Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:42, реферат
Целью экологической политики является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды для улучшения качества жизни и здоровья населения, рационального использования и охраны природных ресурсов и сохранение природных систем для устойчивого развития общества, улучшения демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.
Введение 3
Государственный экологический мониторинг 3
Государственная экологическая экспертиза 4
Государственный экологический контроль 4
Охрана атмосферного воздуха 5
Рациональное использование и охрана водных объектов 7
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы 10
Охрана и рациональное использование недр 12
Охрана почв 15
Охрана окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления 17
Охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений Санкт-Петербурга 21
Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга 21
Экологическая безопасность 27
Обеспечение радиационной безопасности 27
Обеспечение химической безопасности 29
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений 30
Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов 31
Обеспечение развития государственных экологических аварийных служб 32
Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга 33
Заключение 33
В 2004 году по заказу Комитета была разработана система мониторинга биологического загрязнения для водных экосистем бассейна Финского залива, включающая определение зон особого риска распространения чужеродных организмов, мест расположения станций для долговременных мониторинговых наблюдений, создание специализированной информационной системы для поддержки принятия решений по контролю за инвазивными чужеродными организмами. В 2005 году продолжились работы, начатые в 2004 году. Была проведена апробация системы мониторинга для реки Невы, Невской губы и восточной части Финского залива. Результатом проведения работ стало уточнение содержания мониторинга, расположения станций мониторинга, усовершенствованы применяемые методы с учетом международных рекомендаций, подготовленных в рамках Конвенции по контролю и управлению балластными водами и осадками, дополнена база данных для работы с ГИС-приложениями, разработаны методические рекомендации по проведению мониторинга. С 2006 года ведется систематические наблюдения (мониторинг) на 22 станциях в Финском заливе и акватории Невской Губы
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Для территории Санкт-Петербурга Водоохранные зоны и прибрежно-защитные полосы установлены Федеральным законом от 03.06.2006 N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации", площадь водоохранных зон водных объектов Санкт-Петербурга составляет 210 кв.км или примерно 1/7 часть территории города.
Охрана и рациональное использование недр
Недра на территории Санкт-Петербурга используются в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, лечебных грязей, для строительства различных подземных сооружений и в целях их геологического изучения.
Государственное регулирование отношений
недропользования направлено на обеспечение
воспроизводства минерально-
Геологическое строение определяет комплекс видов полезных ископаемых, представленных на территории Санкт-Петербурга.В основной части это полезные ископаемые, связанные с четвертичными отложениями (торф, пески, глины и т.п.). С более древними породами ордовикского возраста, ограниченно распространенными в южной части города, связаны скопления фосфоритов, не имеющие в настоящее время промышленного значения. Меторождения питьевых и лечебных минеральных вод связаны с Гдовским водоносным комплексом (Нижнекотлинским), Ордовикским водоносным комплексом и межморенным водоносным горизонтом.
Подавляющее
большинство месторождений
По мере
разрастания территории городской
застройки, перспективы освоения минерально-сырьевой
базы твердых полезных ископаемых представляют
все меньший интерес. С 1970 года минерально-сырьевая
база твердых полезных ископаемых в
связи с бесперспективностью
их добычи в условиях города не наращивалась.
В настоящее время
Торфяное месторождение «Обуховское» с запасами 3420 тыс. т. разрабатывается с 1949 года. В последнее годы уровень добычи торфа не превышал 8-15тыс.т. в год, что связано с ограниченностью рынка сбыта. В 2005 году оставшиеся запасы нераспределенного фонда были списаны с баланса (474 тыс. т.). В 2006году добыча составила 7.5тыс.т. По состоянию на 1.01.2007г на балансе числится 86.5тыс.т. в пределах распределенного фонда.
Перспектива
развития недропользования в Санкт-Петербурге
связана главным образом с
добычей подземных вод для
хозяйственно-питьевого
Мониторинг подземных вод
Наиболее эффективным методом, позволяющим прогнозировать поведение подземных вод, является мониторинг состояния подземной гидросферы, который представляет собой систему наблюдений, сбора, анализа информации для оценки изменения состояния подземных вод под воздействием антропогенных и природных естественных факторов. В зависимости от решаемых задач выделяются: государственный (федеральный), территориальный, ведомственный, локальный (объектный) уровни мониторинга. Задачи государственного уровня решаются за счет средств федерального бюджета в рамках государственных программ, территориального уровня - за счет средств субъектов Федерации. С 2005 года мониторинг подземных вод территориального уровня в Санкт-Петербурге проводится силами ГГУП СФ «Минерал» по 50 пунктам наблюдения, из которых:40 скважин оборудованы на грунтовые воды, 5 скважин – на верхний межморенный горизонт, 2 скважины – на нижний межморенный горизонт, 3 скважины – на гдовский (нижнекотлинский) горизонт.
Охрана почв
Почвы
являются важнейшим
Основными источниками загрязнения почв служат промышленные выбросы, строительная, дорожная и другая пыль, захоронение промышленных отходов, свалки строительного, бытового и другого мусора, опавшие листья. Деградация почвенного покрова приводит к ухудшению качества почв, является источником загрязнения подземных и поверхностных вод, приводит к гибели зеленых насаждений, открытые участки загрязненной почвы являются источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха.
Охрана
почв должна быть направлена на проведение
комплекса природоохранных
рис.7 Схема распределения суммарного индекса загрязнения почвогрунтов тяжелыми металлами (Zc)
С 1991 года
Региональный Геоэкологический центр
(ныне - РГЭЦ ФГУП "Урангео") по заказу
Администрации Санкт-Петербурга занимается
исследованием загрязнения
В 2008-2009 году проводились
Оценка качества почв с точки зрения уровней их загрязнения проводится в соответствии с Российским законодательством двумя путями: сопоставлением выявленных содержаний экотоксикантов с нормативными и расчетом показателя суммарного загрязнения почв с последующим сопоставлением полученных значений с оценочной шкалой, в соответствии с которой опасной считается величина свыше 32 условных единиц.
Охрана
окружающей среды от негативного
воздействия отходов
Отходы
производства и потребления
Охрана
окружающей среды от
В ходе производства
строительно-монтажных и
Обращение
со строительными отходами должно быть
направлено на их максимальное использование
в целях получения товарной продукции.
Строительные отходы в максимально
возможных объемах должны подвергаться
переработке и последующему использованию
при наличии в Санкт-Петербурге
соответствующих
Одной из проблем, стоящих перед Санкт-Петербургом, является проблема утилизации осадка сточных вод очистных сооружений Санкт-Петербурга, который перерабатывается на специальных заводах или размещается на специальных полигонах.
Организация системы сбора опасных отходов из состава общих бытовых отходов от населения Санкт-Петербурга
Комитетом организована система сбора опасных отходов, образующихся в домашних хозяйствах и квартирах Санкт-Петербурга
К категории опасных относятся те отходы, которые из-за содержания опасных веществ, таких как тяжелые металлы и хлорорганические соединения, при утилизации не должны поступать на обычные полигоны ТБО. Из них наиболее распространены:
- люминесцентные лампы,
- медицинские ртутные термометры (градусники),
- батарейки, аккумуляторы и
- энергосберегающие лампы.
Эти виды товаров совершенно
не опасны при нормальном
Сейчас, когда из-за нехватки мощностей по захоронению отходов задача внедрения их максимально полной переработки стоит как никогда остро, Комитетом создана система сбора опасных отходов от населения.
Конечной целью деятельности такой
системы является снижение негативного
воздействия на окружающую среду, путем
значительного уменьшения количества
опасных веществ в общем