Экологическое воспитание
и ликвидация безграмотности
Вступление
Серьёзнейший экологический
кризис, поразивший нашу планету, внёс
существенные коррективы в отношения
человека и природы, заставил переосмыслить
все достижения мировой цивилизации.
Приблизительно с шестидесятых годов
двадцатого столетия, когда перед
человечеством впервые так остро
встала проблема уничтожения всего
живого в связи с промышленной
деятельностью, стала оформляться
новая наука – экология и как
следствие этого возникновения,
появилась экологическая культура.
В связи с глобальным экологическим
кризисом, необходимо выяснить, какие
отношения человека и природы
можно считать гармоничными, как
человеческая деятельность влияет на
окружающую среду и отметить, почему
экологическая культура и экологическое
воспитание так важны особенно сейчас.
Немаловажно заметить, как уровень
экологического воспитания соотносится
с положением дел в мире, в каких
корреляционных отношениях он состоит
с глобальным экологическим кризисом.
Вследствие этого, следует показать,
что уровень экологической культуры
прямо пропорционален экологической
обстановке в мире, находится в
прямой зависимости от экологического
воспитания. От уровня экологического
воспитания, экологической культуры
зависит вопрос выживания человечества,
сможет ли человек остаться на нашей
планете, или его ждёт вымирание
или деградация с последующей
мутацией. Именно такую дисциплину
как “экологическая культура” сегодня
возложена миссия спасения человечества,
выработки механизмов противодействия
вымиранию и гибели. Поэтому необходимо
внимательнейшим образом подойти
к проблеме экологического кризиса,
и противодействовать ему посредством
образования и путём пересмотра,
как достижений цивилизации, так
и всего законодательства.
Экологическая ответственность
на прямую связана с экологическим
воспитанием и с такими качествами
личности, как самоконтроль, умение
предвидеть ближайшие и отдаленные
последствия своих действий в
природной среде, критическое отношение
к себе и другим. Соблюдение моральных
требований, связанных с отношением
к природе, предполагает развитую убежденность,
а не страх за возможное наказание
и осуждение со стороны окружающих.
«В соответствии с Программой мероприятии
по реализации Концепции экологического
образования и воспитания подрастающего
поколения, утвержденной постановлением
Кабинета Министров РК от 3 февраля
1997 года за №137, Министерства образования
культуры и здравоохранения РК и
Министерства экологии и природных
ресурсов РК утвердили национальную
программу экологического образования
в которой приняты во внимание
общие принципы экологической политики
в области экологического образования,
выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие,
определены собственные специфические
периоды роста и развития системы
экологического образования и воспитания.
Среди многочисленных проблем особое
место занимают углубление и расширение
комплексных экологических знаний
учащихся средних школ. Экологическое
образование выступает как сложный
педагогический процесс. Знание основ
экологии – это важнейший компонент
экологической культуры, развиваемый
у школьников. Сложившаяся в настоящее
время система школьного и
внешкольного образования и воспитания
включает большой объем экологических
знаний, умений и навыков, реализующих
требования в направлении роста и развития
экологической культуры. В условиях современной
экологической ситуации важна экологизация
всей системы образования и воспитания
подрастающего поколения. Одним из важнейших
принципов экологического образования
считается принцип непрерывности – взаимосвязанный
процесс обучения, воспитания и развития
человека на протяжении всей его жизни.
Сейчас жизнь ставит перед воспитателями
и учителями задачу развития личности
ребенка, школьника как непрерывный процесс.
Проблема личностного развития дошкольника,
школьника, как единого, целостного процесса
может быть реализована, когда воспитатель
и учитель будут иметь ясную картину основных
линий развития экологической культуры.
Экологическое образование и воспитание
возможно лишь при условии, если содержание
учебных предметов способствует экологически
целостных ориентаций.
Основы формирования
экологического воспитания в общеобразовательных
учреждениях
Слово «экология» и
его производные прочно вошли
в наш каждодневный словарь. Обычно
под «экологическим воспитанием» понимают
воспитание любви к природе. Действительно
— это составная часть такого
воспитания, но нередко приёмы, которыми
воспитывают такую любовь, очень
сомнительны. Например, с этой целью
в неволе содержат диких животных
или без должного ухода — морских
свинок и хомячков, которые страдают
на глазах у детей. И дети привыкают
не замечать их мучений. Часто в воспитательных
целях во время летних прогулок детям
предлагают собирать цветы или ловить
бабочек, стрекоз и других насекомых.
Такие занятия становятся постоянной
летней забавой ребятишек. Не имея морителей,
которые и нельзя давать маленьким
детям, ребёнку ничего не остаётся,
как оторвать крылья, затем ноги
и наконец голову своей жертве
или живьём наколоть её на иголку. Таким
образом, подобные воспитательные мероприятия
учат детей не любить, а уничтожать
живое, причём довольно жестоко. В формировании
мировоззрения личности важную роль
играет окружение ребенка, социальная
и культурная среда, а также его
особенный взгляд на все с самого
раннего возраста. Формирование личности,
ее социализация связаны с социальным
воспитанием. Эта забота общества о
своем подрастающем поколении. Воспитание
должно обеспечить такое поведение
человека, которое будет соответствовать
нормам и правилам поведения, принятым
в данном обществе. Социальное воспитание
связано с образованием, просвещением,
обучением и самообразованием ребенка.
Педагогу следует помнить, что на
ребенка в процессе формировании
личности влияют:
- природа и родной
язык;
- общение в семье,
в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой
информации, искусство, литература;
- образ жизни
самого ребенка, его стремления,
планы, роль, которые он выполняет
в микросреде.
В исследованиях
психологов и педагогов разработаны
основные принципы социального воспитания.
Принцип природосообразности, –
изучение задатков и способностей ребенка
и содействие в их развитии. Природные
народности предлагает учет национальной
культуры, традиций и родного языка.
Принцип гуманности основан на признании
индивидуальности каждого ребенка.
Принцип социальной ответственности
общества за реализацию человека в
творчестве, приобретении знаний, удовлетворение
в общении.
В настоящее
время каждый человек, не зависимо
от его специальности, должен
быть экологически образован
и экологически культурен. Только
в этом случае он сможет
реально оценивать последствия
свой практической деятельности
при взаимодействии с природой.
Если в деле экологического
образования и просвещения уже
многое что начато, и самое
главное, делается, то, в отношении
экологической культуры мало
что предпринято. Возможно, это
объясняется и трудностью точного
определения, что же такое «экологическая
культура». В самом общем виде
можно сказать, что «экологическая
культура» это система знаний,
умений, ценностей и чувство ответственности
за принимаемые решения в отношении
с природой. Основными компонентами
экологической культуры личности
должны стать: экологические знания,
экологическое мышление, экологически
оправданное поведение и чувство
любви к природе.
Экологически культурная
личность должна иметь экологические
знания по основным разделам экологии
и экологии родного края (краеведению),
то есть:
- иметь правильное
определение и характеристику 100
терминов и понятий, широко
используемых в современной экологии:
экология, биосфера, ноосфера, природопользование,
естественные (природные) ресурсы
и т.д.;
- знать о жизнедеятельности
и трудах ученых и общественных
деятелей, внесших наибольший вклад
в становление и развитие экологии,
как: Вернадский В.И., Геккель Э.,
Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э.,
Одум Ю. и др.;
- знать организации,
движения и общества, которые
занимаются природоохранной деятельностью:
Всемирный фонд дикой природы,
Международный союз охраны природы
и природных ресурсов (МСОП), Римский
клуб, Гринпис, Каспий табигаты
и другие;
- знать природу
своего родного края, а именно:
- местные природные
условия
- природные особенности,
реки и водоемы, ландшафты,
типичные растения, и животных, климат
и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые
природные объекты;
- животных местной
фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных
водоемов;
- лекарственные
растения местной флоры;
- памятники культуры
и искусства местного и республиканского
значения.
