Возможности народной
педагогики
Этнопедагогику можно
было бы в общем и целом представить
как историю и теорию народного
(естественного, обыденного, неформального,
нешкольного, традиционного) воспитания.
Этнопедагогика – наука об эмперическом
опыте этических групп в воспитании
и образовании детей, о морально-этических
и эстетических воззрениях исконные
ценности семьи, рода, племени, народности,
нации. Этнопедагогика объясняет народную
педагогику и предлагает пути ее использования
в современных условиях, собирает
и исследует опыт этнических групп,
основанный на многовековом, естественно
развивающимся соединении народных
традиций. Предметная область этнопедагогики
не остается неизменной: задачи формируются
и уточняются в зависимости от
изменений социального заказа, связанного
с движением общественного самосознания.
Как уже было сказано, этнопедагогика
изучает процесс социального
взаимодействия и общественного
воздействия, в ходе которого воспитывается,
развивается личность, усваиваются
социальные нормы, ценности, опыт; собирает
и систематизирует народные знания
о воспитании и обучении детей, народную
мудрость, отраженную в религиозных
учениях, сказках, загадках, пословицах
и поговорках, в играх и прочих,
в семейном и общественном укладе,
быте, традициях, а также философско-этические
собственно педагогические мысли и воззрения,
то есть весь педагогический потенциал,
оказывающий влияние на экологически
культурное формирование личности. В народе
испокон веков вырабатывался свой, самобытный
нравственный уклад, своя духовная культура.
У всех народов много обычаев и традиций,
облагораживающих жизнь людей. Они проявляются
и в отношении к природе, и в поэзии, и в
добрых обычаях хорошего тона и правилах
приличия. Чем больше будет участников
педагогического процесса, понимающих
воспитательной дело и желающих его улучшить,
тем будет эффективнее его определяющее
воздействие на подрастающее поколение.
Народная педагогика есть педагогика
масс, всеобщая педагогика, а не педагогика
только педагогов – профессионалов. Тем
не менее, она важнее всего для педагогов,
особенно же – для воспитателей детских
садов и учителей начальных классов. Педагогическая
наука ставит и решает много проблем, которые
никогда не ставились и не могли ставится
народной педагогикой. В то же время и
у народной педагогики есть такие находки,
на которые педагогическая наука не обращала
внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную
ценность. Этнопедагогические исследования
могли бы привлечь внимание педагогов
к этим находкам, оживить их, вернуть в
народное педагогическое сознание, в том
числе – и родителям, как естественным
воспитателям.
Многообразие экологического
воспитания
Характерно, что природа
в деятельности школьников выступает
разносторонне, требуя проявления соответствующих
разносторонних способностей, так, она
оказывается объектом заботы и труда,
когда учащиеся преобразуют и
охраняют ее; объектом и предметом
целенаправленного познания, когда
они изучают ее закономерности на
уроках и дома; реальным пространством,
где протекает деятельность; окружающей
средой – в занятиях спортом, путешествиях;
объектом и предметом художественного
изображения – в процессе творческого
воссоздания ее образов в самодеятельном
искусстве. Что бы обеспечить наиболее
благоприятные условия для формирования
отношений учащихся к действительности,
школа организует трудовую, познавательную,
опытническую, конструкторскую, художественную,
игровую, туристско-краеведческую и
спортивно – оздоровительную
деятельность детей среди природы.
На формирование сознания в условиях
взаимодействия с окружающей средой
налагают отпечаток многие факторы:
прежде всего это жизненный опыт
и сфера общения, семья и интересы
сверстников, личные и групповые
мотивы поведения, общественное мнение.
В условиях влияния различных
окружающих условий на сознание учащегося
его формирование во многом зависит
именно от целенаправленных действий
педагога. Здесь находят применение
разнообразные приемы и методы педагогической
работы, раскрытие смысла практической
деятельности, беседы и лекции о
труде и природе, разъяснение
долга и приемы убеждения в
необходимости личной заботы каждого
о среде, требования к поведению
и вовлечение в художественное творчество,
поощрения и наказания, соревнование
и личный пример воспитателя. Как
актуальная социально – педагогическая
задача формирование сознательного, ответственного
отношения учащихся к природе
должно пронизать все направления
планирования, организации и контроля
в работе школы: в общешкольных планах
и документах классных руководителей,
в системе идейно политической, трудовой,
нравственной, эстетической и физической
подготовки учащихся.
Среди объективных
предпосылок личных отношений к
природной среде следует назвать,
прежде всего, свойства и явления
естественной среды. Другой объективной
предпосылкой выступает отношение
общества к природе, влияющее на позиции
школьников. Познание опыта общества
не только расширяет знания, но и
обогащает использование экономических
и нравственно – эстетических
оценок окружающей среды. Осмысливая ее
материальную и духовную ценность,
учащиеся глубже осознают необходимость
заботиться о ее сбережении. Третья
предпосылка формирования отношения
школьников к природе – это
процесс воспитания и обучения, в
ходе которого они овладевают общественно
ценными отношениями и действиями.
