Экологическое воспитание и образование детей средней группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические инравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

Содержание

1.Введение
1.Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики.
2.Содержание экологического воспитания дошкольников.
3.Разные типы экологических занятий и их роль в воспитании детей.
2.Система экологического воспитания дошкольников
3.Методы и технологии реализации экологического воспитания
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по методике экологического развития.docx

— 33.14 Кб (Скачать)

     Необходимо  специально подчеркнуть: экологические  знания, включенные в программу, —  это средство формирования у детей  отношения к природе, которое  строится на эмоционально-чувственной  основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности с экологическим  содержанием. Именно поэтому каждый раздел включает две позиции: "знания" и "отношение".  
 

  1. Методы и  технологии реализации экологического воспитания

    Реализовать программу  формирования у детей начал экологической культуры можно при наличии в их жизненном пространстве эколого-развивающей среды — достаточного количества растений и животных, помещенных в экологически подходящие (в соответствии с их потребностями) условия на территории ДОУ; специальных "экологических пространств": зимнего сада, цветников, "птичьего столба", экологической тропинки или "уголка нетронутой природы" на участке и т.п.

    Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством  соответствующих методов и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические [2]. В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст — не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач. Вводя понятие педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается па положение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития.

    Построение методов  экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена па достижение воспитательно-образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании. В нашем исследовании [4] представлены психолого-педагогические основы трех групп методов: практических (создание и поддержание условий для объектов природы ближайшего окружения детей, природоохранная деятельность); познавательиых (наблюдение, речь и общение); "отобразительных" (моделирование, игра, изобразительная деятельность).

    Отношение к природе  является важным показателем экологической  культуры. Психологи (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности, как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и находит свое выражение в поступках, практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания — к нему должен подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего. Установлено, что экологическому подходу более других отвечает характеристика отношения как осознанно-правильного. При этом под правильным понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей, существующих между любым живым организмом и средой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Под осознанным подразумевается то, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональный аспект отношения присутствует в нем как обязательный, так как он обеспечивает весь процесс его формирования.

    Осознанно-правильное отношение дошкольника к природе  в разных ситуациях и у разных детей может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Практический метод позволяет формировать  необходимое отношение прежде всего в процессе ухода за живыми существами. Но наравне с практическими действиями большое значение имеет содержание сопутствующих пояснений, которые дети получают от воспитателя. Действие и слово дополняют друг друга — это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка.

    Формированию осознанно-правильного  отношения детей к природе  способствуют и познавательные методы. Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя  условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить  интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание  и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом, совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и  детей. При этом действия взрослого  направлены на планирование и организацию  наблюдения, на решение воспитательно-образовательной  задачи, а умственные усилия детей  — на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. При такой схеме совместно-распределенной интеллектуальной деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого у  дошкольников взаимосвязанно формируются круг конкретных экологических знаний об объектах наблюдения и отношение к ним.

    Наблюдение развивает  у детей разные оттенки отношения  к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие. Потребность познавать новое  формируется благодаря многократному  обращению к объекту, сопровождаемому  комментариями взрослого о причинно-следственных связях живого организма со средой его обитания. На основе понимания  этих связей в жизни обитателей уголка природы, зависимости их самочувствия от условий, в которых они находятся, возникают переживание за них, сочувствие, начальные формы моральной ответственности, готовность помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в  отношение.

    Рождению эстетического  отношения к природе в процессе наблюдений способствует детальное  и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных особенностей — формы, окраски, пропорций, размера  и др. Все природные объекты, если они находятся в благоприятных  условиях жизни, демонстрируют морфо-функциональную красоту — красоту строения и различных проявлений. При этом она всегда имеет свою ярко выраженную (видовую) специфику. Наблюдения, специально посвященные красоте объекта, развивают в детях способность видеть и чувствовать гармонию формы, цвета, линий, пропорций, их взаимосвязь и функциональность у каждого животного и растения.

