Экологическая политика Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

Целью экологической политики является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды для улучшения качества жизни и здоровья населения, рационального использования и охраны природных ресурсов и сохранение природных систем для устойчивого развития общества, улучшения демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение 3
Государственный экологический мониторинг 3
Государственная экологическая экспертиза 4
Государственный экологический контроль 4
Охрана атмосферного воздуха 5
Рациональное использование и охрана водных объектов 7
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы 10
Охрана и рациональное использование недр 12
Охрана почв 15
Охрана окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления 17
Охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений Санкт-Петербурга 21
Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга 21
Экологическая безопасность 27
Обеспечение радиационной безопасности 27
Обеспечение химической безопасности 29
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений 30
Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов 31
Обеспечение развития государственных экологических аварийных служб 32
Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга 33
Заключение 33

Работа содержит 1 файл

Экологическая политика Санкт-Петребурга ке(реф).docx

— 1.19 Мб (Скачать)

В 2004 году по заказу Комитета была разработана система мониторинга биологического загрязнения для водных экосистем бассейна Финского залива, включающая определение зон особого риска распространения чужеродных организмов, мест расположения станций для долговременных мониторинговых наблюдений, создание специализированной информационной системы для поддержки принятия решений по контролю за инвазивными чужеродными организмами. В 2005 году продолжились работы, начатые в 2004 году. Была проведена апробация системы мониторинга  для реки Невы, Невской губы и восточной части Финского залива. Результатом  проведения работ стало уточнение содержания мониторинга, расположения станций мониторинга, усовершенствованы применяемые методы с учетом международных рекомендаций, подготовленных в рамках Конвенции по контролю и управлению балластными водами и осадками, дополнена база данных для работы с ГИС-приложениями, разработаны методические рекомендации по проведению мониторинга. С 2006 года ведется систематические наблюдения (мониторинг) на 22 станциях в Финском заливе и акватории Невской Губы

Водоохранные  зоны и прибрежные защитные полосы

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Размеры и границы водоохранных зон и  прибрежных защитных полос, а также  режим их использования устанавливаются  исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий  с учетом прогноза изменения береговой  линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Для территории Санкт-Петербурга Водоохранные зоны и прибрежно-защитные полосы установлены  Федеральным законом от 03.06.2006 N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации", площадь водоохранных зон водных объектов Санкт-Петербурга составляет 210 кв.км или примерно 1/7 часть территории города.  


Охрана  и рациональное использование недр

Недра на территории Санкт-Петербурга используются в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, лечебных грязей, для строительства  различных подземных сооружений и в целях их геологического изучения.

Государственное регулирование отношений  недропользования направлено на обеспечение  воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования  и охраны недр в интересах нынешнего  и будущих поколений.

Геологическое строение определяет комплекс видов полезных ископаемых, представленных на территории Санкт-Петербурга.В основной части это полезные ископаемые, связанные с четвертичными отложениями (торф, пески, глины и т.п.). С более древними породами ордовикского возраста, ограниченно распространенными в южной части города, связаны скопления фосфоритов, не имеющие в настоящее время промышленного значения. Меторождения питьевых и лечебных минеральных вод связаны с Гдовским водоносным комплексом (Нижнекотлинским), Ордовикским водоносным комплексом и межморенным водоносным горизонтом.

Подавляющее большинство месторождений полезных ископаемых выявлены и разведаны  на территории города в сороковые-шестидесятые годы. Основная их масса представлена глинами, пригодными для изготовления кирпича и керамзита, с запасами от первых сотен тысяч кубических метров до 9,5 млн. кубических метров. 

По мере разрастания территории городской  застройки, перспективы освоения минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых представляют все меньший интерес. С 1970 года минерально-сырьевая база твердых полезных ископаемых в  связи с бесперспективностью  их добычи в условиях города не наращивалась. В настоящее время эксплуатируются  только два месторождения: месторождение  торфа «Обуховское» и месторождение  лечебных грязей «Сестрорецкое»

Торфяное  месторождение «Обуховское» с запасами 3420 тыс. т. разрабатывается с 1949 года. В последнее годы уровень добычи торфа не превышал 8-15тыс.т. в год, что связано с ограниченностью  рынка сбыта. В 2005 году оставшиеся запасы нераспределенного фонда были списаны  с баланса (474 тыс. т.). В 2006году добыча составила 7.5тыс.т. По состоянию на 1.01.2007г  на балансе числится 86.5тыс.т. в пределах распределенного фонда.


