Экологическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках экологии и культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Экологическая культура человека 4
1.1. Понятие экологической культуры 4
1.2. Человек между природой и культурой 7
1.3. Риск и безопасность в свете экологического кризиса 10
1.4. Экологические кризисы 13
2. Роль экологической этики в современном обществе 15
3. Международные экологические правоотношения 18
4. Развитие экологического образования 21
4.1. Экологическое образование: понятие, цели 21
4.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях 23
4.3. Экологическое образование в школе 25
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Ready1v_Экологическая культура.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием разного  типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое (разнообразие видов), экосистемное (разнообразие природных сообществ, мест обитания, экологических явлений).

     Язык  и речь, усваиваемые на уроках языка  и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык – вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка – составная часть экологической и общей культуры человека.

     Реализации  принципов экологического образования  через предмет "Литература" способствуют следующие факторы:

    • широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией "человек (общество, цивилизация) – природа";
    • устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы, в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости;
    • актуальность категории "экология культуры" для дальнейшего развития литературы как вида искусства и для существования образовательной области "Литература" в условиях технократического общества.

     Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно  найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

     Стратегическая  цель экологического образования предполагает идеал, образ человека будущего. Идеал  приобретает конкретные черты и  при определении целей каждого этапа формального и неформального обучения и воспитания14.

     В системе общего образования учитываются  следующие его этапы и цели:

     а) начальная школа:

    • воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
    • освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
    • становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.

     б) основная школа:

    • становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.

     в) полная средняя школа:

    • становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.

 

Заключение

     Ни  одно из противоречий развития современного общества, в которое попало современное человеческое бытие, не выглядит столь безвыходным, угрожающим, как экологическое противоречие. Именно человеческая деятельность, культура сама создала, породила данное противоречие. И только культура – изменение духовных основ деятельности, представлений о ценном, значительном и случайном, незначительном – может открыть выход в гармонию со всей экосистемой.

     Та  ситуация, которая в рамках старой системы ценностей выглядит как  абсолютно безысходная, как «конец истории», с точки зрения экологической культуры предстает как, безусловно, сложная, но очень заманчивая возможностью и необходимостью не просто «повторения пройденного», но создание новых форм культуры, новых алгоритмов ее развития.

     Изменяется  и вид на сам экологический  конфликт, конфликт между обществом  и природой. Он рассматривается уже  не просто как беда, но как неизбежное состояние отношений двух основных подсистем социоприродной экосистемы на стадии ее перехода к зрелому  состоянию.

     Гармонизация  отношений общества и природы  предполагает утверждения в культуре принципа взаимодополнительности всех явлений действительности, являющейся основой экологического подхода.

     Найти направление выхода из тупика и выйти  из него – это, конечно же, не одно и тоже. Предстоит еще решение огромного количества сложнейших проблем.

     Требует нашего самого серьезного участия дальнейший анализ проблем сочетания законов  и темпов развития биологической  и социальной жизни, оптимизации, экологизации использования человеком социального времени, сочетания биологического, геологического, социального времени.

     Об  объеме работы идущих по пути к экологической  культуре, работы, которая потребует  для удержания «открытого экологического горизонта», для восстановления нарушенных  связей в культуре и экосистеме и сохранения их, пока можно говорить лишь в самых общих чертах.

     Ясно, что работа потребует от нас предельного  культурного, душевного напряжения. Фактически речь идет о становлении  в качестве определяющей черты каждого человека интеллигентности, т. е. способности человека понимать больше, чем ему непосредственно выгодно. А интеллигентом становиться очень непросто.

     Форма и содержание в становлении и  деятельности личности взаимообусловлены, его быт и бытие, сфера обыденного и сфера смыслов, внешняя и внутренняя жизнь непосредственно связаны. Поэтому овладение экологической культурой, культурой мышления неизбежно ведет к изменению индивидуальных потребностей человека. Мысля экологично, человек и поступать будет экологично. Так что экологично познаем самих себя. А там – дорогу осилит идущий.

 

Список  литературы

  1. Аллен Р. Наука  о жизни. – М., 2007.
  2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1996.
  3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., 1989.
  4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.
  5. Войткевич Г. Основы учения о биосфере. -  Ростов-на-Дону, 2004.
  6. Лапо А.В. Следы былых биосфер. – М., 2000.
  7. Лаптев И.Д. Экологические проблемы современности. – М., 2002.
  8. Мэмфорд Г. Техника и природа человека. – М., 2006.
  9. Рогов М.С. Культурология ХХ век. Словарь. - СПБ. 2005.
  10. Раймс Д. Смешанная Экономика в здравоохранении: проблемы и перспективы. – М., 2001.
  11. Рузалин Г.И. Концепция современного естествознания. – М., 2006.
  12. Социология власти // Человек и власть № 1 2001 г.

Информация о работе Экологическая культура