Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:00, курсовая работа
Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках экологии и культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Экологическая культура человека 4
1.1. Понятие экологической культуры 4
1.2. Человек между природой и культурой 7
1.3. Риск и безопасность в свете экологического кризиса 10
1.4. Экологические кризисы 13
2. Роль экологической этики в современном обществе 15
3. Международные экологические правоотношения 18
4. Развитие экологического образования 21
4.1. Экологическое образование: понятие, цели 21
4.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях 23
4.3. Экологическое образование в школе 25
Заключение 29
Список литературы 31
3. Международные экологические правоотношения
Международные экологические правоотношения– урегулированные правом отношения между государствами и иными субъектами международного права по поводу взаимодействия человека, народов, международного сообщества с окружающей природной средой.
Выделение в самостоятельную юридическую категорию этого широкого круга общественных отношений отражает возрастающую заинтересованность человечества в их обособленном, всесторонне-согласованном и эффективном правовом регулировании.
По содержанию к данной категории принадлежат отношения по10:
Международные экологические правоотношения характеризуются традиционными элементами структуры – субъектами, объектами, взаимными правами и обязанностями участников.
Субъектами, в первую очередь, являются государства. Но, наряду с ними, в международных экологических правоотношениях могут участвовать, когда это предусмотрено правовыми нормами, нации и народы, международные правительственные и неправительственные организации, юридические и физические лица, действующие на международной арене.
Объектами международных экологических правоотношений являются природная среда в целом, составляющие ее элементы, отдельные природные объекты, которые в большинстве случаев являются также объектами природопользования и охраны природы. Объектами международных экологических правоотношений могут быть материальные процессы и явления, вытекающие из самого факта существования людей и их жизнедеятельности и олицетворяющие взаимодействие общества и природы.
Взаимные
права и обязанности участников
международных экологических
Современное
международное экологическое
Цель международного экологического права:
служить юридическим инструментом регулирования
человеческого поведения через установление
взаимных прав и обязанностей государств
и других субъектов международных отношений
в сфере взаимодействия общества с окружающей
его природной средой.
Предметом регулирования международного экологического права являются международные экологические отношения, то есть отношения, прямо или косвенно связанные с природной средой. Зарождение и развитие международного экологического права имеет сравнительно недолгую историю. Но в современный период дальнейшее формирование этой отрасли международного права происходит весьма интенсивно11.
В начальной стадии правовое регулирование международных отношений по использованию и охране природных ресурсов развивалось на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839г. Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью радиационного загрязнения окружающей природной среды, которая поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О последствиях радиоактивного загрязнения международная общественность хорошо информирована. Описания трагических последствий атомных взрывов в Японии, выступления против испытаний ядерного оружия широко известны. Принятие международно-правовых мер против испытаний ядерного оружия встречает активную поддержку.
4. Развитие экологического образования
4.1. Экологическое образование: понятие, цели
Важнейшим условием создания системы экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии.
Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни12.
Цель экологического образование в семье: формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.
Направления:
Средства:
Первоочередные мероприятия:
4.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях
Цель: формирование базовой системы ценностей в отношении окружающего мира; формирование представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Направления:
Средства:
Первоочередные меры:
4.3. Экологическое образование в школе
Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественно-научных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.
Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.
Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах13:
Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем: