Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:50, реферат
Экологическое образование – это образование в области экологии, т.е. науки о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания. Данное словосочетание в нашем понимании аналогично англоязычному ecology education. Особенностью именно экологического образования и воспитания является то, что эти два, в некоторых других областях педагогики, различных процесса (обучение и воспитание), являются, в данном случае, тесно взаимосвязанными. Фактически, какую бы область экологического образования мы ни взяли, собственно процесс обучения будет одновременно (в большей или меньшей степени) являться и процессом воспитания. Таким образом, в русском языке термин «экологическое образование» уже традиционно имеет более широкий смысл, чем просто «обучение» и, говоря в дальнейшем об «экологическом образовании", мы будем подразумевать под этим термином как экологическое обучение (образование), так и экологическое воспитание.
В рамках проектного подхода все школьники один или два раза в год выезжают в специальные «учебные» («полевые») центры на практику. Организацией таких практикумов, например в Великобритании, занимаются различные организации.
Полевые учебные центры представляют собой «пансионаты» на 50-100 человек, расположенные в живописных и удаленных от города уголках «дикой» природы. Во время проведения практикумов дети живут и учатся в этих центрах в течение 3-х — 7-и дней.
Собственно
«учеба» заключается в
Во время полевого экологического практикума школьники работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека (бригадами): организуют наблюдения, эксперименты, отбирают пробы, проводят съемку местности и т.д. При этом общий спектр выполняемых исследовательских работ очень широк — от наблюдений за поведением птиц, до составления почвенных и геологических карт местности. Основные изучаемые предметы (области естественных наук) — география, ботаника, зоология, водная экология, экологический мониторинг.
Такие
практикумы являются истинно экологическими,
а не специализированно
Во время проведения практикумов школьные учителя выполняют только общие координирующие функции и практически не вмешиваются в учебный процесс. Непосредственное управление сбором и обработкой материала проводят сотрудники центров (tutors) — ученые-экологи и педагоги разных специальностей. По окончании практикумов после возвращения в школы или прямо в учебных центрах, школьники оформляют и защищают свои работы. В результате проведения открытых защит все учащиеся имеют возможность познакомиться с результатами, полученными их одноклассниками, не «зацикливаясь», таким образом, на «своей» проблеме.
Важное
условие в общей идее организации
таких практикумов, при этом, заключаются
в том, что итоги выполнения исследовательского
проекта заносятся в диплом (свидетельство
об окончании школы).
В
заключение отметим, что опыт и необходимость
реализации данного подхода имеются
и в нашей стране. Существующая
в Беларуси сеть учреждений дополнительного
образования эколого-биологического профиля
(станций юннатов и эколого-биологических
центров), а также богатейшие традиции
в использовании «натуралистического»
подхода в образовании, позволяют надеяться
на успешность его полноценной реализации
и у нас в стране.
Литература
1.А. С. Боголюбов Полевое экологическое образование в зарубежных странах – М.,2002
2. http://www.ecosystema.ru/
3. Корсунов В.И., Балицкая И.В. Актуальные вопросы образования в США. — Ю.-Сахалинск, 2000.
4. Лосев К. С. На
пути к устойчивому развитию // Зеленый
мир. 1995. N 17.
5. Урсул А. Д. Устойчивое развитие цивилизации
и образование в XXI веке // Зеленый крест.
1995. N 4.