    Для формирования осознанно-правильного отношения  к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования  — ведение календарей природы, отражение  в них результатов наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, ориентироваться  в его параметрах, правильно пользоваться соответствующей символикой. Большое  значение имеет то, что эта совместная деятельность длительно протекает  во времени, осуществляется периодически-постоянно на протяжении всего учебного года. Отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов, — это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности одновременно, а это очень важно для личности ребенка накануне его поступления в школу.

    Рождение положительного отношения детей к природе  в процессе использования словесного метода обусловлено сущностью общения  как желанной для детей деятельности, приносящей им удовлетворение. Доброжелательность, проникновенность и искреннее участие  воспитателя в разговоре с  детьми утверждает их положительное  отношение к содержанию беседы. Учебный  диалог также способствует выработке  осознанно-правильного отношения  к явлениям природы, особенно если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении дошкольников правильно построить высказывание, объяснить взаимосвязь объектов.           

    Игровая деятельность как самомотивированная и, несомненно, приносящая дошкольникам большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию. Результатом нашего поиска стала разработка различных игровых обучающих ситуаций (ИОС) — специальной формы сюжетно ролевой игры, насыщенной экологическим содержанием. Они специально создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач на экологических занятиях, экскурсиях, наблюдениях Хороший результат дают три типа игровых обучающих ситуаций, обладающей различными дидактическими возможностями: ИОС с привлечением игрушекаш логов (т.е. игрушек, изображающие объекты природы — растения и животных); ИОС с использованием кукол -персонажей сказок, сюжет которых связан с природой; различные вариант! игры в путешествия ("туристический по ход", "экскурсия на выставку цветов", путешествие к Северному полюсу или Африку" и др.). Игра, специально организованная воспитателем и привнесенная процесс познания природы, с успехом выполняет функцию метода экологического воспитания, который облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно-правильное отношение к их содержанию. Экологическая культура специалиста дошкольного воспитания (эколога, руководителя учреждения, воспитателя) поднимает его на уровень осознания значимости систематизированной, планомерно осуществляемой практики с детьми. Именно применение эколого-педагогических технологий позволяет получить желаемый эффект экологического воспитания. Нами выявлены два фактора, обеспечивающих успех в этом процессе: подробное описание технологий — всех мероприятий с указанием их воспитательно-образовательных целей (задач), способов организации, сценарием варианта возможного проведения; четкое помесячно-недельное планирование мероприятий. Установлено, что технология, учитывающая психолого-педагогическую специфику и режим жизни детей в ДОУ, становится авторским видением воплощения программы в повседневную воспитательно-образовательную реальность и обеспечивает достижение запланированных целей. Обнаружены факторы, снижающие эффективность технологий в достижении высоких результатов экологической воспитанности детей: общая социально-экономическая нестабильность учреждения, недостаточная общепедагогическая и эколого-педагогическая компетентность воспитателей, "отчужденность" семьи от проблем педагогики и экологии.

    Для реализации системы  экологического воспитания детей большое  значение имеет управленческая составляющая этого процесса. Административная группа ДОУ (заведующая, старший воспитатель, эколог) должна сосредоточивать свое внимание на трех аспектах: поддержании  в педагогическом коллективе интереса к этой области работы; создании и использовании в педагогическом процессе эколого-развивающей среды  учреждения; организации систематических  мероприятий, обеспечивающих развитие профессиональной экологической культуры у специалистов и воспитателей всех возрастных групп. 
     
     
     

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.

2. Основы дошкольной  педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.

3. Николаева С.Н.  Система экологического воспитания  детей в дошкольном учреждении. М., 2005.

4. Азбука экологии. Экспериментальное учебное пособие для младших школьников. Курган «Парус – М», 1996.

5. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура. // Культура: Теории и проблемы. – М.: 1995.

6. Экология – Смоленск: Русич, 2001 
 

Информация о работе Экологическое воспитание и образование детей средней группы