Экологическая паспортизация предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 04:15, курсовая работа

Описание работы

Цель паспортизации — прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Стандартизация объектов охраны окружающей среды…………………...…5
2. Экологическая паспортизация предприятия……………………………..….6
3. Структура экологического паспорта…………………………………….…..10
4. Основная цель и принципы экологической паспортизации…………….….13
5. Платежи за загрязнение окружающей среды………………………………..15
6.Виды ответственности и наказаний за нарушения природоохранного законодательства………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………….………22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     Система экологической паспортизации России необходима для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии различных производственных объектов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных регионов и страны в целом, для регулирования сложившихся и прогнозируемых социально-экономических отношений в области природопользования и принятия решений по стимулированию усилий в области совершенствования среды обитания человека. Система экологической паспортизации должна строиться по территориально-иерархическому принципу применительно к административному делению, принятому в Российской Федерации. Принцип имеет в своей структуре четыре уровня иерархии по вертикали: локальный, районный, региональный и федеральный. При этом основные задачи сосредоточиваются на региональном уровне:

     экологический паспорт России (национальный доклад);

     экологический паспорт региона (республика в составе РФ, край, область);

     экологический паспорт территории (административный район, в отдельных случаях может составляться паспорт промышленного района);

     муниципальный экологический паспорт (город, поселок городского типа);

     экологический паспорт производственного объекта (промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, добывающего и др.).

     Экологические паспорта различного территориально-иерархического уровня должны быть согласованы так, чтобы паспорта низшего ранга служили основанием для составления паспорта следующего, более высокого ранга.

     Основу системы составляют экологические паспорта, разработанные на единой методической и организационной базе, являющиеся нормативными и юридическими документами, характеризующие современное (фактическое) экологическое состояние народнохозяйственных объектов и территорий.

     На каждом территориальном уровне могут быть свои собственные особенности функционирования производства, сочетания социальных и природных особенностей. Они должны быть соответствующим образом отражены в паспорте.

               3. Структура экологического паспорта

     Структура экологического паспорта имеет следующий вид:

     1. Наименование предприятия (хозяйства) и его реквизиты.

     2.Природно-климатическая характеристика района расположения предприятия (хозяйства).

     3.Сырье, потребляемое предприятием для реализации технологического процесса:

     природное, в основном это энергоносители, рудные и нерудные материалы, вода, воздух;

     вторичные — энергия и материалы, являющиеся продуктом других предприятий.

     4. Выбросы: организованные и неорганизованные.

     Здесь приводятся нормативы предельно допустимых выбросов для каждого ингредиента (загрязняющего вещества), подлежащего учету и контролю, а также фактические значения этих выбросов на момент заполнения паспорта.

     5. Сбросы: в поверхностные водоемы, в системы канализации и в систему оборотного водоснабжения.

     Нормативы предельно допустимых сбросов указываются по каждой позиции сброса, а также приводятся фактические значения сбросов на момент заполнения паспорта. Здесь же приводятся нормативы водопотребления и водоотведения.

     6. Несанкционированные аварийные (залповые) выбросы и сбросы.

     В этом разделе приводятся средние значения данных показателей по отрасли, предприятию и фактическое значение по годам, начиная с года составления данного экологического паспорта, штрафные санкции за сокрытие фактов несанкционированных залповых выбросов и сбросов.

     7. Поля физических воздействий.

     Приводятся нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, ЭМИ, тепла, радиации и их фактические значения.

     8. Пылегазоочистное оборудование, очистные сооружения и устройства, снижающие (устраняющие) воздействия загрязняющих веществ, физических полей и их эффективность.

     9. Санитарно-защитные зоны.

     Приводятся нормативное значение СЗЗ для данного предприятия и ее фактическое значение.

     10. Отходы.

     Даны характеристика образующихся в процессе производства отходов и требования к их размещению, а также нормативы объемов размещения.

     11. Характеристика земельного отвода.

     Приводятся нормы отвода земель под данное производство с учетом СЗЗ и под размещение отходов (хранилища, отстойники, полигоны, могильники и т. д.), фактическое использование земли.

     12. Показатели экологической нагрузки на природную среду от данного предприятия:

     при нормальной работе;

     при аварийных и залповых выбросах и сбросах. Приводится критерий (коэффициент), характеризующий экологическую опасность предприятия.

     Эколого-экономические нормативы, включающие:

     лимиты на использование (потребление) природных ресурсов, включая воду и землю, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

     нормативы платы и размеры платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

     нормативы платы и размеры платежей за сверхлимитное потребление природных ресурсов, залповые и аварийные выбросы и сбросы;

     налоговые льготы за внедрение безотходных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий и применение нетрадиционных видов энергии, за проведение работ (мероприятий) по охране окружающей природной среды, установку нового или модернизацию пылегазоочистного оборудования, эффективных очистных сооружений, включая систему оборотного водоснабжения;

     вопросы экологического страхования.

