Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа
Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубам.
Трубопроводные системы являются основой системы обеспечения населения, производства и сельского хозяйства жизненно важными продуктами: чистым воздухом, питьевой и технологической водой, высоко- и низкопотенциальным теплоносителем (теплом), газом, нефтепродуктами. Они также отводят многочисленные отходы (бытовые и производственные стоки, загрязненный воздух, дымовые газы, мусор и твердые отходы).
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Общая характеристика и конструктивные особенности трубопроводного транспорта………………………………………………………………………………………………………………………………….4 стр.
1.1 Классификация трубопроводов…………………………………………………………………………………………..4 стр.
1.2 Характеристика трубопроводной коммунальной системы……………………………………………….5 стр.
1.3 Конструктивные схемы линейной части трубопроводов…………………………………………………..7 стр.
1.4 Трубопроводный транспорт Российской Федерации………………………………………………………..8 стр.
Глава 2. Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду……………………………….10 стр.
2.1 Характеристика воздействий на окружающую среду и их последствия………………………….10 стр.
2.2 Воздействие нефти и нефтепродуктов на почвенно-растительный комплекс………………..12 стр.
2.3. Загрязнение грунтовой среды при утечках нефти нефтепродуктов………………………………..13 стр.
2.4 Загрязнение рек и водоемов нефтью и нефтепродуктами……………………………………………….13 стр.
2.5 Загрязнение приземного слоя атмосферы при эксплуатации магистральных трубопроводов и его последствия…………………………………………………………………………………………………………………………15 стр.
Глава 3. Геоэкологические проблемы, возникающие при строительстве и эксплуатации трубопроводов………………………………………………………………………………………………………………………….16 стр.
3.1 Воздействия на окружающую природу при строительстве магистральных трубопроводов………………………………………………………………………………………………………………………….16 стр.
3.2 Взаимодействие трубопровода с окружающими породами…………………………………………...17 стр.
3.3 Влияние строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов на животный мир…………………………………………………………………………………………………………………………………………….17 стр.
3.4 Мероприятия по охране окружающей среды в период эксплуатации…………………………....19 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….21 стр.
Список использованной литературы……………………………………………………………………………………....22 стр.
2. Строительство
– 0,5–2 года. В этот период
на оставшиеся 10–20 % определяется
качество трубопровода. Соблюдение
всех монтажных правил, правильность
технологии монтажа,
3. Эксплуатация.
Наиболее продолжительный
4. Утилизация
трубопроводов. В современных
условиях необходимо учитывать
последний этап жизненного
При рассмотрении многочисленных материалов для трубопроводных систем, представленных на российском рынке обычно анализируют качество труб, которые, являются основной, но не единственной составляющей трубопроводных систем.
В общем виде трубопроводная система состоит:
– из собственно трубопровода (его линейная часть с ответвлениями, соединениями, соединительными частями);
– трубопроводной арматуры (запорной, предохранительной и т. д.);
– опорных, компенсирующих, закрепляющих и балластирующих конструкций;
– узлов подключения оборудования (очистных устройств, насосов, гидрантов и т. д.);
– установок защиты металлических элементов от коррозии;
– противопожарных средств;
– защитных сооружений трубопроводов;
– технологических емкостей;
– сооружений службы эксплуатации трубопроводов;
– линий и сооружений технологической связи, средств телемеханики, линий электропередач для питания освещения, дистанционного управления арматурой и установок;
– вдольтрассовых дорог, площадок и подъездов к ним;
– опознавательных и сигнальных знаков, указателей.
При оценке качества и выборе материала трубопроводных систем необходимо учитывать все элементы, которые оказывают значительное влияние на их экономические показатели и надежность.
В общем виде эти требования следующие:
– бесперебойное обеспечение потребителей услугой (подачей необходимого количества воды, тепла, газа, отведение стоков и т. д.) заданного качества, исключающей ущерб и вред здоровью человека;
– безопасность для здоровья и жизни человека и окружающей среды;
– устойчивость к внутреннему давлению, температуре и внешним воздействиям;
– срок службы (долговечность), соизмеримая со сроком службы здания при минимальном количестве капитальных ремонтов;
– коррозионная устойчивость к транспортируемой и внешней среде. Возможность длительной работы в условиях повышенной влажности;
– герметичность во всем диапазоне рабочих давлений;
– ремонтопригодность (возможность осмотра, обслуживания, ремонта, монтажа и демонтажа);
– электро- и пожаробезопасность;
– минимальные затраты на эксплуатацию с наименьшими потерями готового продукта и ущербом;
– минимальные затраты на монтаж.
Для каждой трубопроводной системы (водоснабжение, отопление, теплоснабжение и т. д.) должны быть разработаны конкретные территориальные требования (отраслевые стандарты). При разработке этих требований можно использовать ГОСТ 4.200–78 [19].
