Экологическое законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инструментов экологической политики. Для этого были рассмотрены следующие вопросы: система экономических инструментов природопользования и охрана окружающей среды, система ресурсных и эмиссионных платежей, платежи за пользование природными ресурсами, платежи за загрязнение окружающей природной среды, экологические налоги, а так же экологическое законодательство стран ЕС и РФ.

Содержание

Введение……………………………….…………………………………………...….…. 3
Глава I. Система инструментов экологической политики…………...….…..…..... 4
1.1. Система экономических инструментов природопользования и охраны
окружающей среды и их сравнительный анализ с административно-
контрольными методами….………………....………………………….….……. 4
1.2. Система ресурсных и эмиссионных платежей……………………….........…… 8
1.2.1. Платежи за пользование природными ресурсами…….…………....….….. 8
1.2.2. Платежи за загрязнение окружающей природной среды….……....…....... 14
1.3. Финансирование природоохранных мероприятий. Экологические налоги….. 17
1.3.1. Финансирование природоохранных мероприятий……………………….. 17
1.3.2. Экологические налоги………………………………………...……….....… 20
Глава II. Экологическое законодательство................................................................. 26
2.1. Экологические программы ЕС………………………………………………...... 26
2.2. Экологическое законодательство стран ЕС и РФ……………………………… 29
Заключение...…………………………………………………………………………..... 35
Список литературы……………………………………………………………....…...... 37

Работа содержит 1 файл

Реферат Власюк.docx

— 64.32 Кб (Скачать)

                                                                                                                                             Платежи за забор воды из  водных объектов, а также за  сброс сточных вод доводятся  до плательщиков в совокупности  с лимитами водопользования (месячными,  годовыми). При превышении этих  лимитов ставки платы в соответствии  с Законом «О плате за пользование  водными объектами» (Ст. 4.5) увеличиваются  в 5 раз в сравнении с базовым  уровнем. Одновременное применение  платежей и экологических нормативов  является примером совместного  использования экономических и  административных подходов к  управлению природопользованием.  И такой порядок призван стимулировать  охрану и рациональное использование  водных ресурсов. Пользование водными  объектами, как и недрами, осуществляется  на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии  ставки платежей также увеличиваются  в 5 раз. 

                                                                                                                                             Платежи за пользование водными  объектами зачисляются в федеральный  бюджет и бюджет субъекта РФ  в пропорции 40 и 60 % соответственно. Централизуемые в результате  этого средства не менее чем  на половину должны направляться  на мероприятия по восстановлению  и охране водных объектов. При  этом средства, поступающие в  бюджеты субъектов Федерации,  могут быть по решению представительных  органов этих субъектов полностью  или частично перечислены в  местные бюджеты с целью расходования  на соответствующие водоохранные мероприятия.  

1.2.2. Платежи за  загрязнение окружающей природной  среды 

        В России взимается плата за  следующие виды загрязнений[3]:

 §  выброс  в атмосферу загрязняющих веществ  от стационарных и передвижных  источников загрязнения; 

 §  сбросы  загрязняющих веществ в поверхностные  и подземные водные объекты; 

 §  размещение  отходов. 

        Эмиссионные платежи выполняют  следующие основные функции: 

 §  являются  важнейшим средством компенсации  ущерба, наносимого окружающей природной  среде, здоровью населения и  материальным ценностям в результате  выбросов (сбросов) вредных веществ  и размещения отходов; 

 §  служат  основным источником формирования  специализированных фондов охраны  природы, средства которых используются  для финансирования природоохранных  мероприятий, оздоровления окружающей  природной среды и повышения  уровня экологической безопасности  производства и потребления; 

 §  стимулируют  соблюдение экологических нормативов  и стандартов, а также реализацию  природоохранных инвестиции, благодаря  их применению в комплексе  с доводимыми до предприятий  нормативами и существованию  жестких санкций за сверхнормативное  загрязнение природной среды  (при соблюдении экологических  нормативов предприятия вносят  платежи по базовым ставкам,  а сумма платежей включается  в себестоимость; при нарушении  экологических нормативов к базовым  ставкам применяется повышающий  коэффициент (как правило, в  пределах пяти), и эта часть  платежей компенсируется за счет  прибыли предприятия-загрязнителя  среды).  

