Экологическая паспортизация предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 04:15, курсовая работа

Описание работы

Цель паспортизации — прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Стандартизация объектов охраны окружающей среды…………………...…5
2. Экологическая паспортизация предприятия……………………………..….6
3. Структура экологического паспорта…………………………………….…..10
4. Основная цель и принципы экологической паспортизации…………….….13
5. Платежи за загрязнение окружающей среды………………………………..15
6.Виды ответственности и наказаний за нарушения природоохранного законодательства………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………….………22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей);

     затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды.

     Расчет платежей за загрязнение осуществляется предприятиями на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ.

     Взимание платы по нормативам производится за:

     выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

     выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

     сброс загрязняющих веществ в реки, озера и другие места (балки, овраги, поля орошения, поля фильтрации), в том числе осуществляемый предприятиями через системы коммунальной канализации;

     размещение отходов.

     Устанавливаются три вида базовых нормативов платы:

     за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую среду в пределах ПДВ или ПДС;

     за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в пределах временно установленных лимитов временно согласованных выбросов (ВСВ), временно согласованных сбросов (ВСС);

     за превышение лимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ, ПДС, ВСВ и ВСС).

     В случае загрязнения окружающей среды без оформления в установленном порядке разрешения на выброс (сброс, размещение отходов), вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная и плата определяется по нормативам за превышение лимитных выбросов загрязняющих веществ.

     Кроме обязательных платежей за загрязнение окружающей среды предприятие может осуществлять добровольные взносы в городской резервный фонд охраны природы. В этот же фонд перечисляются средства предприятия при долевом финансировании крупных природоохранных работ, а также штрафные платежи за нарушение природоохранного законодательства.

     Источником платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ, т.е. загрязнение в пределах ПДВ (ПДС) является себестоимость продукции. За загрязнение в пределах ВСВ или ВСС, а также превышающее ПДВ (ПДС) и ВСВ (ВСС) платежи взыскиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

     Средства, взыскиваемые за загрязнение окружающей среды, перечисляются природопользователями в городской фонд охраны природы и хранятся на специальных счетах.

     Расчеты размеров платежей производятся предприятием. Контроль за правильностью этих расчетов осуществляется подразделением Госкомэкологии, на подведомственной территории которого находится предприятие.

     Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды корректируются с учетом освоенных им средств на природоохранные мероприятия. Корректировку осуществляют территориальные органы Госкомэкологии России. Корректировке подлежат только 90% платежей за загрязнение окружающей среды (напомним, что 10% от суммы платежей за загрязнение направляются в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Госкомэкологии).

     Для корректировки платежей предприятие составляет план природоохранных мероприятий и согласовывает его в территориальных органах Госкомэкологии РФ.

     Госкомэкологии России утвержден Примерный перечень природоохранных мероприятий, в соответствии с которым производится корректировка платежей за загрязнение. При этом расчеты основываются на проектно-сметной документации природоохранных мероприятий и могут уточняться после окончания планового периода в сторону, как увеличения, так и снижения, в зависимости от фактических затрат на природоохранные мероприятия.

     Следует отметить, что к природоохранным затратам не относятся затраты, являющиеся составными элементами технологических схем, промышленной санитарии, благоустройства и т.п.

     Размер корректировки платежей за загрязнение окружающей среды конкретного предприятия определяется территориальными органами Госкомэкологии России. По представлению документов в счет платежей могут засчитываться только собственные средства предприятия, направленные на природоохранные мероприятия.

     Платежи за загрязнение окружающей среды могут также уменьшаться на часть суммы собственных средств предприятия, направленных на реконструкцию и новые технологии, уменьшающие вредные выбросы в окружающую среду.

     Участники долевого финансирования мероприятий по охране природы, проводимых в рамках региональных и межрегиональных программ за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму долевого взноса.

     Территориальные органы Госкомэкологии России могут частично понизить плату за загрязнение окружающей среды или освободить от нее те предприятия, которые принимают участие в социальной и культурной деятельности города (региона).

     В период проведения предприятиями природоохранных мероприятий, согласованных с местными органами природоохраны, предприятия не платят за превышение установленных лимитов загрязнения, с них взимается плата за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ.

     При недостатке собственных средств предприятия могут привлекать банковский кредит (на льготных основаниях) для осуществления предусмотренных мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Средства местных внебюджетных экологических фондов могут выделяться предприятиям на возвратной основе при отсутствии у них средств на природоохранное развитие и права на получение кредитов.

     Учет поступления платы за загрязнение ведется по каждому природопользователю в государственных налоговых инспекциях на карточках лицевых счетов.

     В случае занижения размеров платежей за загрязнение окружающей среды с предприятия взыскивается вся сумма заниженных платежей, а также штраф.

     Контроль за правильностью расчетов и поступлением средств от платежей за загрязнение в региональные и местные экологические фонды осуществляют соответствующие территориальные комитеты Госкомэкологии России, а за поступлением 10% платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны природы – Государственная налоговая инспекция совместно с территориальными органами Госкомэкологии России.

     Внесение платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) не освобождает природопользователей от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и соблюдения природоохранного законодательства.

     6. Виды ответственности и наказаний за нарушения природоохранного законодательства

     Государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением.

     Природоохранительное законодательство - это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

     Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться и т. д.

     Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д.

     Объектами природоохранительного законодательства являются как природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное право.

     В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.

     Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее защите.

     Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.

     Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области и т. д. 

 

      Заключение 

     Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам.

     Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Мы должны хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов, иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны.

     Развитие хозяйственной деятельности приводит к усилению негативного влияния на окружающую среду.

     С целью охраны окружающей природной среды разработана система контроля и надзора за ее состоянием. Она включает государственный, общественный и производственный контроль.

     Основными стратегическими целями экологической политики России являются:

     последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

     последовательное достижение на каждой территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

     восстановление и сохранения биосферного равновесия генетического фонда животного и растительного мира;

     рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

     Реализации перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природопользования.

     Итак, задачами экологического контроля являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее изменениями под воздействием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Информация о работе Экологическая паспортизация предприятий