Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:47, статья
Многие жители нашей республики наслышаны о федеральной программе строительства горно-спортивного комплекса Мамисон. Являясь одним из первоначальных авторов этой идеи и участником проводимых здесь исследований, не могу не высказать ряд замечаний по поводу проводимых здесь строительных работ.
При расширении и спрямлении старого полотна Военно-Осетинской дороги, через ручьи, стекающие со склонов, предусмотрено оборудование селеводопропусков. Селеводопропуски – это небольшие мосты или трубы, сечение которых должно обеспечивать достаточную пропускную способность для этих ручьев даже во время паводков и схода селевых потоков. В прошлом году было обустроено 6 таких сооружений на отрезке дороги от с. Зарамаг до с. Тиб. Во время их строительства наша группа объясняла бригаде дорожников, что сооружение они делают красиво, но неправильно. Как известно, чем больше уклон ручья, тем больше скорость течения. Чем больше скорость течения, тем больше ручей или река несет, так называемый, твердый сток (камни, песок, ил и т.д.). При прохождении более пологих участков происходит уменьшение скорости течения и начинается отложение твердого стока. Все, что сделали дорожники, способствует торможению течения и отложению твердого стока. Во-первых, водопринимающая часть селеводопропуска имеет не гладкое строение (строится из габионов, т.е. из камня, уложенного в металлические сетки); во-вторых, селеводопропуск выполнен из гофрированной трубы; в третьих, у входа в трубу строится прямоугольная камера с плоским днищем и углами (фото 1). Труба селеводопропуска уложена горизонтально и имеет небольшое сечение. Нами было высказано предположение, что при первом же ливневом дожде селеводопропуск будет забит, грязевые потоки перекроют дорогу, а подпруженные дорогой воды через габионы пропитают дорожное полотно. Пропитанное водой дорожное полотно будет сползать.