Экологическая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….1
Виды экологических правонарушений……………………………….3
Экологические преступления и ответственность за их совершение……………………………………………………………….4
Классификация экологических преступлений………………………8
Экологические преступления общего характера…………………..9
Административная ответственность за экологические правонарушения………………………………………………………..11
Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения……………………………………...13
Заключение………………………………………………………………14
Литература……………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 39.67 Кб (Скачать)

Орган, рассматривающий  дело об административном правонарушении, может назначить в качестве дополнительного  только то административное наказание, которое названо в статье нормативного акта, устанавливающего ответственность  за конкретное административное правонарушение. Например, в качестве дополнительного  взыскания конфискация предусмотрена  в санкции ст. 85 КАП РСФСР об ответственности за нарушение правил охоты, рыболовства и осуществления  других видов пользования животным миром.

Лишение права охоты  и рыболовства не может применяться  к лицам, для которых охота  или рыболовство являются основным источником существования в связи  с их трудовой деятельностью.

Предприятия, учреждения, организации, предприниматели -- физические лица привлекаются к административной ответственности за экологические  правонарушения в случаях. если нарушение  связано с процессом производственной иле иной хозяйственной деятельности.

Должностные лица подлежат ответственности за несоблюдение требований экологического законодательства, обеспечение  и выполнение которых входит в  их служебные обязанности.

По действующему законодательству к должностным лицам могут  быть применены лишь два вида административных взысканий - предупреждение и штраф. Поскольку противоправное поведение должностных лиц в силу выполняемых ими функций может причинить больший вред, нежели административные правонарушения других лиц, то Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливается в отношении должностных лиц повышенная административная ответственность в виде штрафа от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в РФ.

Отраслевым природоресурсовым  законодательством предусматриваются иные размеры штрафа. Так, в ст. 29 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указывается, что за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере:

-- на должностных  лиц -- не более суммы трехмесячного  дохода;

-- на работающих  граждан -- не более суммы месячного  дохода;

-- на неработающих  граждан -- не более 50 рублей.

Другие лица, на которых  распространяется действие дисциплинарных уставов или специального законодательства о прохождении службы и дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных  ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях -- административную на общих основаниях. 

Дисциплинарная  и материальная ответственность  за экологические  правонарушения 

Дисциплинарную ответственность  несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы  собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природы  и рациональному использованию  природных ресурсов, за нарушение  нормативов качества окружающей природной  среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение  иных требований природоохранительного  законодательства при исполнении своих  обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Отличительным признаком  состава дисциплинарного проступка  является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных  занимаемой должностью или договором Жевлаков Э.Н. Общие вопросы квалификации преступлений в области охраны окружающей природной среды. - М., 1987. С. 119..

Дисциплинарная ответственность  выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания  в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности (ст. 13 5 КЗОТ РСФСР).

Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорий  рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут  применяться: полное или частичное  лишение премии либо иных средств  поощрения; перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина или звания; объявление о неполном служебном соответствии.

При наложении дисциплинарного  взыскания учитывают тяжесть  совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

За каждый проступок  может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока  действия дисциплинарного взыскания (один год с момента наложения) меры поощрения к работнику не применяются.

Взыскание может быть снято досрочно применившим его  органом или должностным лицом  по собственной инициативе, по ходатайству  непосредственного руководителя или  трудового коллектива, если виновный не совершил нового проступка и проявил  себя как добросовестный работник.

По гражданскому законодательству предприятие, учреждение, организация  или иной хозяйствующий субъект  отвечает за вред, причиненный его  работником во время исполнения своих  трудовых обязанностей, перед потерпевшим (ст. 1068 ГК РФ).

В свою очередь, предприятия  или иной хозяйствующий субъект  имеет право предъявить в суде регрессный иск  к своему работнику и взыскать с него все понесенные убытки (ст. 1081 ГКРФ). 

Заключение 

Правительство, министерства и ведомства демонстрируют свою несостоятельность в обеспечении  реализации экологического законодательства. Ситуация осложняется распадом прежней  системы государственного контроля, постоянными реорганизациями природоохранных  органов, попытками ограничить либо вообще ликвидировать прокурорский надзор в сфере экологии.

На фоне постоянного  роста экологических преступлений становится все менее эффективной  правоприменительная практика.

Это связано с явной  недооценкой общественной опасности  экологических преступлений работниками  правоохранительных и природоохранных  органов, с недостатками следствия  и дознания, низким профессиональным уровнем, отсутствием у работников природоохранных и правоохранительных органов четких представлений о  сущности экологических преступлений, их классификации, разграничении со сходными преступлениями и административными правонарушениями.

Особенно тревожно, что в силу названных причин, а  также при значительном общем  росте преступности в стране -- экономической, корыстной, насильственной, из-за нехватки сил и средств в правоохранительных органах борьба с экологическими преступлениями все больше и больше отходит на задний план. Она ведется  в основном против мелких нарушителей  экологических норм, те же, кто посягают на экологическую безопасность, подрывают  биологические основы жизни и  здоровья людей, остаются в массе  своей безнаказанными Шнайдер Г.И. Криминология. - М., 1980. Стр. 125. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Ерофеев. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. М. 1998

2. Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений.--М.,2005.

3. Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана природной среды в РФ. -- М., «Интел-синтез», 1997.

4. Изменения преступности в России. Криминологический комментарий статистики преступности. -- М.,2004.

5. Комментарий к УК РФ. Под редакцией Ю.Н. Скуратова М.,2007.

6. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. - М.: 2006.

7. Уголовное право. Особенная часть. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

Информация о работе Экологическая ответственность