Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:15, реферат
В последние десятилетия общество все шире использует в своей
деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в
повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при
чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных
явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и
под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека.
Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую
задачу.
1. Введение
2. Понятие мониторинга. Зачем он нужен?
3. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного
функционирования
4. Единая государственная система экологического мониторинга
5. Правовая, нормативная и экономическая база
6. Заключение
7. Список литературы
мониторинга определяются структурные основные подразделения сети
наблюдений, в том числе центральное и региональные (и/или проблемные), с
указанием их основных задач. Предусматриваются меры по соблюдению
оптимального соотношения между видами наблюдательных сетей, включая
наблюдения на стационарных пунктах, действующих длительное время по
относительно неизменной программе, региональные краткосрочные обследования
для выявления пространственных аспектов загрязнения, а также интенсивные
локальные наблюдения в областях, представляющих наибольший интерес. На этом
этапе решается вопрос о целесообразности и масштабах использования
автоматизированных, дистанционных и других подсистем мониторинга качества
воды. На втором этапе разрабатываются также общие. Принципы, проведения
наблюдений. Они могут представляться; в виде методических рекомендации или
руководств по проведению ряда мероприятий:
организации пространственных аспектов наблюдений (выбор мест
расположения пунктов контроля, их категория в зависимости от важности
объекта и его состояния; определения расположения наблюдательных
створов, вертикалей, горизонтов и т. д.);
составлению программы наблюдений (намечается, какие показатели, в какие
сроки и с какой частотой наблюдать, при этом даются рекомендации по
соотношению физических, химических и биологических показателей для
типичных ситуаций);
организации системы
контроля правильности
полученных результатов на всех этапах. Предполагается при этом, что
имеются унифицированные
руководства по отбору и
донных отложений,
биоты, руководства по
отложений и т. д.
3. Построение сети мониторинга. Данный этап предусматривает реализацию на
основе предложенной организационной структуры сети разработанных ранее
принципов проведения наблюдений с учетом специфики местных (региональных)
условий. Уточняется соотношение видов наблюдательных сетей, устанавливаются
места расположения пунктов в стационарной сети, выделяются области
интенсивных наблюдений, намечается периодичность обследования водных
объектов для возможного пересмотра наблюдательной сети. Составляются
конкретные программы для
перечень изучаемых
автоматизированных и/или дистанционных наблюдений за качеством воды
уточняются программы их работ.
4. Разработка системы получения данных! информации и представления
информации потребителям. На этом этапе определяются особенности
иерархической структуры получения и сбора информации: пункты наблюдений -
региональные информационные центры - общенациональный информационный центр.
Планируется разработка банков данных по качеству воды, и определяются виды
и условия представления
Дается детальная
виде докладов, отчетов, обзоров и описывающих состояние качества воды на
территории страны за определенный период времени. Предусматриваются также
процедуры контроля точности и правильности получения данных на всех этапах
работ.
5. Создание системы проверки
полученной информации на
требованиям и пересмотра, при необходимости, системы мониторинга. После
создания системы мониторинга и начала ее функционирования появляется
необходимость проверить, отвечает ли полученная информация исходным
требованиям к ней, можно ли на основе этой информации эффективно управлять
качеством водных объектов? Для этого необходимо наладить взаимодействие с
организациями, осуществляющими управлением качества воды. Если получаемая
информация соответствует предъявляемым к ней требованиям, систему
мониторинга можно оставить без изменений. В случае если эти требования не
выполняются, а также при появлении новых задач система мониторинга
нуждается в пересмотре.
Единая
государственная система
В государственной
системе управления
Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной
системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
. мониторинг источников
. мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной
среды;
. мониторинг биотической
. социально-гигиенический
. обеспечение создания и функционирования экологических информационных
систем.
При этом распределение
функций между центральными
исполнительной власти осуществляется следующим образом.
Госкомэкологии (бывш. Минприроды России): координация деятельности
министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга
окружающей природной среды; организация мониторинга источников
антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого
воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира,
мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и
функционирования экологических информационных систем; ведение с
заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей
природной среде, природных ресурсах и их использовании.
Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,
поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического
пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга
состояния окружающей природной среды; координация развития и
функционирования
окружающей природной среды; ведение государственного фонда данных о
загрязнении окружающей природной среды.
Роскомзем: мониторинг земель.
Министерство природных ресурсов (включая бывш. Роскомнедра и
Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг
подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов;
мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах
водосбора и сброса сточных вод.
Роскомрыболовство:
мониторинг рыб, других
Рослесхоз: мониторинг лесов.
Роскартография: осуществление топографо-геодезического и
картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных
Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования
подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием
ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности;
мониторинг обеспечения
Минобороны России и Минатома России).
Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды
обитания на состоянием здоровья населения.
Минобороны России:
мониторинг окружающей
воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и
системами военной техники двойного применения.
Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в
районах Арктики и Крайнего Севера.
Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают
разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и
выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной
сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические и технологические
характеристики
гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность
экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми
отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия
населения требует единого системного подхода к решению проблемы.
Структуру единого
экологического мониторинга
получения, обработки и отображения информации, сферами оценки ситуации и
принятия решений.
Структурными звеньями любой системы ЕЭМ являются:
измерительная система;
информационная система, включающая в себя базы и банки данных правовой,
медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической
направленности;
системы моделирования и оптимизации промышленных объектов;
системы восстановления и прогноза полей экологический и метеорологических
факторов;
система принятия решений.
Построение измерительного комплекса систем ЕЭМ основывается на
использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью
стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-
лаборатории и аэрокосмические средства) систем. Следует отметить, что
аэрокосмические средства привлекаются лишь при необходимости получения
крупномасштабных интегральных показателей о состоянии окружающей среды.
Получение информации обеспечивается тремя группами приборов,
измеряющими: метеорологические характеристики (скорость и направление
ветра, температуру, давление, влажность атмосферного воздуха и пр.),
фоновые концентрации вредных веществ и концентрации загрязняющих веществ
вблизи источников загрязнения окружающей среды.
Использование в измерительном комплексе современных контроллеров,
решающих вопросы сбора информации с датчиков, первичной обработки и
передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радио связи
или по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.
Региональная подсистема ЕЭМ предполагает работу с большими массивами
разнообразной информации, включающими данные: по структуре
энергопроизводства и энергопотребления региона, гидрометеорологических
измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам
картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах медико-
биологических и социальных исследований и др.
Одной из основных
задач в этом направлении
информационного пространства, которое может быть сформировано на основе
использования современных геоинформационных технологий. Интеграционный
характер геоинформационных
мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и
представления информации.
ГИС имеют такие характеристики, которые с полным правом позволяют
считать эту технологию основной для целей обработки и управления
мониторинговой информацией. Средства ГИС намного превосходят возможности
обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и все основные
функции получения высококачественных карт и планов. В самой концепции ГИС
заложены всесторонние возможности сбора, интеграции и анализа любых
распределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных.
При необходимости визуализировать имеющуюся информацию в виде карты с
графиками или диаграммами, создать, дополнить или видоизменить базу данных
пространственных объектов, интегрировать ее с другими базами — единственно
верным решением будет обращение к ГИС.
Только с появлением ГИС в полной мере реализуется возможность
целостного, обобщенного взгляда на комплексные проблемы окружающей среды и
экологии.
ГИС становится
основным элементом систем
Система единого
экологического мониторинга
контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность
активного воздействия на ситуацию. Используя верхний иерархический уровень
ЕЭМ (сфера принятия решения), а также подсистему экологической экспертизы и
оценки воздействия на окружающую среду, появляется возможность управления