Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:24, контрольная работа
Экологическое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно-правового направления постоянно растет.
Экологические законы и правила…………………………………………2
Понятие экологической проблемы. Экологические катастрофы и экологические кризисы, их причины и пути выхода…………………….5
Экологический мониторинг и его задачи. Ступени мониторинга…….12
Задача……………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………
В целом – все возрастающее антропогенное воздействие на биосферу и как следствие – резкое ухудшение качества среды обитания человека, состояния биоты и экосистем; одностороннее изменение концентрации биогенов (углерода, азота, фосфора) и нарушения их основных циклов; нарушение экологической стабильности и нормального функционирования основных систем жизнеобеспечения Земли; экологический коллапс, т. е. угрожающее жизни Земли состояние.
В России, в связи со спадом промышленного производства в последние годы, отмечается некоторое сокращение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Однако одновременно прослеживается и снижение капитальных вложений в объекты природоохранного назначения. Отметим также, что, по оценке ведущих ученых, «тот поток загрязнений, который сегодня принимает наша природа, превосходит ассимиляционный потенциал экосистем в наиболее развитых и заселенных районах нашей страны, так что экологическая ситуация в них не улучшается… наше экологическое положение существенно хуже, чем восемь или десять лет назад» (Данилов-Данильян, 1999).
На Всероссийской конференции по экологической безопасности 4-5 июня 2002 г. в г. Москве было отмечено, что состояние экологической безопасности России вызывает тревогу. Экологическая ситуация в России становится препятствием на пути устойчивого социально-экономического развития страны, ведет к ограничениям в размещении производств и инфраструктуры, потере конкурентоспособности российской продукции, росту социальной напряженности в регионах, усилению негативной роли экологического фактора в состоянии здоровья населения.
Нерациональное
Выход из глобального экологического кризиса – важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех стран мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии т.д.), принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной», на путях устойчивого развития общества, комплексного подхода к решению природоохранных проблем.
Экологический мониторинг и его задачи. Ступени мониторинга.
Под мониторингом (от лат. «монитор» - напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга – непрерывное слежение.
Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство. Главная цель мониторинга – наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить и последствия атропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг – это не только слежение и оценка факторов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.
По территориальному охвату различают три ступени или блока современного мониторинга – локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный и глобальный (биосферный, фоновый) (таб. 1)). В программу биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга, проводимого на локальном уровне входят наблюдения за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергается следующие загрязняющие вещества наиболее опасные для природных экосистем и человека:
Система наземного мониторинга окружающей среды
(по И. П. Герасимову)
Ступени мониторинга |
Объекты мониторинга |
Характеризуемые показатели |
Локальный (санитарно-гигиенический, биоэкологический) |
Приземной слой воздуха |
ПДК токсических веществ |
Поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки и различные выбросы |
Физические и биологические раздражители (шумы, аллергены и др.) | |
Радиоактивные излучения |
Предельная степень | |
Региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) |
Исчезающие виды животных и растений |
Популяционное состояние видов |
Природные экосистемы |
Их структура и нарушение | |
Агроэкосистемы |
Урожайность сельскохозяйственных культур | |
Лесные экосистемы |
Продуктивность насаждений | |
Глобальный (биосферный, фоновый) |
Атмосфера |
Радиационный баланс, тепловой перегрев, состав и запыление |
Гидросфера |
Загрязнение рек и водоемов; водные бассейны, круговорот воды на континентах | |
Растительные и почвенный покровы, животное население |
Глобальные характеристики состояния почв, растительного покрова и животных. Глобальные круговороты и баланс СО2, О2 и других веществ |
Таблица 1.
Тщательно исследуют и такие вредные физические воздействия, как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные поля и др.
Пункты экологических наблюдений располагают в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятельности с таким расчетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека (трофические и др.) с естественными и искусственными компонентами окружающей среды. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением ядохимикатов и др.
