Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа
Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубам.
Трубопроводные системы являются основой системы обеспечения населения, производства и сельского хозяйства жизненно важными продуктами: чистым воздухом, питьевой и технологической водой, высоко- и низкопотенциальным теплоносителем (теплом), газом, нефтепродуктами. Они также отводят многочисленные отходы (бытовые и производственные стоки, загрязненный воздух, дымовые газы, мусор и твердые отходы).
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Общая характеристика и конструктивные особенности трубопроводного транспорта………………………………………………………………………………………………………………………………….4 стр.
1.1 Классификация трубопроводов…………………………………………………………………………………………..4 стр.
1.2 Характеристика трубопроводной коммунальной системы……………………………………………….5 стр.
1.3 Конструктивные схемы линейной части трубопроводов…………………………………………………..7 стр.
1.4 Трубопроводный транспорт Российской Федерации………………………………………………………..8 стр.
Глава 2. Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду……………………………….10 стр.
2.1 Характеристика воздействий на окружающую среду и их последствия………………………….10 стр.
2.2 Воздействие нефти и нефтепродуктов на почвенно-растительный комплекс………………..12 стр.
2.3. Загрязнение грунтовой среды при утечках нефти нефтепродуктов………………………………..13 стр.
2.4 Загрязнение рек и водоемов нефтью и нефтепродуктами……………………………………………….13 стр.
2.5 Загрязнение приземного слоя атмосферы при эксплуатации магистральных трубопроводов и его последствия…………………………………………………………………………………………………………………………15 стр.
Глава 3. Геоэкологические проблемы, возникающие при строительстве и эксплуатации трубопроводов………………………………………………………………………………………………………………………….16 стр.
3.1 Воздействия на окружающую природу при строительстве магистральных трубопроводов………………………………………………………………………………………………………………………….16 стр.
3.2 Взаимодействие трубопровода с окружающими породами…………………………………………...17 стр.
3.3 Влияние строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов на животный мир…………………………………………………………………………………………………………………………………………….17 стр.
3.4 Мероприятия по охране окружающей среды в период эксплуатации…………………………....19 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….21 стр.
Список использованной литературы……………………………………………………………………………………....22 стр.
Прямым воздействием
на окружающую среду, например, при
расчистке и планировке трассы будет
нарушение микро- и макрорельефа,
а косвенным—сокращение пастбищных
площадей. Последствия прямых и косвенных
воздействий будут
В рассматриваемом
случае первичные последствия —
развитие эрозии, оврагов, термокарста,
а вторичные — ухудшение
Примером длительного воздействия на окружающую среду, в частности на грунт, может служить тепловое влияние трубо- и нефтепроводов на многолетнемерзлые грунты.
Загрязнение
атмосферы в результате аварийного
выброса газа или сжигания нефти
характеризуется значительно
Обратимыми
последствиями будем называть такие,
которые могут быть ликвидированы,
а окружающая среда при этом восстановлена
до исходного состояния или
К необратимым последствиям следует отнести такие, которые приводят к качественному (трудно восстановимому) изменению окружающей среды, например термокарсты, оползни, деформация русла реки [4].
Классификация компонентов окружающей среды, источников и типов воздействия и их последствий.
Из приведенного
анализа источников и типов воздействия
на окружающую среду и их последствий
видно, что из-за органической связи
различных компонентов
На основании изучения воздействий на окружающую среду и соответствующих им последствий при строительстве трубопровода и его эксплуатации рекомендуется выделить следующие взаимосвязанные компоненты: приземной слой атмосферы, почвенно-растительный комплекс (ПРК) и рельеф местности, животный мир, поверхностные и подземные воды. Такая степень детализации позволяет, на наш взгляд, достаточно полно и определить характер воздействия на каждую компоненту, его последствия и наметить наиболее эффективные мероприятия по охране природы.
Приведем характеристику воздействий и их последствий на перечисленные компоненты окружающей среды.
Приземный слой атмосферы. Тип воздействия — загрязнение при эксплуатации трубопроводов.