Экологически культурная
личность должна обладать экологическим
мышлением, то есть уметь правильно
анализировать и устанавливать
причинно-следственные связи экологических
проблем и прогнозировать экологические
последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности
в быту, в процессе производственной
деятельности, на отдыхе и др., которое
должно быть экологически оправданным
и целесообразным. Оно должно включать
соблюдение следующих принципов. Поведение
экологически культурной личности включает
соблюдение и параметров более высокого,
второго порядка: эмоциональность
или, наоборот, рациональность в отношении
к природе; обобщение или избирательность
в отношении к природе; сознательное
или несознательное отношение к
природе. Экологически культурная личность
при познании природы и общении
с ней через свои чувства (восхищение,
радость, удивление, умиление, гнев, возмущение,
сострадание и др.) переживает свое
отношение к ней и стремится
сохранить дикую природу, проявляя
тем самым любовь к миру природы.
Чувство любви к природе формируется
через восприятие мира природы, что
включает эстетический уровень восприятия
природы; отзывчивость на жизненные
проявления природных объектов; эстетическое
освоение природы; познание мира природы
с обработкой получаемой информации;
практическое взаимодействие с миром
природы. Личность, обладающая всеми
компонентами экологической культуры,
при общении с природой может
дать психологическую и эмоциональную
оценку ее восприятия, вызывая у
себя определенные чувства по отношению
к миру природы (положительные, отрицательные,
нейтральные) и, тем самым, воспитывая
у себя любовь к природе. Для того
чтобы у экологически культурной
личности возникли определенные чувства
по отношению к миру природы, необходимо
воздействие на него как отрицательных,
так и положительных естественных
реакций (факторов) мира природы. Именно
они вызывают у человека определенные
эмоциональные и психологические
ощущения. Но для их возникновения
и оценки должны быть отложены «механизм
обработки» полученных реакций мира
природы. Чувства экологически культурной
личности под воздействием природы
определяют направление и характер
формирования экологического мышления
и поведения и делают внутренние
более содержательными экологические
знания. Все компоненты экологической
культуры между собой тесно взаимосвязаны
и как их формирование, так и
существование невозможно друг без
друга. У личности обладающей экологическими
знаниями, мыслящей и действующей
экологически целесообразно, проявление
чувства любви к природе гораздо
глубже и прочнее.
Человек познает
мир на протяжении всей своей жизни.
В созидании целостности личности,
культуры окружающего мира огромную
роль играет образование. Особенностью
экологического образования было то,
что оно появилось ввиду жизненной
необходимости всех людей на планете.
Сластенин Ц.А. отмечает, что «
экологическое образование- это
не часть образования, а новый
смысл и цель современного образованного
процесса – уникальное средство сохранения
и развития человека и продолжения
человеческой цивилизации». Цель экологического
образования – формирование ответственного
отношения к окружающей среде, которое
строится на базе нового мышления, это
предполагает соблюдение нравственных
и правовых принципов природоиспользования
и пропаганду идей оптимизации, активная
деятельность по изучению и охране
своей местности, защите и возобновлению
природных богатств. Чтобы эти
требования превратились в норму поведения
каждого человека, необходимо с детских
лет целенаправленно воспитывать чувство
ответственности за сохранность природы,
вырабатывать активную жизненную позицию
по восприятию проблемы сохранения окружающей
природной среды. Отношение ребенка к
окружающей природной среде в существенной
степени определяет три фактора:
1. непосредственное
познание природы;
2. школьное экологическое
воспитание;
3. средства массовой
информации.
Школьное экологическое
воспитание обладает возможностью целенаправленной,
координированной и системной передачи
знаний. Важное место в системе
экологического образования имеет
начальная школа, которая является
начальной ступенью в формировании
ответственного отношения учащихся
к окружающей среде и здоровью
человека.
Как знакомить
детей с правилами поведения
в природе? Определенные экологические
запреты абсолютно необходимы. Но
«обрушивать» эти запреты «сверху»
нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая
работа, ориентированная на то, чтобы
правила поведения в природе
были прочувствованы, понятны. Социализация
личности – это поведение в
быту, способность к творчеству,
восприятие культуры своего народа.
Этнопедагогика, т.е. народная педагогика,
способствует развитию личности,
усваивающей социальные нормы,
ценности, опыт, собирает и систематизирует
народные знания о воспитании
и обучении детей, народную
мудрость, отраженную в сказках,
пословицах, поговорках, баснях и
их значение в передаче нравственного
опыта подрастающему поколению.