Перспектива развития недропользования в Санкт-Петербурге связана главным образом с  добычей подземных вод для  хозяйственно-питьевого водоснабжения  населения, и в наибольшей мере –  на территории Курортного района, где  сосредоточены основные их запасы. Скважинные водозаборы пресных подземных вод, обеспечивают питьевой водой население Курортного района, включая город Зеленогорск и поселки Комарово и Репино. Подземные воды являются также основным источником водоснабжения юго-западных городов-спутников Санкт-Петербурга: Красного Села, Петродворца, Ломоносова, а также Кронштадта. Общее количество подземной воды, подаваемой в Санкт-Петербург с территории области, в последнее время составляет 46,6 тыс. куб. м/сутки. Преобладающая часть города лишена местных источников пресных подземных вод и обеспечивается исключительно водой из реки Нева. Сосредоточенные здесь ресурсы подземных вод гдовского горизонта, залегающие на глубине около 200 метров, не пригодны для питьевых целей – минерализация воды на 2-3 г/л превышает санитарную норму, что, однако, переводит ее в категорию минеральной лечебно-столовой. Основной водоотбор минерализованной воды из гдовского горизонта связан с техническим водоснабжением предприятий Санкт-Петербурга. Возвращаясь к вопросу о роли подземных вод в водоснабжении Санкт-Петербурга, следует подчеркнуть, что их доля в общем балансе водопотребления города составляет около 5%.

Мониторинг  подземных вод

Наиболее  эффективным методом, позволяющим  прогнозировать поведение подземных  вод, является мониторинг состояния  подземной гидросферы, который представляет собой систему наблюдений, сбора, анализа информации для оценки изменения состояния подземных вод под воздействием антропогенных и природных естественных факторов. В зависимости от решаемых задач выделяются: государственный (федеральный), территориальный, ведомственный, локальный (объектный) уровни мониторинга. Задачи государственного уровня решаются за счет средств федерального бюджета в рамках государственных программ, территориального уровня - за счет средств субъектов Федерации. С 2005 года мониторинг подземных вод территориального уровня в Санкт-Петербурге проводится силами ГГУП СФ «Минерал» по 50 пунктам наблюдения, из которых:40 скважин оборудованы на грунтовые воды, 5 скважин – на верхний межморенный горизонт, 2 скважины – на нижний межморенный горизонт, 3 скважины – на гдовский (нижнекотлинский) горизонт.


 

Охрана  почв

 Почвы  являются важнейшим системообразующим  компонентом природной среды.  Современное состояние почвенного  покрова сформировалось в результате  градостроительного и индустриального  развития Санкт-Петербурга. В настоящее  время техногенные процессы почвообразования  стали преобладающими над природными, формируя в итоге специфические  группы почв и сложный почвенный  покров. Естественные (ненарушенные) почвы  (дерново-подзолистые, болотные, аллювиальные) сохранились преимущественно на  окраинах города, а среди жилых  массивов – в пределах старых  лесопарковых участков. 

Основными источниками загрязнения почв служат промышленные выбросы, строительная, дорожная и другая пыль, захоронение промышленных отходов, свалки строительного, бытового и другого мусора, опавшие листья. Деградация почвенного покрова приводит к ухудшению качества почв, является источником загрязнения подземных  и поверхностных вод, приводит к гибели зеленых насаждений, открытые участки загрязненной почвы являются источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха.

Охрана  почв должна быть направлена на проведение комплекса природоохранных мероприятий, способствующих сохранению почв от эрозии и загрязнения, включая рекультивацию  территорий, неблагополучных в экологическом  отношении, снижение пылеобразования.


рис.7 Схема распределения суммарного индекса загрязнения почвогрунтов тяжелыми металлами (Zc)

С 1991 года Региональный Геоэкологический центр (ныне - РГЭЦ ФГУП "Урангео") по заказу Администрации Санкт-Петербурга занимается исследованием загрязнения городских  почв. На настоящий момент за счет различных  источников финансирования, при основном вкладе Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению  экологической безопасности Администрации  Санкт-Петербурга выполнено обследование загрязнения тяжелыми металлами  почв по сети 200 х 200 м на площади около 830 кв.км, включающей основные жилые районы города и промышленные зоны и зоны перспективной застройки.

