Экологические аспекта градостроительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Экологические аспект градостроительной деятельности в современных условиях приобретают приоритетное значение - от них зависят в конечном итоге рациональное природопользование и инвестиционные процессы в развитии территорий. На сегодняшний день в городах весьма остро стоят проблемы обеспечения экологической безопасности. Высокая концентрация населения, производства и транспорта обусловили наличие целого комплекса экологических проблем.

Содержание

Ведение 3
1.Нормативные акты, регулирующие градостроительную деятельность 5
1.1. Основные нормативные акты 5
1.2.Градостроительный кодекс РФ 6
1.3.Федеральный закон "Об охране окружающей среды" 8
1.4.Кодекс РФ об административных правонарушениях 9
2.Возникновение экологических проблем при градостроительной деятельности 10
2.1. .Причини конфликта градостроения и экологи ческой безопасности 10
2.2. Недостаточный надзор в строительной деятельности 12
2.3.Общие методы решения экологических проблем 16
2.4.Пути решения экологических проблем при градостроительной деятельности на примере Башкирии 17
2.5.Выявление и решение проблем на примере г.Уфы 23
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 45.11 Кб (Скачать)
>       

       Статья 8.1. Несоблюдение экологических  требований при осуществлении  градостроительной деятельности  и эксплуатации предприятий, сооружений  или иных объектов. 

     a)Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Возникновение  экологических проблем при   градостроительной деятельности.

     2.1.Причини конфликта градостроения и экологи ческой безопасности.

       Среди причин конфликта градостроения и экологи ческой безопасности можно указать следующие: 

       Политические :

     - отсутствие проявления политической  воли на федеральном уровне, уровне  субъекта, федерации и муниципальном  уровне; 

       Нормативно –правовые:

     - наличие противоречий в градостроительном  и экологическом законодательстве, в том числе между законами  и подзаконными актами;

     - отсутствие подзаконных актов,  регламентирующих процедурные вопросы  государственной экспертизы проектов;

     -необходимость  кодификации экологического законодательства;

     -слабая  ориентация на системы международных  стандартов безопасности в строительном  комплексе. 

     Организационные:

     -множественность  контролирующих органов в сфере  экологической безопасности;

     -отсутствие  единого органа государственной  экологической экспертизы;

     -разделение  подконтрольности объектов на  федеральный и региональный уровень;

     -отсутствие  системы взаимодействия федеральных  и региональных контролирующих  органов в сфере охраны окружающей  среды;

     -отсутствие  системы взаимодействия природоохранных  органов с надзорными органами  в строительном комплексе;

     - слабое экономическое стимулирование  внедрения наилучших существующих  технологий;

     -закрытость  информации о состоянии окружающей  среды и здоровья населения; 

       Специальные :

     -уклонение  Заказчиков от включения в  предпроектную стадию проведения инженерно-экологических изысканий при высокой рентабельности градостроительных объектов);

     -низкое  качество разделов «Охрана окружающей  среды» проектной документации;

     -недостоверная  статистическая информация о  состоянии окружающей среды;

     -несогласованность  контрольно –надзорной и разрешительной деятельности;

     -игнорирование  органами местного самоуправления  экологических требований;

     -бюрократизация  контрольно-надзорной и разрешительной  деятельности;

     - приоритет коррупционных связей  перед требованиями нормативных  актов;

     -перенасыщенный  рынок услуг в сфере проектно- изыскательских работ, что приводит  к демпинговым ценам на эти  услуги;

     -отсутствие  в проектных и изыскательских  организациях квалифицированных  специалистов по охране окружающей  среды; 

     -уплотненная  и точечная застройка городов;

     -игнорирование  общественного мнения при принятии  градостроительных решений;

     -отсутствие  единой базы данных об экологическом  состоянии застраиваемых территорий;

     - экологические факторы (роза ветров  и загрязненность воздуха, химический  состав грунтовых вод, источники  шумовых, электромагнитных и тепловых  загрязнений, геопатогенные зоны, аномальные радиоактивные зоны (включая  радон) и т.д.) чаще всего не  учитываются при размещении и  строительстве офисов, жилых домов,  объектов социальной инфраструктуры, загородных дач, сельских поселений;

     -не  проводится должный контроль за применением сертифицированных строительных материалов (экологический паспорт объекта строительства); 

     2.2. Недостаточный надзор в строительной  деятельности.

       Разделы «ООС» предпроектной и проектной документации должны предусмотреть и минимизировать экологические риски при строительстве и эксплуатации объектов. Указанный раздел разрабатываются на основе проведения полной программы инженерно-экологических изысканий (ИЭИ), целью которых является установление экологического состояния подлежащего застройке земельного участка определение возможности строительства данного объекта на выделенном участке, снижение затрат на профилактику или ликвидацию вероятных материальных и экологических последствий нештатных ситуаций при строительстве или эксплуатации объекта. Однако недостаточный государственный надзор в строительном комплексе приводит к исключению таких изысканий заказчиками из технических заданий, а, следовательно, служит причиной недостоверности и низкой экологической эффективности предпроектной документации и раздела «Охраны окружающей среды» . Более того, оценка воздействия на окружающую среду на стадии выбора площадки под строительство или на стадии оценки инвестиции в РБ чаще всего не проводится. При этом при вводе объекта в эксплуатацию и его эксплуатации возникают проблемы аварийности и невозможности разрабатывать реальные системы управления окружающей средой на предприятиях производственного назначения, а также проблемы уплотненной застройки в селитебной зоне. Зачастую запущенные в эксплуатацию производственные объекты, размещенные в городской черте, не имеют установленных санитарно-защитных зон (СЗЗ) или оказывается, что в СЗЗ попадают жилые дома или объекты социальной сферы. Однако представляемые на государственную экспертизу предпроектные и проектные материалы все же принимаются к рассмотрению и получают положительное заключение либо без «ООС», либо он разработан очень некачественно и недостоверно.