        Данный порядок взимания платежей  может быть проиллюстрирован  следующим образом :

  SHAPE  \* MERGEFORMAT  руб.  

а  

fi  

pi  

 kpi  

ni  

 выбросы/сбросы  

0  

 

 Рис. Порядок  применения эмиссионных платежей  в России.

 Здесь    pi - базовая ставка эмиссионного платежа по i-му виду загрязняющего вещества, входящему в круг веществ, выбросы которых на предприятии контролируются региональными экологическими органами;

kpi - «штрафная» ставка за сверхнормативное загрязнение среды, где k - повышающий коэффициент (как правило, в пределах пяти единиц);

       ni - установленный предприятию норматив допустимого выброса i-го вредного        вещества;

              fi - фактический выброс i-го вредного вещества.

        Заштрихованный прямоугольник показывает  сумму средств, которую предприятие  оплачивает при соблюдении экологических  нормативов и которая включается  в издержки его производства. Прямоугольник (а) соответствует  средствам, вносимым предприятием  из прибыли при несоблюдении  установленных нормативов выброса. 

        Базовые нормативы платежей по  отдельным видам загрязняющих  веществ и отходов с учетом  степени их опасности для окружающей  среды и здоровья населения  устанавливаются централизованно  Федеральным Правительством. Далее  эти нормативы уточняются с  поправкой на экологическую ситуацию  и экологические факторы регионов. Конкретные размеры эмиссионных  платежей для предприятий-загрязнителей  определяются в регионах (субъектах  Федерации) соответствующими органами  исполнительной власти и территориальными  органами экологического контроля. В случае реализации предприятием  согласованных с региональными  органами экологического контроля  природоохранных инвестиций соответствующие  затраты могут быть зачтены  путем сокращения суммы вносимых  им эмиссионных платежей.

        В соответствии с Законом «Об  охране окружающей природной  среды» 10% общей суммы эмиссионных  платежей направляется в федеральный  бюджет и расходуется на содержание  органов экологического контроля[4]. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические  фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.

        Эмиссионные платежи служат реализации  важнейшего принципа современной  экологической политики: загрязнитель - платит. Они призваны обеспечить  экономическую ответственность  предприятий-природопользователей за загрязнение окружающей среды и стимулировать проведение ими упреждающих природоохранных мероприятий. Реализация этого требования возможна при установлении эмиссионных платежей на уровне, при котором предельные экологические затраты балансируются с предельным ущербом от загрязнения среды, предотвращаемым вследствие этих затрат.

        Однако на практике в России, как и в других странах, эмиссионные  платежи занижаются. Основными причинами являются недостаточная платежеспособность предприятий-загрязнителей среды и, как следствие, боязнь властей вызвать разорение соответствующих компаний и массовые увольнения; опасения, связанные со снижением конкурентоспособности национальных товаропроизводителей в системе международной торговли вследствие «чрезмерного бремени экологических издержек»; просто тот факт, что охрана окружающей среды не стала в той или иной стране одним из общественных приоритетов. В случае занижения эмиссионные платежи не способны выполнить в полном объеме свойственные им функции и посылать рыночным субъектам правильные экономические сигналы, предопределяя их ориентацию на проведение адекватных экологических мероприятий.

        В странах с переходной экономикой  значение этого фактора еще  более усиливается вследствие  нестабильности социально-экономической  ситуации и высокого уровня  инфляции, сопровождающих особенно  на начальных этапах рыночные  реформы. Российским законодательством  в этих целях пре­дусмотрена индексация эмиссионных платежей. Однако на практике в течение всего периода 90-х годов эта индексация существенно отставала от темпов инфляции и общего повышения индекса цен, что явилось одной из причин хронического недофинансирования природоохранных мероприятий и дальнейшего ухудшения экологической ситуации в стране.  