     Здесь необходимо предусмотреть существенно повышенный (на порядок и более) размер платежей за сокрытие аварийных и залповых выбросов и сбросов.

     В случае введения системы квотирования выбросов, сбросов, отходов и т. д. (что было бы полезно) должны быть предусмотрены нормативы платы и размеры платежей по квотам на различные виды загрязняющих веществ и отходов.

     13. Система экологического контроля на предприятии:

     • подсистема экологического контроля выбросов;

     • подсистема экологического контроля сбросов (стоков);

     • перспективы развития системы экологического контроля.

     Система экологической паспортизации, предназначена для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии промышленных и сельскохозяйственных регионов страны. Так как современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать оценку экологического состояния всего города, любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.

      4. Основная цель и принципы экологической паспортизации

     В подсистемном блоке экопаспортизации в рамках ЕРИСП обобщаются данные предприятия по всем видам природопользования, в том числе:

     сведения об оснащенности, техническом состоянии очистного

     оборудования предприятия; данных по выбросам, сбросам и размещению отходов по региону, о наличии разрешений о природопользовании;

     по автоматизированному составлению отчетов предприятий по охране природы;

     по обмену информации по вопросам природопользования на машинных носителях; внедрению компьютерных программ на предприятиях для обобщения данных, по автоматизации работ службы охраны природы.

     Основная цель и назначение экологического паспорта - создание информационной базы данных рационального природопользования, сети регулярной отчетной информации, формирование и упорядочение первичных экологических данных предприятий, получение информации для определения экономичности используемых технологий с целью дальнейшей сертификации, обязательного экологического страхования, регулирования налогообложения и т. д.

     Схематически подсистемный блок экопаспортизации организован четырьмя иерархическими уровнями связанными потоками информации:

     банк первичных экологических данных предприятий (экопаспорт природопользователей);

     банк городов,

     административных районов, промышленных зон (экопаспорт производственных и административно-производственных конгломератов);

     банк первичных экологических данных областей (экопаспорт области). Промежуточную и связующую роль выполняет банк первичных экологических данных паспортизации (сертификации) природопользования Облкомприроды.

     Экологический паспорт как таковой построен на принципах, включая единый системный подход к проблеме охраны окружающей среды. Он является первичной базой данных по воздуху, воде, почве, отходам и т. д. и обязателен для всех природопользователей.

     В форму экологического паспорта как нормативно-технического документа заложены технологические планировки природопользователя, операционные карты, технологические инструкции, ГОСТы, ТУ на основные и вспомогательные материалы.

     При заполнении форм составляются балансовые схемы материальных потоков, рассчитываются расходы энерго- и материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, эффективность производства.

     Индивидуальный экологический паспорт природопользователя реализован по блочному принципу - обобщенные сведения, база данных по воде, воздуху, отходам, по состоянию окружающей среды. При этом стратегия экологического паспорта рассчитана на любого природопользователя, независимо от формы собственности, любую специфику производства -химическую, сельскохозяйственную, оборонную, лесоперерабатывающую и др.

     Использованные принципы объектно-ориентированного программирования позволили состыковать базы данных ресурсных природопользователей, периодически их обновлять, выявлять «узкие места», грязные производства, вводить экономические методы управления, связывать кадастры природных ресурсов с влиянием технологии переработки конкретного материала у природопользователя, создавать банк данных по природоохранным и ресурсосберегающим технологиям.

     Заполненный экологический паспорт дает возможность разработать формы государственной отчетности для любого уровня управления, а также тома ПДВ, ПДС предприятия, города, территории, иметь информацию по полигонам, отходам производства и динамики их влияния на окружающую среду. Кроме того, предлагаемая схема построения экологического паспорта позволяет прогнозировать создание аварийных ситуаций, рассчитывать зоны поражения.

     экологическ5. Платежи за загрязнение окружающей среды

     Организуя хозяйственную деятельность, предприятие должно учитывать необходимость внесения платы за загрязнение окружающей среды, а также платежей за пользование природными ресурсами.

     Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической обстановки.

     Введение платежей за загрязнение подразумевает эколого-экономическую паспортизацию предприятий; экологическую инвентаризацию оборудования и технологических процессов; экологические экспертизы вновь строящихся, расширяющихся и проектируемых предприятий.

     В настоящее время величину платы за загрязнение окружающей среды определяют издержки загрязнения, которые включают:

Информация о работе Экологическая паспортизация предприятий