Формирование у школьников положительного
отношения к окружающей среде
является целенаправленным процессом.
От учителей во многом зависит планирование
и организация общественно –
полезных действий. Они помогают школьникам
овладевать коллективными формами
деятельности среди природы, выработать
продуманные позиции в отношениях
со средой претворить заботу о ней
в конкретные дела. Наконец, предпосылкой
личного отношения к среде
является собственная деятельность
ребенка, в которой возникают, осознаются
и реализуются цели личности и
коллектива, отношения воспитателей
и воспитуемых к природе и
обществу. Среди субъективных предпосылок
формирования отношений школьников
к окружающей среде необходимо выделить
способность ее восприятия, переживания
и осмысления; заинтересованность в
познании, преобразовании и поддержании
среды в оптимальном состоянии;
готовность сознательно реализовать
во взаимодействии с внешним миром
общественные и личные цели и таким
образом удовлетворять свои потребности
и стремления. Природоохранительная
деятельность определяется знаниями о
природе и обществе, полученными
при изучении географии, биологии, химии
и физики. В опытнической и краеведческой
работе в деятельности бригад и лесничеств
учащиеся приобщаются к деятельной
заботе о естественной среде, к сбережению
растительности и животных, приумножению
природных богатств.
В совокупность их практических
дел входят посильный уход за растениями
и животными, участие в воспроизводстве
естественных ресурсов, забота о земле
и водных источниках, полезащитные
и лесозащитные мероприятия. Под
руководством педагогов формируются
навыки рационального природопользования.
Нравственная сторона природоохранительного
отношения формируется в действиях
направленных на защиту окружающей среды.
Она связана с осознанием общенародной
принадлежности, полезности и ценности
природы. Формирование нравственных начал
отношения к среде здесь неразрывно
связано с ростом заботы о природе,
о чистоте водных источников, о
сохранении почвенного слоя, о пресечении
действий которые наносят ущерб
окружающей среде. Организованные действия
в защиту природы должны приводить
школьников к пониманию эстетической
ценности естественных явлений. Постижение
красоты окружающей среды столь
же закономерно должно порождать
стремление охранять среду, готовность
к соответствующим практическим
действиям. Эксперименты, проведенные
в различных природных условиях,
показывают, что на отношения к
природе влияют пол, индивидуальные
особенности школьников, место жительства,
профессия и образование родителей.
По данным исследований, не редко девочки
эмоциональней воспринимаю ландшафт,
мальчики же выше ценят возможность
познакомиться с новыми районами
природы или заняться спортом. Есть
различия в отношении к природе
у сельских и городских учащихся.
Не все в равной мере осознают, каково
влияние природы на их чувства, мысли,
отношения к людям. Отмечается, что
в семьях с меньшим уровнем
образования родителей дети относятся
к природе более прагматично.
Рост образованности родителей способствует
установлению у детей более богатых
духовных связей со средой. Эти данные
показывают, что в педагогической
работе следует учитывать влияния
разнообразных социальных факторов на
отношения к окружающей среде. Особую
роль во взаимодействии школьников с природой
играет их индивидуальная избирательность
сознательных связей с внешним миром.
В деятельности по охране окружающей среды
одного интересует содержание, другого
– форма, третьего – орудия труда. Часть
детей увлечена жизнью леса, другая часть
возможностью побыть в лесу с товарищами.
Чрезвычайно многообразны познавательные
и практические интересы, эстетические
вкусы и чувства, индивидуальные оценки
различных явлений природы и человеческих
действий. Опыт показывает, что сформировать
у учащихся бережное отношение к природе
может учитель, которого увлекает благородная
задача охраны среды, который испытывает
постоянный интерес к красоте, новизне,
динамизму окружающего мира. Развивая
средствами природы духовным мир школьников,
они в то же время закаляют детей физически,
формируют их волю и характер, воспитывают
коллективизм и патриотизм будущих заботливых
хозяев родной земли, чем бережнее относится
к природе сам учитель, тем сознательнее
и ответственнее относятся к ней его воспитанники.
Школа испытывает потребность в педагоге
– универсале, который глубоко знает не
только свой предмет, но и общие закономерности
воспитания отношений к природе и людям.
Развития эстетического
отношения к природе
Деятельность ребят,
организуемая учителями, порождает
и развивает личные впечатления
и чувства, убеждения и интересы.
Отображение в сознании природных
явлений возникает в деятельности.
Однако оно происходит не автоматически,
а под влиянием ее целей и задач,
инструкций учителей и воспитателей.
Необходимо четко планировать задание
по восприятию и осмыслению окружающих
ландшафтов. Перевод учащихся от
наблюдений на прогулках за красотой
природы к подобным наблюдениям
во время сельскохозяйственных опытов,
при уходе за школьным лесопитомником,
а затем к наблюдениям в
ходе производительного труда –
это развернутый педагогический
прием целенаправленного обогащения
индивидуальных эстетических отношений.