Источники воздействия—утечки газа через негерметичные соединения или при разрывах газопровода, сжигание нефти и нефтепродуктов, разлитых на поверхности при аварии на нефте- и нефтепродуктопроводах, утечки и испарения в процессе ранения и сливно-наливных операций, пожары на газо-, нефте- и нефтепродуктопроводах и т. д.
Последствия — подавление роста растительности, превышение предельно допустимой концентрации (ОДК) и вредных веществ в воздухе.
Почвенно-растительный комплекс и рельеф местности. Типы воздействий — механическое и тепловое разрушение, загрязнение.
Источники воздействий — строительно-монтажные работы при прокладке трубопровода и эксплуатация последнего.
Последствия — развитие эрозии, оврагов, оползней, изменение рельефа, активизация криогенных процессов, заболачивание территории, снижение биологической продуктивности ПРК, уничтожение культурных посевов, развитие безлесных ландшафтов.
Животный мир. Типы воздействия — сокращение и уничтожение кормовых ресурсов, ограничение перемещений.
Источники воздействий — загрязнение и разрушение ПРК и загрязнение воздушной среды, препятствия при миграции: надомные трубопроводы, транспорт и средства механизации. Последствия — сокращение поголовья животных.
Поверхностные и подземные воды. Типы воздействия — загрязнение, механическое разрушение берегов и русла в створе перехода.
Источники воздействий
— утечки нефти и нефтепродуктов
из резервуаров при авариях
Последствия
— ухудшение качества воды и условий
обитания водных организмов и растений,
активизация русловых процессов. В
отличие от классификации работы
в данной классификации растительный
мир объединен с питающей его
средой (почвой) и представлен одной
компонентой--«Почвенно-
2.2 Воздействие нефти
и нефтепродуктов на почвенно-
Значение нижнего яруса растительного покрова как корма диких и домашних животных, тепло- и влагорегулятора почвы, основного средства против образования оврагов, оползней и эрозии трудно переоценить. Между тем основное воздействие нефти и нефтепродуктов на ПРК при отказах трубопроводов сводится именно к снижению биологической продуктивности почвы и фитомассы растительного покрова.
Характер и степень воздействия нефти и нефтепродуктов на почвенно-растительный комплекс определяются объемом ингредиента и его свойствами, видовым составом растительного покрова, временем года и другими факторами. Многие виды сосудистых растений оказываются устойчивыми против нефтяного загрязнения, тогда как большинство лишайников погибает при воздействии на них нефти и нефтепродуктов. Установлено, что наиболее токсичны углеводороды с температурой кипения в пределах от 150 до 275° С, т. е. нафтеновые и керосиновые фракции. Углеводороды с более низкой температурой кипения менее токсичны либо вообще безвредны, особенно их летучие фракции, поскольку они испаряются, не успевая проникнуть через растительную ткань. Высококипящие тяжелые фракции нефти также менее токсичны, чем нафтеновые и керосиновые фракции.
Деградация
нефти в грунтовой среде
Загрязнение
почвы нефтью и нефтепродуктами
в северных районах будет, очевидно,
иметь гораздо большие
Наряду с
указанными явлениями загрязнение
нефтью растительного покрова приводит
к изменению его
Нередко на болотистых
участках трассы разлившуюся по дневной
поверхности нефть, сжигают, что
приводит к выгоранию леса иногда
на значительных площадях. На участках
многолетнемерзлых грунтов
Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы:
· загрязнение
почвенно-растительного
· снежный покров существенно снижает токсичное действие нефти на растительность. Наиболее опасны разливы нефти в период вегетации растений;
· наибольшей токсичностью обладают нефтепродукты с температурой кипения 150—275° С (нафтеновые и керосиновые Фракции);
· стойкость растений к загрязнению нефтью различна в зависимости от их вида;
· скорость биодеградации нефти в почве незначительна; в некоторой степени она может быть повышена добавлением в почву веществ, содержащих азот и фосфор[11;13].
