Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:39, реферат
Интенсивное воздействие человека на природу, негативные, часто необратимые последствия этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы. Такой анализ в настоящее время осуществляется в рамках природопользования. Главная задача природопользования как научного направления - поиск и разработка путей оптимизации взаимодействия общества с окружающей природной средой.
Введение. 3
Определение экологического мониторинга.. 4
Рис.1. Блок-схема системы мониторинга. 4
Классификация экологического мониторинга.. 6
Рис.2. Классификация экологического мониторинга. 6
Глобальная система мониторинга окружающей среды... 6
Государственный экологический мониторинг.. 9
"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.. 11
Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение
ответственности между государственными органами в РФ 12
“Химическая сущность” экологического мониторинга.. 13
Заключение. 15
Список литературы... 16
Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и
задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет
государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и
местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания
заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность
ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства
загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности
их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту,
возможность организации измерений и другие факторы. Отметим, что приоритеты, выбранные общественными организациями при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполнеоправданно, так как региональные и
локальные приоритеты тесно связаны с экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой, которая и будет определять приоритеты в данном случае.
Государственный
экологический мониторинг
Согласно «Экологической доктрине РФ», одобренной распоряжением
Правительства от 31 августа 2002 года, основной задачей в областях
экологического мониторинга и информационного обеспечения является обеспечение
государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной
информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных
изменениях.
Для этого необходимы:
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между
собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы
мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан,
так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято
решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга
(ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб
для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды
в Российской Федерации.
ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
При этом распределение функций между центральными органами федеральной
исполнительной власти осуществляется следующим образом.
Госкомэкологии (быв. Минприроды России): координация деятельности
министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга
окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного
воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация
мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры
(кроме лесов);
обеспечение создания и
информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами
банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их
использовании.
Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,
поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического
пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга
состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования
ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной
среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной
среды.
Роскомзем: мониторинг земель.
Министерство природных ресурсов (включая быв. Роскомнедра и
Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных
вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг
водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса
сточных вод.
Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.
Рослесхоз: мониторинг лесов.
Роскартография: осуществление топографо-геодезического и
картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных систем.
Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования
подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов
недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения
промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома
России).
Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды
обитания на состоянием здоровья населения.
Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и
источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами
и системами военной техники двойного применения.
Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в
районах Арктики и Крайнего Севера.
"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга
Как уже было отмечено, осуществление экологического мониторинга в Российской
Федерации входит
в обязанности различных
к некоторой неопределенности (по крайней мере, для общественности) в
отношении распределения обязанностей госслужб и доступности сведений об
источниках воздействия, о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
Ситуацию усугубляют
периодические перестройки
слияния и разделения.
На региональном уровне экологический мониторинг и/или контроль обычно
вменяется в обязанность: