Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:52, отчет по практике
Я проходила практику в администрации города Старый Оскол, в отделе экологического мониторинга с 28.06.2010 г. по 18.07.2010 г. под непосредственным руководством начальника отдела Румянцева Виталия Юрьевича.
За время практики я ознакомилась с деятельностью отдела, с основными документами, с профессиональными и должностными обязанностями специалистов отдела,а также оказывала помощь сотрудникам отдела.
Практика началась с общего ознакомления с предприятием и отделом, в котором проходила учебную практику, изучила структуры учетного аппарата и деятельности отдела в целом.
Введение 3
1. Основные задачи Администрации города Старый Оскол 5
2. Функции и задачи отдела экологического мониторинга
Администрации города Старый Оскол 5
3. Правовая, нормативная и экономическая база 10
4. Анализ экологической обстановки в городе Старый Оскол 15
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. регулирует отношения по
обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), при которых отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти.
Однако закон исходит
также из того, что
обеспечение санитарно-эпидемиологического
управленческой, социальной и производственной деятельности всех
государственных органов, предприятий, общественных объединений.
Закон возлагает на предприятия обязанность осуществления
производственного, санитарного и экологического контроля с целью
предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечения безопасных условий труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, и др.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. предоставляет потребителю право на то, чтобы товары, работы, услуги при обычных условиях их использования, их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды; устанавливает имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Систему экологического законодательства возглавляет Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. Впервые в истории российского законодательства данным законом провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 19 июля 1995 г. направлен на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Закон Российской Федерации «Об основах градостроительства в
Российской Федерации» от 14 июля 1992 г. устанавливает целенаправленную деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения и предусматривает основные направления градостроительной деятельности: ее организацию с учетом состояния окружающей среды; экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие; рациональное землепользование, охрану природы, ресурсосбережение, защиту территории от опасных техногенных процессов.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения по водопользованию и сохранению водных объектов, является Водный кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 г.
В Российской Федерации до сих пор действует Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14 июля 1982 г., который во многом противоречит новому российскому природоохранному законодательству, и не может явиться средством, применяемым для разрешения проблем загрязнения атмосферного воздуха в России.
Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей задачей
регулирование земельных отношений в целях рационального использования земель и их охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды. Понятие «охрана земель» включает в себя, в том числе, и защиту земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами.
Отдельные аспекты охраны окружающей среды и здоровья населения отражены в федеральных законах Российской Федерации «Основы лесного законодательства Российской Федерации», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «О мелиорации земель», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Административным кодексом Российской Федерации установлена административная ответственность за различные нарушения в области охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов и др.
Уголовным кодексом Российской Федерации, принятым 13 июня 1996 г. И вводимым в действие с 1 января 1997 г., предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.).
В соответствии с Законом «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25 ноября 1994 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 670 «O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов», которым утверждено Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.
Материалы по предупреждению воздействия выбросов автотранспорта, работающего на этилированном бензине, появились почти полвека назад. В 1947 г. Всесоюзной госсанинспекцией были утверждены «Правила по хранению, перевозке и применению этилированного бензина».
Плата за загрязнение взимается с природопользователей (предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
- размещение отходов.
Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения (табл. 6). Базовые нормативы платы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отходов IV класса токсичности на показатели, учитывающие класс токсичности отходов.
Старый Оскол расположен в южной части средне - русской возвышенности. Административно Старый Оскол входит в состав Белгородской области России.
Современная территория Приосколья представляет собой всхолмленную равнину, изрезанную оврагами, балками и речными долинами. Наиболее возвышенной частью территории является междуречье рек Оскол и её притока Осколец.
В городской черте преобладают супесчаные черноземы с гумусовым горизонтом 70 - 80 см. На овражных склонах наблюдаются отложения мела. На пойменных террасах рек Оскол и Осколец пойменные почвы, а в долинах рек песчаные почвы и болота.
Климат района умеренно-континентальный, с умеренно холодной зимой и жарким летом, в районе господствуют ветры восточного направления.
В экономическом отношении
район является промышленно - развитым.
В юго-западном направлении от города
расположены железнорудные
Автотранспорт - один из основных источников загрязнения окружающей среды. Отработанные газы содержат более 200 веществ, большинство из которых токсичны. В выхлопах двигателей основная доля приходится на оксид углерода, оксиды азота, ядовитые органические вещества - сажу.
Главными причинами
Металлургический комплекс Белгородской области является самым мощным источником поступления загрязнителей в атмосферу области. От его предприятий в 2000 году в воздух поступило 44,3 тысяч тонн загрязняющих веществ, что составляет 56% от общих выбросов по области. 20% от этого количества поступает в атмосферу даже без очистки.
Самыми крупными загрязнителями являются ОЭМК, СГОК, ЛГОК, два из которых расположены в окрестностях Старого Оскола.
Предприятиями металлургического комплекса улавливается и обезвреживается 77% загрязняющих твердых веществ. Газообразные вещества не подвергаются очистке и в полном объеме поступают в атмосферу.
На предприятия строительного комплекса приходится 21 % от выбросов загрязняющих веществ по Белгородской области.
В промышленности по производству стройматериалов достигнуты высокие уровни очистки и утилизации твердых веществ до 97%. Большие объемы загрязнителей в атмосферу поступают от АО «Осколцемент»: 1000 тонн угарного газа, 1700 тонн оксидов азота. Эти газы не улавливаются и не утилизируются.
Эти данные взяты в лаборатории мониторинга окружающей среды Старого Оскола.
Техногенное загрязнение
почвы, воды и воздуха оказывает
пагубное влияние на здоровье населения.
Средняя продолжительность
Это страшная статистика, но иначе не может быть, ведь в 2000 году объем выбросов в атмосферу в Старом Осколе в пересчете на одного жителя составил 300 кг вредных веществ. Эту информацию сообщил читателям газеты «Зори» руководитель Старооскольского отделения комитета природных ресурсов Белгородской области Каратаев. Рост выбросов в атмосферу он объясняет увеличением объема производства на крупных предприятиях горно-металлургического комплекса региона и недостаточной эффективностью работы очистительных фильтров, выпускающих в атмосферу ядовитые оксиды серы, азота, угарный газ.
Повышение содержания в воздухе
оксида углерода (СО) приводит к переходу
гемоглобина крови человека в
необратимое состояние при
Оксиды серы и азота являются кислотными оксидами. Средняя годовая концентрация диоксида серы в воздухе 0,008 мг/м3, при ПДК 0,05 мг/м3. Содержание в воздухе диоксида азота выше ПДК: 0,05 мг/м3 при допустимом значении 0,04 мг/м3. Попадая на слизистые оболочки, эти оксиды вызывают не только раздражение, но и ожоги. Воздух, насыщенный оксидами серы и азота, вызывает поражение бронхов, легких и, как следствие, респираторные заболевания такие тяжелые как бронхиты, астма.