Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:15, реферат
В последние десятилетия общество все шире использует в своей
деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в
повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при
чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных
явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и
под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека.
Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую
задачу.
1. Введение
2. Понятие мониторинга. Зачем он нужен?
3. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного
функционирования
4. Единая государственная система экологического мониторинга
5. Правовая, нормативная и экономическая база
6. Заключение
7. Список литературы
. выявление изменений природных условий в результате антропогенной
деятельности на территории;
. исследование изменений экологического климата (многолетнего
экологического состояния) территорий.
В конце 80-х годов возникло понятие общественная экологическая
экспертиза и достаточно быстро получило широкое распространение.
Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой. Под
независимой экологической экспертизой подразумевали разнообразные способы
получения и анализа информации (экологический мониторинг, оценка
воздействия на окружающую среду, независимые исследования и т.д.). В
настоящее время понятие общественная экологическая экспертиза определено
законодательно.
“Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости
реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду
и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации
объекта экологической экспертизы”
Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной.
Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе
граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе
органов местного самоуправления общественными организациями
(объединениями).
Объектами государственной
экологической экспертизы
проекты генеральных планов развития территорий,
все виды градостроительной документации (например, генеральный план, проект
застройки),
проекты схем развития отраслей народного хозяйства,
проекты межгосударственных инвестиционных программ,
проекты комплексных схем охраны природы, схем охраны и использования
природных ресурсов (в т.ч. проекты землепользования и лесоустройства,
материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные),
проекты международных договоров,
материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной
оказать воздействие на окружающую среду,
технико-экономические
расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации
организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их
сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности,
проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы,
вещества, сертифицируемые товары и услуги.
Общественная экологическая
экспертиза может проводиться
тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за
исключением объектов, сведения о которых составляют государственную,
коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Целью экологической экспертизы является предупреждение возможных
неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и
связанных с ними социально-экономических и иных последствий.
Зарубежный опыт
свидетельствует о высокой
экологической экспертизы. Агентство по охране среды США осуществило
выборочный анализ заключений о воздействии на среду. В половине
исследованных случаев отмечено снижение общей стоимости проектов за счет
осуществления конструктивных природоохранных мероприятий. По данным
Международного банка реконструкции и развития, возможное повышение
стоимости проектов, связанное с проведением оценки воздействия на среду и
последующим учетом в рабочих проектах экологических ограничений, окупается
в среднем за 5-7 лет. По оценкам западных специалистов, включение
экологических факторов в процесс принятия решений еще на стадии
проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле последующей доустановки
очистного оборудования.
Испытывая на себе результаты разрушающего действия воды, ветра,
землетрясений, снежных лавин и т. п., человек издавна реализовал элементы
мониторинга, накапливая опыт предсказания погоды и стихийных бедствий.
Такого рода знания всегда были и сейчас остаются необходимыми для того,
чтобы по возможности снизить ущерб, причиняемый человеческому обществу
неблагоприятными природными явлениями и, что особенно важно, уменьшить риск
человеческих потерь.
Последствия большинства стихийных бедствий необходимо оценивать со
всех сторон. Так, ураганы, разрушающие постройки и приводящие к
человеческим жертвам, как, правило, приносят обильные осадки, которые в
засушливых районах дают значительный прирост урожаев. Поэтому организация
мониторинга требует углублённого анализа с учётом не только экономической
стороны вопроса, но и особенностей исторических традиций, уровня культуры
каждого конкретного региона.
Переходя от созерцания явлений окружающей среды через механизмы
приспособления к осознанному и усиливающемуся воздействию на них, человек
постепенно усложнял методику наблюдения за природными процессами и вольно
или невольно вовлекался в погоню за самим собой. Ещё древние философы
считали, что в мире всё связано со всем, что неосторожное вмешательство в
процесс даже, казалось бы, второстепенной важности может привести к
необратимым изменениям в мире. Наблюдая за природой, мы долгое время
оценивали её с обывательских позиций, не задумываясь о целесообразности
ценности наших наблюдений, о том, что мы имеем дело с самой сложной
самоорганизующеся и самоструктурирующей системой, о том, что человек
является всего лишь частицей этой системы. И если во времена Ньютона
человечество любовалось целостностью этого мира, то теперь одним из
стратегических помыслов человечества является нарушение этой целостности,
неизбежно вытекающее из коммерческого отношения к природе и недооценки
глобальности этих нарушений. Человек изменяет ландшафты, создаёт
искусственные биосферы, организует агротехноприродные и полностью
техногенные биокомплексы, перестраивает динамику рек и океанов и вносит
изменения в климатические процессы. Двигаясь таким путём, он все свои
научные и технические возможности до недавнего времени обращал во вред
природе и в конечном итоге самому себе. Обратные отрицательные связи живой
природы всё активнее сопротивляются этому натиску человека, всё чётче
проявляется несоответствие целей природы и человека. И вот мы оказываемся
свидетелями приближения к кризисной черте, за которой род Homo sapiens не
сможет существовать.
