раз. 
                                                                                                                                             
Платежи за пользование водными 
объектами зачисляются в федеральный 
бюджет и бюджет субъекта РФ 
в пропорции 40 и 60 % соответственно. 
Централизуемые в результате 
этого средства не менее чем 
на половину должны направляться 
на мероприятия по восстановлению 
и охране водных объектов. При 
этом средства, поступающие в 
бюджеты субъектов Федерации, 
могут быть по решению представительных 
органов этих субъектов полностью 
или частично перечислены в 
местные бюджеты с целью расходования 
на соответствующие водоохранные 
мероприятия.  
 1.2.2. Платежи за 
загрязнение окружающей природной 
среды 
        
В России взимается плата за 
следующие виды загрязнений[3]: 
 §  выброс 
в атмосферу загрязняющих веществ 
от стационарных и передвижных 
источников загрязнения; 
 §  сбросы 
загрязняющих веществ в поверхностные 
и подземные водные объекты; 
 §  размещение 
отходов. 
        
Эмиссионные платежи выполняют 
следующие основные функции: 
 §  являются 
важнейшим средством компенсации 
ущерба, наносимого окружающей природной 
среде, здоровью населения и 
материальным ценностям в результате 
выбросов (сбросов) вредных веществ 
и размещения отходов; 
 §  служат 
основным источником формирования 
специализированных фондов охраны 
природы, средства которых используются 
для финансирования природоохранных 
мероприятий, оздоровления окружающей 
природной среды и повышения 
уровня экологической безопасности 
производства и потребления; 
 §  стимулируют 
соблюдение экологических нормативов 
и стандартов, а также реализацию 
природоохранных инвестиции, благодаря 
их применению в комплексе 
с доводимыми до предприятий 
нормативами и существованию 
жестких санкций за сверхнормативное 
загрязнение природной среды 
(при соблюдении экологических 
нормативов предприятия вносят 
платежи по базовым ставкам, 
а сумма платежей включается 
в себестоимость; при нарушении 
экологических нормативов к базовым 
ставкам применяется повышающий 
коэффициент (как правило, в 
пределах пяти), и эта часть 
платежей компенсируется за счет 
прибыли предприятия-загрязнителя 
среды).  
        
Данный порядок взимания платежей 
может быть проиллюстрирован 
следующим образом : 
  SHAPE  \* MERGEFORMAT  
руб.  
а  
fi  
pi  
 kpi  
ni  
 выбросы/сбросы  
 0  
 
 Рис. Порядок 
применения эмиссионных платежей 
в России. 
 Здесь    
pi - базовая ставка эмиссионного платежа 
по i-му виду загрязняющего вещества, входящему 
в круг веществ, выбросы которых на предприятии 
контролируются региональными экологическими 
органами; 
kpi - «штрафная» ставка 
за сверхнормативное загрязнение среды, 
где k - повышающий коэффициент (как правило, 
в пределах пяти единиц); 
       
ni - установленный предприятию норматив 
допустимого выброса i-го вредного        
вещества; 
              
fi - фактический выброс i-го вредного вещества. 
        
Заштрихованный прямоугольник показывает 
сумму средств, которую предприятие 
оплачивает при соблюдении экологических 
нормативов и которая включается 
в издержки его производства. 
Прямоугольник (а) соответствует 
средствам, вносимым предприятием 
из прибыли при несоблюдении 
установленных нормативов выброса. 
        
Базовые нормативы платежей по 
отдельным видам загрязняющих 
веществ и отходов с учетом 
степени их опасности для окружающей 
среды и здоровья населения 
устанавливаются централизованно 
Федеральным Правительством. Далее 
эти нормативы уточняются с 
поправкой на экологическую ситуацию 
и экологические факторы регионов. 
Конкретные размеры эмиссионных 
платежей для предприятий-загрязнителей 
определяются в регионах (субъектах 
Федерации) соответствующими органами 
исполнительной власти и территориальными 
органами экологического контроля. 
В случае реализации предприятием 
согласованных с региональными 
органами экологического контроля 
природоохранных инвестиций соответствующие 
затраты могут быть зачтены 
путем сокращения суммы вносимых 
им эмиссионных платежей. 
        
В соответствии с Законом «Об 
охране окружающей природной 
среды» 10% общей суммы эмиссионных 
платежей направляется в федеральный 
бюджет и расходуется на содержание 
органов экологического контроля[4]. 
Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические 
фонды (местные, региональные, федеральный) 
и используются для финансирования природоохранных 
мероприятий и экологических программ. 
        
Эмиссионные платежи служат реализации 
важнейшего принципа современной 
экологической политики: загрязнитель 
- платит. Они призваны обеспечить 
экономическую ответственность 
предприятий-природопользователей за 
загрязнение окружающей среды и стимулировать 
проведение ими упреждающих природоохранных 
мероприятий. Реализация этого требования 
возможна при установлении эмиссионных 
платежей на уровне, при котором предельные 
экологические затраты балансируются 
с предельным ущербом от загрязнения среды, 
предотвращаемым вследствие этих затрат. 
        