2.3 Загрязнение грунтовой среды при утечках нефти и нефтепродуктов
Как уже отмечалось, утечки нефти и нефтепродуктов, возникающие при повреждении магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, резервуаров, а также при сливно-наливных операциях, приводят к загрязнению прилегающих грунтовых участков. В процессе поверхностной миграции (например, с дождевыми водами) и инфильтрации нефть и нефтепродукты загрязняют поверхностные и подземные воды. Самоочищение загрязняемых таким образом сред происходит крайне медленно, что может привести к длительному исключению их из пользования. Как последствия, так и связанные с ними материальные убытки определяются размерами и степенью загрязнения грунтовой среды.
Различие свойств и состояний грунтов, типов утечки, а также характеристик нефти и нефтепродуктов предопределяет многообразие расчетных схем [14;5].
В частности,
можно выделить схемы загрязнения
нефтью непроницаемой (малопроницаемой)
и проницаемой сред, талых, мерзлых
и многолетнемерзлых грунтов. Утечки
могут происходить на дневной
поверхности (например, при повреждении
наземного либо надземного участка
нефтепровода, или в результате потери
устойчивости и выпучивания подъемного
участка нефтепровода из траншеи, или
в процессе его ремонта, а также
при повреждении наземного
Процесс загрязнения
талой грунтовой среды при
утечках нефти на дневной поверхности
можно разделить на три последовательные
во времени стадии. Первая, начальная
стадия характеризуется
Использование теории миграции грунтовых вод для описания процесса загрязнения грунтовой среды нефтью и нефтепродуктами осложняется специфичными физическими свойствами этих продуктов — вязкостью, плотностью, поверхностным натяжением, несмешиваемостью с водой и др. Это обстоятельство, по-видимому, и обусловило выполнение ряда исследований по изучению различных случаев загрязнения грунтовой среды нефтью и нефтепродуктами [5].
2.4 Загрязнение рек и
водоемов нефтью и
Река (или водоем) считается загрязненной, если состав (или свойства) воды изменился под влиянием производственной деятельности настолько, что вода стала непригодной для одного или нескольких видов водопользования.
Различают следующие
основные виды водопользования: хозяйственно-питьевое,
культурно-бытовое и
Практически
любая авария подводного нефтепровода
может привести к утрате водоема
как объекта одного или нескольких
видов водопользования. Возможные
последствия загрязнения
В результате
загрязнения воды нефтью изменяются
ее физические, химические и органолептические
свойства, что существенно ухудшает
условия обитания и воде животных
и растении; использование такой
воды в культурно-бытовых и
В нефтедобывающих
районах источником загрязнения
рек и водоемов являются сбросы отработанных
и пластовых вод
На судоходных
реках систематическим
Существенно
загрязняют реки и водоемы сбросы
нефтеперерабатывающих заводов. Следует
иметь в виду, что если загрязненность
от сбросов нефтепромыслов, судов
и нефтеперерабатывающих
Это обстоятельство
позволяет считать подводные
нефте- и нефтепродуктопроводы наиболее
опасным потенциальным
Последствия нефтяного загрязнения рек и водоемов. Загрязнение воды нефтью, как уже отмечалось, затрудняет все виды водопользования.
Влияние нефти, керосина, бензина, мазута, смазочных масел на водоем проявляется в ухудшении физических свойств воды (замутнение, изменение цвета, вкуса, запаха); растворении в воде токсических веществ; образовании поверхностной пленки нефти и осадка на дне водоема, понижающей содержание в воде кислорода.
Используемые
в настоящее время методы очистки
воды, устранения нефтяного привкуса
и запаха, восстановления прозрачности
и цветности, локализации, сброса и
удаления нефти позволяют в какой-то
мере смягчить последствия загрязнения,
ускорить процесс восстановления временно
утраченных свойств воды и тем
самым обеспечить дальнейшее использование
водоемов в культурно-бытовых и
хозяйственно-питьевых целях. Однако для
рыбного хозяйства водоему
Информация о работе Экологические проблемы трубопроводного транспорта