В составе биоэкологического
(санитарно-гигиенического) мониторинга
большое внимание уделяют наблюдениям
за ростом врожденных дефектов в популяциях
человека и динамикой генетических
последствий загрязнения
На региональном (геосистемном) уровне наблюдения ведут за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т. д.), где имеются отличия параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Изучают трофические связи (биологические круговороты) и их нарушения, оценивают возможность использования ресурсов природных экосистем в конкретных видах деятельности, анализируют характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в этих регионах. Например, ведут контроль за популяционным состоянием исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона, и т. д.
Обеспечить наблюдение, контроль
и прогноз возможных изменений
в биосфере в целом – задача
глобального мониторинга. Его называют
еще фоновым или биосферным. Объектами
глобального мониторинга
Основными целями этой программы являются:
При выполнении работ по
программе глобального
В России функционирует разветвленная общегосударственная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга – локальном, региональном и глобальном. Обобщая результаты наблюдения на всех трех уровнях мониторинга, получают объективную картину антропогенных и природных процессов в различных регионах страны. С этой целью на многочисленных станциях, створах контроля, стационарных постах, в химических лабораториях, на самолетах, вертолетах и космических аппаратах наблюдают за загрязнением атмосферы, вод, почв, донных отложений, околоземного пространства, организуют слежение за состоянием земель, минерально-сырьевых ресурсов недр, сохранностью животного и растительного мира и т.д.
Основной объем наблюдений выполняют службы Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет России). С 1995 г. В России с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения введены Единая государственная система экологического мониторинга (рис 1). К основным ее задачам, в частности, относятся ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку и гармонизация их с международными эколого-информационными системами, а также оценка и прогноз состояния объектов и антропогенных воздействий на них, откликов экосистем и здоровья на изменение состояния окружающей природной среды.
Задачи по программированию изменений в окружающей среде и принятию управляющих решений, т. е. решений, предотвращающих негативные изменения среды, в системе мониторинга решают с помощью математического моделирования на ЭВМ. Используется динамическая постоянно действующая модель, входящая в автоматизированную информационную систему мониторинга. Особенность постоянно действующей модели (ПДМ) – циклическое функционирование: по мере поступления новых данных в автоматизированную информационную систему они загружаются в ПДМ и на модели «проигрывается» вариант развития моделируемой системы, затем при исходных данных цикл повторяется уже с учетом предыдущего варианта развития и т. д. Отсюда следует очень важное свойство ПДМ: чем дольше функционирует система мониторинга, тем полнее информация и тем ближе модель к моделируемому объекту.
Глобальная система
Единая государственная
Посты наблюдения |
Мониторинг окружающей природной среды |
Территориальные органы |
Станции наблюдения |
Региональные органы | |
Центры наблюдения |
Центральные органы |
Мониторинг природных объектов
Поверхностных вод |
Лесов |
Диких животных |
Рыбных запасов |
Санитарно-экологический мониторинг
Рис. 1. Государственная система экологического мониторинга
ЗАДАЧА 2
Расчет требуемой высоты трубы
Одним из путей достижения установленных нормативов качества в приземном слое воздуха в районах расположения промышленных предприятий является рассеивание газопылевых смесей, которое осуществляют посредством выброса вредных веществ через высокие трубы. С увеличением высоты трубы эффективность рассеивания увеличивается, а концентрация вредных веществ в приземном слое воздуха снижается.
Расчет требуемой высоты трубы H (м) производится по формуле:
H =
где M (г/c) – количество вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу в единицу времени;
U (м/с) – скорость ветра;
ПДК (мг/м3) – максимально разовая предельно допустимая концентрация вредного вещества в приземном слое воздуха.
Исходные данные для расчета по вариантам содержатся в Таблице 6.
Таблица 6.
Вариант |
М, г/с |
U, м/с |
Наименование вредного вещества |
ПДК, мг/м3 |
7 |
7,1 |
1,5 |
Ксилол |
0,2 |