Однако на практике в России, 
как и в других странах, эмиссионные 
платежи занижаются. Основными причинами 
являются недостаточная платежеспособность 
предприятий-загрязнителей среды и, как 
следствие, боязнь властей вызвать разорение 
соответствующих компаний и массовые 
увольнения; опасения, связанные со снижением 
конкурентоспособности национальных 
товаропроизводителей в системе международной 
торговли вследствие «чрезмерного бремени 
экологических издержек»; просто тот факт, 
что охрана окружающей среды не стала 
в той или иной стране одним из общественных 
приоритетов. В случае занижения эмиссионные 
платежи не способны выполнить в полном 
объеме свойственные им функции и посылать 
рыночным субъектам правильные экономические 
сигналы, предопределяя их ориентацию 
на проведение адекватных экологических 
мероприятий. 
        
В странах с переходной экономикой 
значение этого фактора еще 
более усиливается вследствие 
нестабильности социально-экономической 
ситуации и высокого уровня 
инфляции, сопровождающих особенно 
на начальных этапах рыночные 
реформы. Российским законодательством 
в этих целях предусмотрена индексация 
эмиссионных платежей. Однако на практике 
в течение всего периода 90-х годов эта 
индексация существенно отставала от 
темпов инфляции и общего повышения индекса 
цен, что явилось одной из причин хронического 
недофинансирования природоохранных 
мероприятий и дальнейшего ухудшения 
экологической ситуации в стране.  
 1.3. Финансирование 
природоохранных мероприятий.          
Экологические налоги 
 1.3.1. Финансирование 
природоохранных мероприятий 
        
Финансы как инструмент экологического 
управления представляют собой 
систему отношений по формированию 
и расходованию фондов денежных 
средств, обслуживающих процессы 
охраны и воспроизводства природных 
ресурсов и поддержания на должном уровне 
экологической безопасности. В любой стране 
финансы имеют довольно сложную структуру, 
объединяя фонды денежных средств, образуемых 
на общенациональном, региональном, местном 
уровнях, а также на предприятиях-природопользователях. 
        
Финансы неразрывно связаны с 
деятельностью государства по 
регулированию экономики, с образованием 
и расходованием средств различных бюджетов. 
В России в соответствии с федеративным 
государственным устройством формируются 
федеральный бюджет, бюджеты субъектов 
федерации, а также местные бюджеты. Доходная 
часть бюджетов всех трех уровней образуется 
преимущественно за счет налогов. Во многих 
странах налоговой системе принадлежит 
важная роль в деле как финансирования, 
так и стимулирования природоохранных 
мероприятий. Кроме того, обеспечению 
природоохранной деятельности необходимыми 
денежными средствами также может служить 
система кредитования, в том числе предоставление 
кредитов на льготных условиях (так называемые 
«мягкие» займы), беспроцентные ссуды, 
гранты и т.п.
Современная система 
финансирования природоохранной деятельности 
в России в качестве основных элементов 
включает: 
 §  фонды 
охраны природы (экологические 
фонды), формируемые на общефедеральном 
уровне, уровне субъектов федерации 
и местном уровнях в составе 
соответствующих бюджетов и образующиеся 
в основном за счет аккумулирования 
платежей за загрязнение окружающей 
среды; 
 §  фонды 
воспроизводства природных ресурсов 
(фонд воспроизводства минерально-сырьевой 
базы, фонд восстановления и охраны 
водных объектов и фонд управления, 
изучения, сохранения и воспроизводства 
водных биологических ресурсов), 
образующиеся на уровне Федерации 
и субъектов Федерации в составе 
соответствующих бюджетов за 
счет аккумуляции соответствующих 
платежей (за пользование недрами, 
водными объектами, водными биологическими 
ресурсами); 
 §  бюджетные 
источники, за счет которых 
финансируются федеральные, региональные 
и местные экологические программы, 
природовосстановительные мероприятия 
по ряду отраслей, включая лесное, водное 
хозяйство, содержание особо охраняемых 
природных территорий, а также обеспечивается 
система органов экологического контроля 
и управления; 
 §  кредитные 
ресурсы как отечественных, так 
и международных (в частности, 
Всемирного Банка, Европейского 
Банка Реконструкции и Развития 
и др.) банковских учреждений, участвующих 
в кредитовании инвестиционных 
природоохранных проектов; 
 §  страховые 
фонды, как аккумулированные в 
бюджетах, так и образующиеся 
у страховых компаний, страхующих 
экологические риски, связанные 
с аварийным загрязнением природной 
среды; 
 §  средства 
международных финансовых фондов 
и программ, предоставляемых для 
финансовой поддержки решения 
приоритетных экологических проблем, 
как правило, в виде грантов 
и субсидий (примером может служить 
финансовая поддержка формирования 
Местной повестки дня-21); 
 §  специализированные 
фонды охраны (либо амортизационные 
фонды) предприятий-природопользователей, 
направляемые на экологическую модернизацию 
производства, реализацию инвестиционных 
природоохранных проектов и т.п. 
        
Таким образом, для ныне действующей 
в России системы финансирования 
природоохранных и природовосстановительных 
мероприятий характерны: 
 §  наличие 
многих источников, что призвано 
усилить ее надежность и устойчивость, 
имеющих важное значение в условиях 
реформирования экономики и сохранения 
кризисных тенденций; 
 §  относительно 
высокий удельный вес бюджетного 
финансирования, проявлением чего, 
в частности, служит консолидация 
в бюджетах, ранее бывших внебюджетными, 
специализированных фондов воспроизводства 
природных ресурсов и экологических 
фондов.