Экологическое образование детей в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:50, реферат

Описание работы

Экологическое образование – это образование в области экологии, т.е. науки о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания. Данное словосочетание в нашем понимании аналогично англоязычному ecology education. Особенностью именно экологического образования и воспитания является то, что эти два, в некоторых других областях педагогики, различных процесса (обучение и воспитание), являются, в данном случае, тесно взаимосвязанными. Фактически, какую бы область экологического образования мы ни взяли, собственно процесс обучения будет одновременно (в большей или меньшей степени) являться и процессом воспитания. Таким образом, в русском языке термин «экологическое образование» уже традиционно имеет более широкий смысл, чем просто «обучение» и, говоря в дальнейшем об «экологическом образовании", мы будем подразумевать под этим термином как экологическое обучение (образование), так и экологическое воспитание.

Работа содержит 1 файл

Экологическое образование детей в США.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

                                                Введение. 

     Экологическое образование – это образование в области экологии, т.е. науки о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания. Данное словосочетание в нашем понимании аналогично англоязычному ecology education. Особенностью именно экологического образования и воспитания является то, что эти два, в некоторых других областях педагогики, различных процесса (обучение и воспитание), являются, в данном случае, тесно взаимосвязанными. Фактически, какую бы область экологического образования мы ни взяли, собственно процесс обучения будет одновременно (в большей или меньшей степени) являться и процессом воспитания. Таким образом, в русском языке термин «экологическое образование» уже традиционно имеет более широкий смысл, чем просто «обучение» и, говоря в дальнейшем об «экологическом образовании", мы будем подразумевать под этим термином как экологическое обучение (образование), так и экологическое воспитание.

     В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию. В качестве основы для развития мирового сообщества была рекомендована концепция устойчивого развития, сформулированная в итоговом документе конференции, представляющем собой программу действий для достижения устойчивого развития с социальной, экологической и экономической точек зрения. В нем подчеркивается, что нельзя рассматривать окружающую среду и социально-экономическое развитие как изолированные области: высокое качество природной среды и здоровая экономика для всех народов мира должны быть в единстве. Как теоретическая схема, концепция устойчивого развития представляет собой способ гармонизации взаимоотношений человека и природы, путь к созданию экологического общества. В документе даны рекомендации по включению концепций развития и охраны окружающей среды во все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные экологические проблемы; вовлечению школьников в местные исследования состояния окружающей среды; обеспечению прав населения на информацию о состоянии окружающей среды. 

     1. Опыт развития экологического образования в США. 

     В отличие от Белоруссии, в развитых зарубежных странах экологическое образование является приоритетным, а проблемы экологии и сохранения природы стоят на одном из первых мест не только на страницах «зеленой» прессы, но и в документах парламентов и правительств.

     За  долгую историю экологического образования  несколько поколений школьников выросли там на идеях сохранения чистой воды и воздуха, охраны китов  и волков, на сериалах Кусто и National Geographic. Благодаря этому, над европейскими заводами сейчас не дымят трубы, в городах можно дышать, а за каждым школьником во многих странах «закреплено» «личное» дерево.

     Согласно  педагогическим рекомендациям международного совещания в США (1970), экологическое образование должно складываться из следующих рубрик: «Пространство», «Атмосфера и космос», «Рельеф и полезные ископаемые», «Растения и животные», «Воды», «Население», «Социальные структуры», «Экономика», «Этика, эстетика, языки». На международной конференции в Швейцарии (1971) был определен Образовательный минимум по экологии в трех направлениях: физическая окружающая среда, живые организмы, деятельность человека. В подкрепление этим решениям Совет Европы рекомендовал европейским странам включать в учебные программы всех уровней вопросы охраны природы и экологии. Такое включение предлагалось осуществлять комплексно, на межпредметной основе. Имелось в виду, что такой подход обеспечит овладение экологическими знаниями с учетом специфики той или иной ступени школы.

В средних  школах все учебные предметы ориентируются  на экологическую тематику: курс биологии пронизывают концепции связи  живых существ со средой обитания; курсы географии и экономики  включают информацию о биосфере, круговороте воды в природе, воздействиях человека на ландшафт и природное равновесие; курсы физики и химии — данные о загрязнении почвы, водного и воздушного бассейнов; курс истории — сведения о последствиях для общества нарушения гармонии человека и среды обитания и т. д. В итоге экологическая тематика заняла прочное место в учебных программах. Мировая школа решает задачи всеобщей экологической грамотности как важного условия утверждения гуманных общественных и межличностных отношений. Учащиеся должны не только осознать необходимость охраны окружающей среды для всего человечества, но и лично приобщаться к такого рода деятельности. С особым вниманием к экологическому воспитанию в процессе обучения относятся в США. В 1980-е гг. учащиеся почти 200 колледжей изучали проблему кислотных дождей. Занимаясь по программе естественных наук, они делали замеры в водоемах, сравнивали свои данные с данными из других штатов, составляли банк сведений о флоре и фауне, нуждающихся в особой защите. В школах США популярны "полевые маршруты" — разновидность экскурсий на природу, во время которых у учащихся воспитывают "кодекс экологического поведения": не уничтожать редкие образцы природы, не разорять птичьи гнезда, не срывать редкие растения и т.д. Нравственное начало формируется в учебных играх экологической направленности. Например, у школьников распространена игра "Земля — космический корабль", когда они убеждаются, что богатства нашей планеты, несущейся в космосе, не беспредельны, что без заботы о природе Земля из просторного дома превратится в тесную комнату. Однако практика экологического воспитания в процессе обучения отнюдь не всегда достигает желаемого эффекта. Как замечает эксперт ЮНЕСКО А. Эйсхлер, одна из основных причин этого — трудности сочетания экологической тематики с остальной школьной программой.

Среди средств массовой информации по интенсивности  и масштабности воздействия на школьников лидирует телевидение. Редкие семьи  в ведущих странах мира не имеют  видеотехники. Телевидение существенно  влияет на школьную молодежь. Ученики проводят у телеприемников ежедневно до 8 часов. Вместе с тем обнаружен на первый взгляд парадокс: меньше смотрят телепередачи в регионах, где сравнительно более высокий уровень культуры. Парадокс объясняется прежде всего тем, что более образованное население предпочитает выборочный, а не сплошной просмотр телевидения. Чтобы сохранить позиции и по-прежнему влиять на умы и чувства людей, телекомпании должны перестраиваться, в частности осуществляя систематические учебно-воспитательные программы. Учебное телевидение является незаменимым средством становления детской личности, поскольку позволяет довольно полно и адекватно приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых. В США учебные программы транслируют до 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования США координирует национальные учебные телепрограммы. Их разработкой и внедрением занимаются несколько педагогических центров, наиболее известный среди которых находится в Станфордском университете (штат Калифорния).

     В настоящее время, в США в экологическом  образовании детей доминируют два  подхода — игровой и натуралистический. При этом первый преобладает в  начальной и средней школе, а  второй — в старшей. 

     2. «Игровое» направление  в экологическом  образовании США. 

     Опыт  западных стран в развитии «игрового» направления в образовании огромен. Многие курсы «природоведения» (environment) построены на базе использования  именно этого подхода. Выпущено много  литературы — как учебники, так  и пособия для учителя, тетради для учащихся, плакаты, настольные и компьютерные игры и т.д. и т.п. Игровыми методами учат не только младших школьников, но также и студентов — будущих экологов и учителей и даже взрослых, например туристов — посетителей национальных парков и заповедников.

     Конечно, все это прекрасно, но первые «негативные  симптомы» преобладания игровых (и  тестовых) методик в образовании  уже стали проявляться. Дело в  том, что за игрой и тестированием  пропадает развитие интеллекта, снижаются  способности в приобретении знаний, способности к самостоятельному мышлению. Некоторые исследования последнего времени уже зарегистрировали общее снижение образованности и интеллектуального уровня молодого поколения в развитых странах, в частности — в США.

     Что касается использования «натуралистического» подхода в экологическом образовании, то его «западный вариант» в значительной мере отличается от «нашего». 

     3. Натуралистический подход в образовании в США 

     Фактически, внеклассным («out-door», т.е. «за дверьми» класса/школы) экологическим образованием занимаются три категории учреждений — сами школы, общественные просветительские и природоохранные организации  и полевые учебные центры.

     Так, например, в самих школах (во многих) предусмотрены регулярные занятия с детьми на улице — на кратких (получасовых — часовых) экскурсиях, на пришкольных участках и т.д. Особенно это распространено в «сельских» школах, где детей можно вывести на «природу» за 5-10 минут. Многие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие «экологические» площадки, фактически — пришкольные участки, оборудованные для занятий с маленькими детьми «природоведением» в игровой форме. Такие площадки, а нередко просто «уголки» пришкольной территории размером 10 х10 м, представляют собой зеленые «оазисы», с посаженными дикими и культурными растениями, создающими густые заросли, маленьким искусственным прудиком, шалашиком из веток и травы и т.п. На таких площадках дети играют на переменах и занимаются изучением растений и животных на уроках «природоведения». Часто по соседству с такой площадкой для «экологических» игр находится метеоплощадка с приборами для наблюдений за погодой.

     В школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приходят «мини-дендрарии», метеоплощадки, гелиоустановки, устройства для очистки воды, компостные кучи с установками для разведения червей, искусственный водоем для изучения водной флоры и фауны.

     Дальше  этого, однако, в большинстве школ дело не идет. Некоторые, отдельно взятые школы, периодически (один — два раза в год) вывозят детей на однодневные экскурсии в близлежащие национальные парки и заповедники.

     Вторая  категория организаций, занимающихся полевым натуралистическим образованием — общественные просветительские и  природоохранные организации. Во многих из них существуют специальные отделы, занимающиеся экологическим образованием и просвещением детей. Данные организации и их образовательные подразделения за рубежом занимают «экологическую нишу» наших внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования) эколого-биологического профиля, куда дети приходят по желанию после своих занятий в школе.

     Форм  вовлечения детей в природоохранную  и просветительскую работу здесь  несколько. Во-первых, — это клубы (аналогия наших кружков), в которых группа школьников под руководством, как правило, ученого-эколога занимается какой-либо одной проблемой (например, изучением миграций водоплавающих птиц, кольцеванием птиц, изучением влияния торфоразработок на растительность болот и т.д.). Как правило, изучается вполне конкретная и, часто, социально значимая, проблема, которая инициируется самим преподавателем, а группа «кружковцев» помогает ему в сборе материала или какой-либо практической работе.

     Во-вторых, — это участие детей (а иногда и родителей вместе с ними) в так называемых «исследовательских» или «прикладных» проектах. Их сутью является выполнение детьми каких-либо очень конкретных заданий в окрестностях своего места жительства — подсчет птиц на кормушках, учет пролетающих гусиных стай, оборудование мест гнездовий лебедей, расчистка ручьев и т.д. При этом общая координация сроков, методик, форм отчетности ведется общественной организацией заочно — информация выпускается в виде информационных листков, буклетов, брошюр, публикаций в прессе и на телевидении.

     Третью, наиболее действенную категорию  организаций, занимающихся полевым, натуралистическим  экологическим образованием, составляют полевые учебные центры. Их работа основана на проведении краткосрочных  экологических практикумов для школьников всех возрастных ступеней. В работе с младшими школьниками преобладают экскурсионные формы занятий (дневные экскурсии), с целью ознакомления детей с объектами окружающей (местной) природы. В средних и старших классах преобладает так называемый «проектный подход» и многодневные практикумы.

     Сущность  этого подхода и практикумов  такова. Учащиеся большинства школ старшей ступени (13-17 лет) обучаются  с использованием «проектного подхода», при котором каждый учащийся выбирает себе для исполнения какой-либо проект, как правило, — проведение самостоятельного исследования со всеми присущими этому виду творчества формами деятельности — постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмыслением, написанием статьи (отчета) и его защитой. Фактически, выполнение проекта аналогично выполнению курсовой (дипломной, диссертационной) работы, но на уровне, соответствующем школьному возрасту. Проектный подход практикуется в качестве дополнения к «классно-урочной» системе обучения по большинству школьных предметов, в том числе по естественнонаучному циклу и, в старших классах, по предмету Science (естествознание).

Информация о работе Экологическое образование детей в США