Его применение должно вести к
развитию содержания и форм наблюдений
за красотой по мере усложнения деятельности
и тем самым к общему усложнению
непосредственных связей со средой. Научившись
наблюдать за окружающей красотой в
процессе труда и осознав возможность
творить с его помощью красоту
во круг себя, школьник иначе воспринимает
окружающую среду. Поэтому прогулки
и другие виды деятельности иначе, чем
прежде раскрывают перед ним красоту
природы. Как известно, деятельность
характеризуется особым содержанием
и своеобразными формами. Она
является системой взаимосвязанных
дел, совокупностью различных действий
и приемов (операций). Эти дела, действия
и приемы имеют определенную структуру,
которая обусловлена внешними, в
частности природными, объектами, а
так же личными интересами школьников
и обучением в сочетании с
воспитанием. В структуре деятельности
отдельного ученика, как и класса
в целом, сочетаются устойчивые (постоянные,
часто повторяющиеся) и не устойчивые
дела и действия. Соотношение тех
и других поддается педагогическому
контролю и регулированию. В равной
мере педагогическое руководство влияет
на выбор и чередование во взаимосвязях
школьников с природой дел разных
видов, разной качественной определенности.
Не всякая деятельность
способна прямо выявить эстетические
свойства природы для школьников.
Чтобы научиться оценивать красоту
форм растений, грациозность животных,
контрасты цвета и света, симметрию
явлений, гармонию звуков, свойства пространства
и времени надо участвовать в
их познании как чувственном, так и абстрактно
- логическом. А это значит, что учителя
должны вовлекать школьников в наблюдения
за свойствами ландшафтов, организовывать
упражнения, которые развивают слуховое
и зрительное восприятие, умения анализировать
и обобщать собственные впечатления и
оценки.
Задача учителя, который
развивает эстетическое отношение
к природе у своих питомцев,
заключается прежде всего в том,
чтобы нацелить учащихся на встречу
с красотой и организовать соответствующую
познавательную деятельность. Нужно
разработать систему эстетико-познавательных
задач и упражнений, организовать
ряд эстетически воспитывающих
ситуаций, которые побуждают учеников
воспринимать, осмысливать, оценивать
познаваемые объекты как красивые,
выразительные и т.д. На первый план
в познании следует выдвинуть
эстетические свойства среды, чтобы
пробудить отношение именно к
ним. Одновременно нужно глубже
продумывать возможности педагогического
воздействия на эстетические восприятия,
чувства и суждения учащихся через
те виды деятельности, которые связаны
более всего с познанием, выявлением
потребительских (в большей мере,
чем эстетических) свойств среды,
это например, различные промыслы
(сбор ягод, грибов, рыбная ловля и
др.), сбор материалов для школьных коллекций,
экспедиции по поиску местных стройматериалов,
уход за птицами, водоемами, лесом и
т.д. Чтобы выявить эстетические
свойства явлений природы в такой
деятельности, надо сделать составной
частью каждого отдельного дела ознакомление
с ними. Иначе говоря, в деятельности
любого вида должен осуществляться педагогический
подход. Он обеспечивает общность деятельности,
а так же единство идейно нравственного,
трудового, эстетического, физического
воспитания. Таким образом, при воспитании
эстетического отношения к природе
в разнообразной деятельности перед
учителем встает двуединая задача.
С одной стороны, необходимо организовать
специфическую деятельность, непосредственно
открывающую школьникам красоту
природы. С другой – нужно суметь
соединить с познанием эстетических
свойств среды любую деятельность,
в том числе и такую, которая
в силу своей специфики формирует
иные, чем эстетические отношения
к внешнему миру. Например, для формирования
умения воспринимать красоту природы
важно, чтобы познавательные задачи
ставились достаточно часто. Педагогические
ситуации, стимулирующие эстетическое
восприятие природы, необходимо создавать
регулярно. В их решении должны участвовать
все школьники каждого класса,
всех возрастных групп. Чем младше школьники,
тем большая роль в таких ситуациях
принадлежит игровым элементам.
В подростковой группе на первый план
выступает опытническая, поисковая,
краеведческая, спортивная деятельность.
У старшеклассников ведущую роль
получают труд, изучение науки и
искусства. Разнообразное художественное
творчество должно охватывать учащихся
всех школьных возрастов. В разном возрасте
ученики по-разному оценивают
значение одних и тех же дел
для своих связей с природой. В
зависимости от таких оценок изменяются
их увлечения, происходит переход от
одних дел к другим, возникает
интерес к явлениям, которые раньше
не привлекали особого внимания. В
среднем возрасте ученики предпочитают
заниматься такими делами как, посадка
деревьев и кустарников, участвуют
в экскурсиях, туристских походах. Престижны
освоения местного рельефа, изучение животных,
растений, ловля рыбы. Менее ценятся
участие в охране природы, уход за
деревьями, уборка территорий, зарисовки
явлений природы, сбор лекарственных
растений.