Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:18, контрольная работа
В данной контрольной работе мне хотелось бы рассмотреть понятие экологической этики, раскрыть ее значимомть для общества на современном этапе развития. Также в данной работе будут отражены история становления экологической этики,ее основные концепции и связь данного понятия с понятием экологического гуманизма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА.......................................................................5
1.1.Понятие экологической этики ………………….……………………5
1.2.Становление экологической этики ……………………………… …5
1.3.Основные концепции экологической этики………. … ……………9
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ………………………………….12
2.1.Принципы экологического гуманизма………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………... …………… ...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17
Эколого-социальные кризисы требуют практического гуманизма, но в то же время они вынуждают человечество подняться на новую теоретическую ступень. Путь к подлинно глобальному сознанию и всемирной культуре лежит не через подавление одних культур другими или рациональное конструирование неких новых систем, а через объединение людей и наций на базе общечеловеческой нравственной мудрости.
Новая
экологическая мысль должна соединяться
с традиционным гуманизмом, в основе
которого лежит ненасилие. Это и
дает экологический гуманизм, представляющий
собой гуманизм Конфуция, Сократа, Христа
и Возрождения, распространенный на
природу, ростки которого в философии
Толстого, Ганди и других. В культуру
должна войти этика, в этику - природа,
и через этику культура в экологическом
гуманизме соединяется с
Экологический
гуманизм лежит на пересечении восточных
и западных традиций. Запад может
многое дать в научно-техническом
плане для решения
Этика экологического гуманизма - этика ахимсы, распространенная на весь мир. Экологический гуманизм требует изменения отношения к природе (защита животных, охрана среды от загрязнения и т. д.), к людям (сохранение культурного и индивидуального разнообразия), к Универсуму. Экологический гуманизм соединяет отношение к человеку и животным, преодолевая тот парадокс, что люди могут бороться за права животных и не обращать внимания на насилие над людьми. Права животных и людей в нем одинаково священны.
Экологический гуманизм основан на принципе гармонии человека и природы и признании равноценности всего живого. «Попытка установить общезначимые ценностные различия между живыми существами восходит к стремлению судить о них в зависимости от того, кажутся ли они нам стоящими ближе к человеку или дальше, что, конечно, является субъективным критерием. Ибо кто из нас знает, какое значение имеет другое живое существо само по себе и в мировом целом».
Чтобы
освободиться от власти природы, человек
прибегал к насилию. Теперь он свободен
(скорее, думает так), а природа побеждена,
и дальнейшее насилие опасно. Люди
начинают понимать, что насилие над
природой обращается против них самих.
А гуманность по отношению к природе
будет еще одним аргументом в
обосновании необходимости
Почему с экологической точки зрения нужно быть гуманным? Сохранение существующего разнообразия сохраняет мир, и не только материальный, который тем более устойчив, чем более разнообразен, но и душу человека, как подтверждает современная психология в лице Фромма. Добавим к этому аргумент кармы, который в христианстве интерпретируется как наказание за грехи. Отказываясь от насилия, мы спасаем природу и наши души.
Обоснование
ненасилия в отношении к
Ситуация в экологической области имеет свою специфику. Человек должен регулировать силы природы, как того требовал Н. Ф. Федоров, но любовью, а не насилием, как делает сейчас. Понятие любви к природе, которое противостоит стремлению к господству над ней, остается важным, несмотря на использование научной терминологии «регулирования», «оптимизации» и т.п.
Материальный прогресс потребительской цивилизации не может не вести к кризису, потому что материальные потребности, как уже подчеркивалось, в принципе могут расти беспредельно, входя в противоречие с возможностями биосферы их удовлетворить. Экологический гуманизм позволяет ослабить антагонизм данного противоречия.
Экологический гуманизм как современная форма гуманизма объединяет борьбу за социальную справедливость и антивоенные акции, «зеленое движение» и движение за права животных и милосердие. Его принципы:
1. Гармония человека с природой.
2. Равноценность всего живого.
3. Ненасилие (ахимса).
4.
Самоограничение вместо
5.
Становление любовно-
6.
Необходимость нравственного
7. Личная ответственность за мир.
8. «Золотое правило экологии».
9.
Несотрудничество с
10.
Сохранение разнообразия
Всем
великим проповедникам
Новое
отношение человека к природе
оказывает влияние и на экологическое
право, т. е. систему юридических
норм, регулирующих взаимодействие человека
и природы. Экологическое право
может пониматься в двух основных
смыслах. Прежде всего, это право
людей на здоровую природную среду;
возмещение ущерба конкретным людям
и государству предприятиями-
Есть
и другая сторона, менее традиционная.
Это права самих животных, законодательно
оформленные. Так, в некоторых странах,
например, в Швеции, приняты законы,
запрещающие жестокие формы обращения
с животными, безвыпасное содержание
домашнего скота и т. д. Это
направление экологического права
еще находится в зачаточном состоянии
и является предметом бурного
обсуждения в печати.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной контрольной работе были рассмотрены : понятие экологической этики, основные моменты ее становления, концепции, а также ее взаимосвязь с понятием экологического гуманизма. Хотя экологическая этика является сравнительно новой областью знаний, но проблемы, которые она рассматривает, чрезвычайно, важны для нашего города, области и для человечества в целом. На основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Преодоление
существующих экологических трудностей
в принципе возможно. Оно вытекает
как из анализа истории
Ныне
перед человечеством
Если
мы хотим преодолеть экологический
кризис, нужно учиться
B практическом плане экологический гуманизм включает в себя соответствующее поведение и даже питание, т. е. ненасилие и вегетарианство.
Заканчивая
рассмотрение проблем морали, нравственности
и этики в экологическом
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика-Биота – Среда. – М.: ЮИНИТИ-ДАНА, 2000. – 566 с.
2 Андреев Д.А. Роза мира. – М.: Эксмо,1991.-256 с
3. Бганба В.Р. Социальная экология: Учеб. пособие – М.:Высш.шк.,2004.-309 с
4. Борейко В.Е.Прорыв в экологическую этику. 3-е изд. К.: КЭКЦ.2003.-240 с
5. Гарин Г.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 384 с.
6. Горелов А.А. Экология: Курс лекций. – М.: Центр, 1998. – 240 с.
7. Карташев А.Г. Введение в экологию. – Томск: Водолей, 1998. – 384 с.
8. Калликотт Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики. - М.: Прогресс. 2000.-369с
9. Малофеев
В.И. Социальная экология:Учеб.пособие.-М.:
10. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. – М.: Логос, 2001. – 376 с.
11. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. – М.: ПРИОР, 1999. – 304 с.
12. Сытник К.М., Брайон А.В.,Гордецкий А.В. Словарь-справочник по экологии. – Киев: Наукова думка, 1994. – 667 с.
13. Сингер П. Освобождение животных. Киев: КЭКЦ,2002-352 с.
14. Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 2000. – 512 с.
15. www.ecoethics.mrsu.ru
16. www.biodat.ru
17. www.ecorisks.ru