Экологическое воспитание и ликвидация безграмотности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:56, доклад

Описание работы

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание и ликвидация безграмотност1.docx

— 36.81 Кб (Скачать)

Экологическое воспитание и ликвидация безграмотности 

Вступление 

Серьёзнейший экологический  кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения  человека и природы, заставил переосмыслить  все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов  двадцатого столетия, когда перед  человечеством впервые так остро  встала проблема уничтожения всего  живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться  новая наука – экология и как  следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим  кризисом, необходимо выяснить, какие  отношения человека и природы  можно считать гармоничными, как  человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое  воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень  экологического воспитания соотносится  с положением дел в мире, в каких  корреляционных отношениях он состоит  с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической  обстановке в мире, находится в  прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей  планете, или его ждёт вымирание  или деградация с последующей  мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня  возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия  вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти  к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством  образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так  и всего законодательства. 

Экологическая ответственность  на прямую связана с экологическим  воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в  природной среде, критическое отношение  к себе и другим. Соблюдение моральных  требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание  и осуждение со стороны окружающих.  «В соответствии с Программой мероприятии  по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего  поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования  культуры и здравоохранения РК и  Министерства экологии и природных  ресурсов РК утвердили национальную программу экологического образования  в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические  периоды роста и развития системы  экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. Экологическое  образование выступает как сложный  педагогический процесс. Знание основ  экологии – это важнейший компонент  экологической культуры, развиваемый  у школьников. Сложившаяся в настоящее  время система школьного и  внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических  знаний, умений и навыков, реализующих  требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций. 

Основы формирования экологического воспитания в  общеобразовательных  учреждениях 

Слово «экология» и  его производные прочно вошли  в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно  — это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень  сомнительны. Например, с этой целью  в неволе содержат диких животных или без должного ухода — морских  свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают  не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям  предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким  детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким  образом, подобные воспитательные мероприятия  учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его  особенный взгляд на все с самого раннего возраста. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о  своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение  человека, которое будет соответствовать  нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют: 

- природа и родной  язык;

- общение в семье,  в школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой  информации, искусство, литература;

- образ жизни  самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет  в микросреде. 

В исследованиях  психологов и педагогов разработаны  основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, –  изучение задатков и способностей ребенка  и содействие в их развитии. Природные  народности предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании  индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности  общества за реализацию человека в  творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

 В настоящее  время каждый человек, не зависимо  от его специальности, должен  быть экологически образован  и экологически культурен. Только  в этом случае он сможет  реально оценивать последствия  свой практической деятельности  при взаимодействии с природой. Если в деле экологического  образования и просвещения уже  многое что начато, и самое  главное, делается, то, в отношении  экологической культуры мало  что предпринято. Возможно, это  объясняется и трудностью точного  определения, что же такое «экологическая  культура». В самом общем виде  можно сказать, что «экологическая  культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности  за принимаемые решения в отношении  с природой. Основными компонентами  экологической культуры личности  должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически  оправданное поведение и чувство  любви к природе. 

Экологически культурная личность должна иметь экологические  знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть: 

- иметь правильное  определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко  используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы  и т.д.;

- знать о жизнедеятельности  и трудах ученых и общественных  деятелей, внесших наибольший вклад  в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;

- знать организации,  движения и общества, которые  занимаются природоохранной деятельностью:  Всемирный фонд дикой природы,  Международный союз охраны природы  и природных ресурсов (МСОП), Римский  клуб, Гринпис, Каспий табигаты  и другие;

- знать природу  своего родного края, а именно:

- местные природные  условия

- природные особенности,  реки и водоемы, ландшафты,  типичные растения, и животных, климат  и т.д. и т.п.;

- местные, охраняемые  природные объекты;

- животных местной  фауны;

- местных птиц;

- видов рыб местных  водоемов;

- лекарственные  растения местной флоры;

- памятники культуры  и искусства местного и республиканского  значения. 

Экологически культурная личность должна обладать экологическим  мышлением, то есть уметь правильно  анализировать и устанавливать  причинно-следственные связи экологических  проблем и прогнозировать экологические  последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое  должно быть экологически оправданным  и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов. Поведение  экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность  или, наоборот, рациональность в отношении  к природе; обобщение или избирательность  в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к  природе. Экологически культурная личность при познании природы и общении  с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится  сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Чувство любви к природе формируется  через восприятие мира природы, что  включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные  проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы  с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром  природы. Личность, обладающая всеми  компонентами экологической культуры, при общении с природой может  дать психологическую и эмоциональную  оценку ее восприятия, вызывая у  себя определенные чувства по отношению  к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства  по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.  Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические  ощущения. Но для их возникновения  и оценки должны быть отложены «механизм  обработки» полученных реакций мира природы.  Чувства экологически культурной личности под воздействием природы  определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические  знания. Все компоненты экологической  культуры между собой тесно взаимосвязаны  и как их формирование, так и  существование невозможно друг без  друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей  экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо  глубже и прочнее. 

Человек познает  мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной  необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «  экологическое образование- это  не часть образования, а новый  смысл и цель современного образованного  процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения  человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое  строится на базе нового мышления, это  предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению  природных богатств. Чтобы эти  требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора: 

1. непосредственное  познание природы;

2. школьное экологическое  воспитание;

3. средства массовой  информации. 

Школьное экологическое  воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе  экологического образования имеет  начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

 Как знакомить  детей с правилами поведения  в природе? Определенные экологические  запреты абсолютно необходимы. Но  «обрушивать» эти запреты «сверху»  нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая  работа, ориентированная на то, чтобы  правила поведения в природе  были прочувствованы, понятны.  Социализация  личности – это поведение в  быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы,  ценности, опыт, собирает и систематизирует  народные знания о воспитании  и обучении детей, народную  мудрость, отраженную в сказках,  пословицах, поговорках, баснях и  их значение в передаче нравственного  опыта подрастающему поколению. 

Информация о работе Экологическое воспитание и ликвидация безграмотности