Родившиеся ещё в начале нашего века идеи техносферы, ноосферы,
техномира, антропосферы и т. д. и т. п. на родине В. И. Вернадского были
восприняты с большим опозданием. Весь цивилизованный мир сейчас с
нетерпением ждёт практического воплощения этих идей в нашей стране, своими
размерами и мощью энергетического потенциала способной повернуть вспять все
прогрессивные начинания за её пределами. И в этом смысле системы
мониторинга являются лекарством от безумия, тем механизмом, который поможет
предотвратить сползание человечества к катастрофе.
Спутником человеческой
активности являются всё
мощности катастрофы. Природные катастрофы происходили всегда. Они – один из
элементов эволюции биосферы. Ураганы, наводнения, землетрясения, цунами,
лесные пожары и т. п. приносят ежегодно огромный материальный ущерб,
поглощают человеческие жизни. Одновременно всё более набирают силу
антропогенные причины многих катастроф. Регулярные аварии танкеров с
нефтью, катастрофа в Чернобыле, взрывы на заводах и складах с выбросами
отравляющих веществ и другие не предсказуемые катастрофы – реальность
нашего времени. Нарастание числа и мощности аварий демонстрирует
беспомощность человека перед лицом приближающейся экологической катастрофы.
Отодвинуть её может только быстрое широкомасштабное внедрение систем
мониторинга. Такие системы успешно внедряются в Северной Америке, Западной
Европе и Японии.
Другими словами, ответ на вопрос о необходимости мониторинга можно
считать решённым положительно.
Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного
функционирования.
В публикациях последних лет отмечается большое значение стадии
проектирования (или планирования) для эффективной работы системы
мониторинга. Подчеркивается, что предложенные в них схемы или структуры
проектирования сравнительно легко применимы для простых, локальных систем
мониторинга, вместе с тем проектирование национальных систем мониторинга
сталкивается с большими трудностями, связанными с их сложностью и
противоречивостью.
Суть проектирования
системы мониторинга должна
функциональной модели их работы или в планировании всей технологической
цепочки получения информации, где о качестве воды от постановки задач до
выдачи информации потребителю для принятия решений. Поскольку все этапы
получения информации тесно связаны между собой, недостаточное внимание к
разработке какого-либо этапа неизбежно приведет к резкому снижению ценности
всей получаемой информации. На основании анализа построения национальных
систем нами сформулированы основные требования к проектированию таких
систем. По нашему мнению, эти требования должны предусматривать следующие
пять основных этапов:
определение задач систем мониторинга качества воды и требований к
информации, необходимой для их выполнения;
создание организационной структуры сети наблюдений и разработка принципов
их проведения;
построение сети мониторинга;
разработка системы получения
данных/информации и
потребителям;
создание системы проверки
полученной информации на
требованиям и пересмотра,
при необходимости, системы
При проектировании систем мониторинга необходимо помнить, что его
результаты в значительной степени зависят от объема и качества исходной
информации. Она должна включать как можно более подробные данные о
пространственно-временной
донных отложений, должна содержать подробные сведения о видах и объемах
хозяйственной деятельности на водосборах, включая данные об источниках
загрязнения. Кроме того, необходимо опираться на все законодательные акты,
связанные с контролем и управлением качеством воды, учитывать финансовые
возможности, общую физико-географическую обстановку, основные способы
управления качеством воды и другие сведения.
1. Определение задач систем мониторинга качества воды и требований к
информации, необходимой для их выполнения. Роль первого этапа в настоящее
время недооценивается, что является причиной многих отмеченных выше
недостатков.
Для определения требований к информации по качеству воды необходима
большая детализация и взаимоувязка поставленных задач. В качестве примера
можно привести разработанную в Канаде программу мониторинга качества воды.
Важную роль при этом играет формулирование как можно более четкого
представления о качестве воды и способах его оценки.
На основании четко сформулированных задач, а также с учетом ранее
накопленных данных о качестве воды, должны определяться требования к
информации, включая тип, форму и сроки ее представления потребителям, а
также пригодность для управления качеством воды. На первом этапе
проектирования должны быть выбраны основные статистические методы обработки
данных, так как от них в значительной степени зависит частота и сроки
наблюдений, а также требования к точности получаемых значений.
2. Создание организационной структуры сети наблюдений и разработки
принципов их проведения. Это основной и наиболее сложный этап, на котором с
учетом поставленных задач и имеющегося опыта функционирования системы