Экологические проблемы Мамисона

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:47, статья

Описание работы

Многие жители нашей республики наслышаны о федеральной программе строительства горно-спортивного комплекса Мамисон. Являясь одним из первоначальных авторов этой идеи и участником проводимых здесь исследований, не могу не высказать ряд замечаний по поводу проводимых здесь строительных работ.

При расширении и спрямлении старого полотна Военно-Осетинской дороги, через ручьи, стекающие со склонов, предусмотрено оборудование селеводопропусков. Селеводопропуски – это небольшие мосты или трубы, сечение которых должно обеспечивать достаточную пропускную способность для этих ручьев даже во время паводков и схода селевых потоков. В прошлом году было обустроено 6 таких сооружений на отрезке дороги от с. Зарамаг до с. Тиб. Во время их строительства наша группа объясняла бригаде дорожников, что сооружение они делают красиво, но неправильно. Как известно, чем больше уклон ручья, тем больше скорость течения. Чем больше скорость течения, тем больше ручей или река несет, так называемый, твердый сток (камни, песок, ил и т.д.). При прохождении более пологих участков происходит уменьшение скорости течения и начинается отложение твердого стока. Все, что сделали дорожники, способствует торможению течения и отложению твердого стока. Во-первых, водопринимающая часть селеводопропуска имеет не гладкое строение (строится из габионов, т.е. из камня, уложенного в металлические сетки); во-вторых, селеводопропуск выполнен из гофрированной трубы; в третьих, у входа в трубу строится прямоугольная камера с плоским днищем и углами (фото 1). Труба селеводопропуска уложена горизонтально и имеет небольшое сечение. Нами было высказано предположение, что при первом же ливневом дожде селеводопропуск будет забит, грязевые потоки перекроют дорогу, а подпруженные дорогой воды через габионы пропитают дорожное полотно. Пропитанное водой дорожное полотно будет сползать.

Работа содержит 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАМИСОНА.doc

— 29.50 Кб (Скачать)
 

                              ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАМИСОНА

         Многие жители нашей республики  наслышаны о федеральной программе  строительства горно-спортивного  комплекса Мамисон. Являясь одним  из первоначальных авторов этой  идеи и участником проводимых здесь исследований, не могу не высказать ряд замечаний по поводу проводимых здесь строительных работ.

         При расширении и спрямлении  старого полотна Военно-Осетинской  дороги, через ручьи, стекающие  со склонов, предусмотрено оборудование  селеводопропусков. Селеводопропуски – это небольшие мосты или трубы, сечение которых должно обеспечивать достаточную пропускную способность для этих ручьев даже во время паводков и схода селевых потоков. В прошлом году было обустроено 6 таких сооружений на отрезке дороги от с. Зарамаг до с. Тиб. Во время их строительства наша группа объясняла бригаде дорожников, что сооружение они делают красиво, но неправильно. Как известно, чем больше уклон ручья, тем больше скорость течения. Чем больше скорость течения, тем больше ручей или река несет, так называемый, твердый сток (камни, песок, ил и т.д.). При прохождении более пологих участков происходит уменьшение скорости течения и начинается отложение твердого стока. Все, что сделали дорожники, способствует торможению течения и отложению твердого стока. Во-первых, водопринимающая часть селеводопропуска имеет не гладкое строение (строится из габионов, т.е. из камня, уложенного в металлические сетки); во-вторых, селеводопропуск выполнен из гофрированной трубы; в третьих, у входа в трубу строится прямоугольная камера с плоским днищем и углами (фото 1). Труба селеводопропуска уложена горизонтально и имеет небольшое сечение. Нами было высказано предположение, что при первом же ливневом дожде селеводопропуск будет забит, грязевые потоки перекроют дорогу, а подпруженные дорогой воды через габионы пропитают дорожное полотно. Пропитанное водой дорожное полотно будет сползать.

        К сожалению, наши предположения  оправдались на много раньше. Огромная «заслуга» в этом  принадлежит энергетикам, которые начали строительство высоковольтных линий выше по склону, над автомобильной дорогой. Полотно технической дороги, проложенной энергетиками, явилось хорошим дополнительным водосбором атмосферных осадков. Кроме этого, были вскрыты и выведены на поверхность грунтовые воды. Все эти воды потекли по технической дороге энергетиков, размывая и пропитывая древние склоновые отложения под этой дорогой. Повсеместно образовались оползни, которые теперь сползают на автомобильную дорогу и перекрывают ее грязевыми потоками. Возможно и разрушение домов (фото 2). Часть отвалов технической дороги энергетиков и часть оползневого материала устремилась по ручьям и быстро забила селеводопропуски (о чем мы и предупреждали). Из 6 селеводопропусков 4 оказались забитыми и погребенными. Образовались подпрудные грязевые озерца. Воды этих озерец пропитали дорожное полотно. Дорога начала лопаться и сползать (фото 3). Дорожники, спасая дорогу, срочно оборудовали временные водопропуски из труб. Но вода с этих труб, сливающаяся водопадом, быстро стала размывать склоны под автодорогой. Образовались эрозионные врезы до 10 м глубиной. Смыло грунтовую дорогу, идущую к минеральному источнику «Тиб – 1» (фото 5).

         Все грязевые потоки и ручьи  сливаются в реку Мамисондон и переносятся ею в водохранилище Зарамагской ГЭС. Это вызывает преждевременное заиление и уменьшение полезного объема водохранилища.

          Насколько я знаю, на сегодняшний день нет быстрых и надежных способов остановки и стабилизации активных оползневых процессов. А в ближайшее время начнется сезон дождей!  Поэтому, я считаю, срочно необходимо создать компетентную комиссию с целью проведения всестороннего обследования этого района и выработки мер по стабилизации экологической обстановки.

                                                                Р.А. Тавасиев, Заслуженный спасатель РСО-А и РФ.

Информация о работе Экологические проблемы Мамисона