В 2008-2009 году проводились планомерные работы по оценке состояния почв в Колпинском районе города. Кроме того, выполнялись обследования земельных отводов, планируемых под строительство на остальной территории города.

Оценка  качества почв с точки зрения уровней  их загрязнения проводится в соответствии с Российским законодательством  двумя путями: сопоставлением выявленных содержаний экотоксикантов с нормативными и расчетом показателя суммарного загрязнения  почв с последующим сопоставлением полученных значений с оценочной  шкалой, в соответствии с которой  опасной считается величина свыше 32 условных единиц.

 

Охрана  окружающей среды от негативного  воздействия отходов производства и потребления

 Отходы  производства и потребления являются  источником антропогенного воздействия  на окружающую среду. Под отходами  производства и потребления понимаются  остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов,  которые образовались в процессе  производства или потребления,  а также товары (продукция), утратившие  свои потребительские свойства. Отходы производства и потребления  могут рассматриваться в качестве  сырья для другого производства  при наличии экологически безопасной  технологии их использования.

 Охрана  окружающей среды от воздействия  отходов производства и потребления  должна быть направлена на  минимизацию образования отходов,  использование отходов в качестве  вторичных материальных и энергетических  ресурсов, внедрение современных  технологий промышленной переработки  отходов, предотвращение загрязнения  окружающей среды. 

В ходе производства строительно-монтажных и сопутствующих  работ на территории Санкт-Петербурга ежегодно образуется значительное количество отходов от строительства и сноса (далее – строительные отходы), использование которых после переработки на вторичный щебень и песчано-гравийную смесь может снизить затраты на новое строительство, уменьшить нагрузку на городские полигоны и исключить образование несанкционированных свалок.

Обращение со строительными отходами должно быть направлено на их максимальное использование  в целях получения товарной продукции. Строительные отходы в максимально  возможных объемах должны подвергаться переработке и последующему использованию  при наличии в Санкт-Петербурге соответствующих перерабатывающих мощностей. Строительные отходы, переработка  которых по причине отсутствия соответствующих  мощностей пока временно невозможна, должны использоваться для засыпки  отработанных карьеров, оврагов и  иных нарушений рельефа.

Одной из проблем, стоящих перед  Санкт-Петербургом, является проблема утилизации осадка сточных вод очистных сооружений Санкт-Петербурга, который  перерабатывается на специальных заводах  или размещается на специальных  полигонах.

 

Организация системы сбора опасных отходов из состава общих бытовых  отходов от населения Санкт-Петербурга

Комитетом организована система сбора  опасных отходов, образующихся в  домашних хозяйствах и квартирах  Санкт-Петербурга

К категории опасных относятся  те отходы, которые из-за содержания опасных веществ, таких как тяжелые  металлы и хлорорганические соединения, при утилизации не должны поступать  на обычные полигоны ТБО. Из них наиболее распространены: 

- люминесцентные лампы,  

- медицинские ртутные термометры (градусники),  

- батарейки, аккумуляторы и другие  элементы питания от электронных  приборов, мобильных телефонов, а  также  - автомобильные аккумуляторы с неслитым электролитом, 

- энергосберегающие лампы. 

 Эти виды товаров совершенно  не опасны при нормальном режиме  использования, но при ненадлежащей  утилизации могут стать источником  опасных веществ. Поэтому на  них часто стоит значок –  зачеркнутый мусорный контейнер.  Наличие таких отходов в составе  отходов, сбрасываемых в мусорное  ведро и в уличный контейнер,  резко затрудняет переработку  отходов, иногда делая ее практически  невозможной. 

Сейчас, когда из-за нехватки мощностей  по захоронению отходов задача внедрения  их максимально полной переработки  стоит как никогда остро, Комитетом  создана система сбора опасных  отходов от населения. 

Конечной целью деятельности такой  системы является снижение негативного  воздействия на окружающую среду, путем  значительного уменьшения количества опасных веществ в общем составе  поступающих на переработку и  захоронение отходов. 

Информация о работе Экологическая политика Санкт-Петербурга