1.3. Финансирование  природоохранных мероприятий.          Экологические налоги 

1.3.1. Финансирование  природоохранных мероприятий 

        Финансы как инструмент экологического  управления представляют собой  систему отношений по формированию  и расходованию фондов денежных  средств, обслуживающих процессы  охраны и вос­производства природных ресурсов и поддержания на должном уровне экологической безопасности. В любой стране финансы имеют довольно сложную структуру, объединяя фонды денежных средств, образуемых на общенациональном, региональном, местном уровнях, а также на предприятиях-природопользователях.

        Финансы неразрывно связаны с  деятельностью государства по  регулированию экономики, с обра­зованием и расходованием средств различных бюджетов. В России в соответствии с федеративным государственным устройством формируются федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, а также местные бюджеты. Доходная часть бюджетов всех трех уровней образуется преимущественно за счет налогов. Во многих странах налоговой системе принадлежит важная роль в деле как финансирования, так и стимулирования природоохранных мероприятий. Кроме того, обеспечению природоохранной деятельности необходимыми денежными средствами также может служить система кредитования, в том числе предоставление кредитов на льготных условиях (так называемые «мягкие» займы), беспроцентные ссуды, гранты и т.п.

Современная система  финансирования природоохранной деятельности в России в качестве основных элементов  включает:

 §  фонды  охраны природы (экологические  фонды), формируемые на общефедеральном  уровне, уровне субъектов федерации  и местном уровнях в составе  соответствующих бюджетов и образующиеся  в основном за счет аккумулирования  платежей за загрязнение окружающей  среды; 

 §  фонды  воспроизводства природных ресурсов (фонд воспроизводства минерально-сырьевой  базы, фонд восстановления и охраны  водных объектов и фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства  водных биологических ресурсов), образующиеся на уровне Федерации  и субъектов Федерации в составе  соответствующих бюджетов за  счет аккумуляции соответствующих  платежей (за пользование недрами,  водными объектами, водными биологическими  ресурсами);

 §  бюджетные  источники, за счет которых  финансируются федеральные, региональные  и местные экологические программы,  природовосстановительные мероприятия по ряду отраслей, включая лесное, водное хозяйство, содержание особо охраняемых природных территорий, а также обеспечивается система органов экологического контроля и управления;

 §  кредитные  ресурсы как отечественных, так  и международных (в частности,  Всемирного Банка, Европейского  Банка Реконструкции и Развития  и др.) банковских учреждений, участвующих  в кредитовании инвестиционных  природоохранных проектов;

 §  страховые  фонды, как аккумулированные в  бюджетах, так и образующиеся  у страховых компаний, страхующих  экологические риски, связанные  с аварийным загрязнением природной  среды; 

 §  средства  международных финансовых фондов  и программ, предоставляемых для  финансовой поддержки решения  приоритетных экологических проблем,  как правило, в виде грантов  и субсидий (примером может служить  финансовая поддержка формирования  Местной повестки дня-21);

 §  специализированные  фонды охраны (либо амортизационные  фонды) предприятий-природопользователей, направляемые на экологическую модернизацию производства, реализацию инвестиционных природоохранных проектов и т.п.

        Таким образом, для ныне действующей  в России системы финансирования  природоохранных и природовосстановительных мероприятий характерны:

 §  наличие  многих источников, что призвано  усилить ее надежность и устойчивость, имеющих важное значение в условиях реформирования экономики и сохранения кризисных тенденций;

 §  относительно  высокий удельный вес бюджетного  финансирования, проявлением чего, в частности, служит консолидация  в бюджетах, ранее бывших внебюджетными,  специализированных фондов воспроизводства  природных ресурсов и экологических  фондов.

Информация о работе Экологическое законодательство