1.3 Конструктивные схемы линейной части трубопроводов
Магистральные
трубопроводы являются сооружениями линейного
типа и предназначены, главным образом,
для транспортирования газа, нефти
и нефтепродуктов, а также воды
от мест их добычи (нефть и газ), получения
(нефтепродукты), водозабора (вода) к
местам потребления. Протяженность
отдельных магистральных
Основной
составляющей магистрального трубопровода
является линейная часть, представляющая
непрерывную нить, сваренную из отдельных
труб и уложенную вдоль трассы
тем или иным способом. Линейная
часть (в дальнейшем будем называть
ее трубопроводом) прокладывается в
самых разнообразных
Кроме того, магистральные
трубопроводы пересекают значительное
количество естественных и искусственных
препятствий (реки, озера, железные и
шоссейные дороги), требующих соответствующих
конструктивных решений, обеспечивающих
как надежную работу трубопровода,
так и беспрепятственную
В настоящее
время при сооружении магистральных
трубопроводов применяют
Подземная схема укладки является наиболее распространенной. По этой схеме обычно сооружается большая часть любого магистрального трубопровода. При подземной схеме (рис. 1. а) отметка верхней образующей трубы располагается ниже отметки дневной поверхности грунта на высоту засыпки. Высота засыпки определяется в зависимости от района, по которому проходит трасса трубопровода, но должна быть не меньше, чем предусмотрено строительными нормами и правилами или техническими условиями. Увеличение высоты засыпки на отдельных участках может быть обусловлено необходимостью обеспечения упругого радиуса изгиба трубы для конкретного рельефа местности, теплотехническими требованиями, а иногда необходимостью использования минерального грунта как балластировки для удержания труб от всплытия на обводненных участках.
Рис. 1. Конструктивные схемы укладки магистральных трубопроводов:
а—подземная;б—полуподземная; в—наземная;г—надземная
Полуподземная
схема укладки (рис. 1. б) предусматривает
сооружение трубопровода, при которой
нижняя образующая трубы расположена
ниже, а верхняя выше дневной поверхности
грунта. Глубина траншеи и высота
обвалования трубы определяются
в зависимости от гидрогеологических
характеристик грунтов
Наземная
схема укладки (рис. 1. в) характеризуется
тем, что нижняя образующая трубы
имеет отметку на уровне дневной
поверхности грунта или выше (на
грунтовой подушке). При наземной
укладке трубопровод
Надземная схема
укладки предусматривает
1.4 Трубопроводный транспорт Российской Федерации
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.
Грузооборот, осуществляемый магистральным трубопроводным транспортом, приобрел большое значение в общем грузообороте страны. Степень надежности указанного вида транспорта во многом определяет стабильность доставки продукции потребителям, в том числе обеспечение регионов России важнейшими топливно-энергетическими и иными ресурсами. Для надежного и устойчивого развития общества в трубопроводных системах водоснабжения, водоотведения, тепло- и газоснабжения, нефте- и газопроводах в России уложено 2 млн км подземных трубопроводов. Во внутренних коммунальных системах зданий протяженность трубопроводных сетей составляет 3–5 млн км.
Трубопроводный транспорт России перемещает в 100 раз больше грузов, чем все транспортные отрасли. Из этого огромного количества труб примерно половина находится в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), обеспечивая население России всеми необходимыми коммунальными услугами.
Протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции нефтегазового комплекса, составляет 215 тыс. км, в том числе газопроводные магистрали, включая газопродуктопроводы - 151 тыс. км, нефтепроводные магистрали - 48,5 тыс. км, нефтепродуктопроводные магистрали - 15,5 тыс. км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого газа, около 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции доля газа составляет 55,4%, нефти - 40,3%, нефтепродуктов - 4,3%.
Магистральный
трубопроводный транспорт включает
в себя большое количество технологических
сооружений и агрегатов. Только на газовых
промыслах, магистральных газопроводах
и подземных хранилищах Единой системы
газоснабжения эксплуатируются 642 компрессорных
цеха, 4053 газоперекачивающих агрегата
общей установленной мощностью
более 42 млн. Квт. Подачу газа потребителям
обеспечивают более 3300 газораспределительных
станций. В состав сооружений магистральных
нефтепроводов входят 395 нефтеперекачивающих
станций, 868 резервуаров общей емкостью
по строительному номиналу 12,7 млн. м.куб.
Состояние транспортных магистральных
трубопроводов нефтегазового
Системы магистрального
трубопроводного транспорта нефти
и газа являются важнейшими составляющими
федеральных энергетических систем,
ключевым звеном топливно-энергетического
комплекса и крупным фактором
стабильности и экономического роста
в России. Указанные системы обеспечивают
жизненно важные для страны валютные
поступления, позволяют осуществлять
государственное регулирование
внутреннего нефтегазового
Каждая система
магистрального трубопроводного транспорта
представляет собой уникальный хозяйственный
и технологический комплекс, решающий
крупную народно-хозяйственную
Магистральный
трубопроводный транспорт является
весьма опасной сферой производственной
деятельности, что обусловлено высокой
степенью концентрации перекачивающих
мощностей, горюче- и взрывоопасностью
транспортируемой продукции, ее отравляющими
и иными опасными свойствами, концентрацией
на отдельных направлениях до 10 ниток
магистральных трубопроводов; сосредоточением
в узких технических коридорах
многониточных магистралей
Преимущества трубопроводного транспорта:
· Возможность повсеместной укладки трубопровода.
· Низкая себестоимость транспортировки.
· Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.
· Меньшая материало и капиталоёмкость.
· Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.
· Малочисленность персонала.
· Непрерывность процесса перекачки.
· Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.
Главным недостатком
является его узкая специализация,
также для рационального
Глава 2. Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду
2.1 Характеристика воздействий на окружающую среду и их последствия
Все воздействия можно подразделить на прямые и косвенные, длительные и кратковременные (импульсные). Они могут проявляться в виде механического разрушения, загрязнения, теплового влияния и т. п. Последствия от этих воздействий могут быть первичными и вторичными, обратимыми и необратимыми (нерегулируемыми).
Информация о работе Экологические проблемы трубопроводного транспорта