       Отсутствует практика открытых  публичных слушаний по проектам  строительства, и учет общественного  мнения при реализации градостроительных  объектов не обеспечивается органами  местного самоуправления, контролирующими  органами и заказчиками строительства,  что приводит к созданию неблагоприятной  социальной обстановки в населенных  пунктах. 

     В нарушение действующего законодательства обустройство строительных площадок и  строительство часто начинается без положительного заключения государственной  экологической экспертизы и без  учета общественного мнения. Аналогично, государственная вневедомственная экспертиза проектов нередко проводится без представления положительного заключения экологической экспертизы и без представления заказчиком протоколов общественных слушаний. 

     Указанное особенно актуально при точечной и уплотненной застройке, тем  более, что генеральные планы населенных пунктов, как правило, не утверждены, не проходили экологическую экспертизу и процедуру публичных слушаний с участием населения. 

     Новый Градостроительный кодекс РФ в числе  основных принципов градостроительной  деятельности установил обеспечение  безопасности и благоприятных условий  для жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение  охраны и рационального использования  природных ресурсов в интересах  настоящего и будущего поколений. 

     Ст. 47 ГрК РФ устанавливает обязательность инженерно-экологических изысканий (ИЭИ), однако в настоящее время повсеместно отсутствует должный надзор за проведением полной программы таких изысканий, не проводится анализ фондовой информации и зачастую объекты начинаются строительством без ИЭИ, либо разделы «ООС» базируются на неполной или устаревшей информация по экологическому и геологическому мониторингу. То есть, отсутствуют основания для разработки полного раздела ООС в составе проектной документации. 

     Экологические факторы (роза ветров и загрязненность воздуха, химический состав грунтовых  вод, источники шумовых, электромагнитных и тепловых загрязнений, геопатогенные  зоны, аномальные радиоактивные зоны (включая радон) и т.д.) не учитываются  при размещении и строительстве  офисов, жилых домов, объектов социальной инфраструктуры, загородных коттеджей, дач, сельских поселений. 

     Не  проводится также должный контроль за применением сертифицированных строительных материалов, в том числе при отделке жилья и офисных помещений, что неизбежно влияет за здоровье пользователей этими объектами.

     Нарушение требований экологической безопасности при строительстве приводит к  обоснованным жалобам населения, и  вполне может в соответствии с  требованиями нового Градостроительного кодекса РФ повлечь за собой взыскание  вреда жизни, здоровью и имуществу  со строительных организаций и заказчиков строительства.  

     Изменения , внесенные в действующее градостроительное и экологическое законодательство федеральным законом 232-ФЗ от 18 декабря 2006 года, ликвидировали институт государственной экологической экспертизы, предусмотрев ее ведение в состав единой государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Указанные изменения в федеральных законах не имеют до сих пор подзаконных актов, что вносит дестабилизацию в порядок подготовки предпроектной и проектной документации. Кроме того, ликвидация института государственной экологической экспертизы опасных промышленных объектов приведет к резкому ухудшению экологической ситуации в промышленных центрах страны

     Согласно  ст.4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране окружающей среды, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Порядок разработки ОВОС и разделов «Охрана окружающей среды», порядок проведения общественных слушаний не регулируется Градостроительным кодексом РФ и поэтому в данном случае следует руководствоваться требованиями экологического законодательства. Последовательность действий «Инженерно-экологические изыскания – Декларация о намерениях Заказчика - ОВОС – раздел «Охрана окружающей среды» проекта – план природоохранных мероприятий при эксплуатации объекта - Система экологического менеджмента на объекте» прямо вытекает из требований норм градостроительного и экологического права. 

     Инженерно-экологические  изыскания ( в составе программы инженерных изысканий) являются важнейшими условиями и инструментами для принятия градостроительных решений, позволяющим обеспечить высокий уровень качества жизни, особенно в условиях застройки мегаполисов. Современная практика формирования и реализации программ инженерно-экологических изысканий под строительство объектов не в состоянии обеспечить достаточный уровень экологической безопасности населения. 

     Государственный экологический и архитектурно-строительный надзор в строительном комплексе  РБ недостаточно эффективен, что является одной из причин создания неблагоприятных  условий проживания в городах, неплановой уплотненной застройки и усугубления  социальной напряженности в обществе. 

     Разделы «ОВОС» предпроектной документации разрабатываются и утверждаются без проведения ИЭИ, либо не разрабатываются вообще, что приводит к ущербности и неэффективности разделов «Охрана окружающей среды» проектов, а также к невозможности реализовать план природоохранных мероприятий при строительстве и эксплуатации объекта. 

     Органы  государственного архитектурного и  строительного надзора не считают  актуальной проблему обеспечения экологической  безопасности при проектировании и  строительстве и не обеспечивают должный уровень контроля в этой сфере. 

     При осуществлении градостроительной  деятельности не обеспечивается реализация прав граждан на благоприятную окружающую среду через проведение публичных  и общественных слушаний. При этом право проведения общественных (экологических) слушаний имеют общественные (экологические) организации (ст.12 ФЗ «Об охране окружающей среды», а право публичных слушаний – органы местного самоуправления (ГрК РФ) 

Информация о работе Экологические аспекта градостроительной деятельности