Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:18, контрольная работа
В данной контрольной работе мне хотелось бы рассмотреть понятие экологической этики, раскрыть ее значимомть для общества на современном этапе развития. Также в данной работе будут отражены история становления экологической этики,ее основные концепции и связь данного понятия с понятием экологического гуманизма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА.......................................................................5
1.1.Понятие экологической этики ………………….……………………5
1.2.Становление экологической этики ……………………………… …5
1.3.Основные концепции экологической этики………. … ……………9
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ………………………………….12
2.1.Принципы экологического гуманизма………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………... …………… ...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17
Основной принцип своей философии — «благоговение перед жизнью» — А. Швейцер раскрывает как «безграничную ответственность за все живое на земле. Именно Швейцера признают наиболее ярким представителем экологической этики.
Наряду
с ответственностью, стержнем экологической
этики является любовь к природе.
Часто любовь к природе считают
чем-то несерьезным, чуть ли не выдумкой
писателей. Как можно любить всю
природу, в которой есть приносящие
вред человеку виды? На самом же деле,
как справедливо отметил В. Вундт,
чувство скорее ведет к альтруизму,
чем рассудок. «Чистый, не обоснованный
на эгоизме альтруизм естественно
мог развиться только при переходе
от рассудочной морали к морали чувства,
при допущении, что непосредственные
чувства симпатии и любви являются
основами альтруистического поступка.
Рассудку трудно бывает побороть соображения
собственной выгоды, а для чувства
любви, жалости, сострадания достаточно
бывает мгновения. Поэтому к экологической
этике ближе путь через чувство
любви, чем расчет, через благоговение
перед природой, чем принятие экологического
законодательства, которое еще надо
приучиться исполнять. Здесь, как в
отношениях между людьми, лучше, если
все будет основываться, как предлагал
Конфуций, на нравственности, а не на
принуждении. В связи с этим большое
внимание в экологической литературе
уделяется понятию
Необходимость
более любовного и
«На первобытного человека уже возлагался долг по отношению к прирученным животным. И не в том он состоял, что человек должен был их кормить и охранять... Этический же долг первобытного человека заключался в том, что он должен был то животное, которое приручал и которым пользовался, любить» (Там же). В настоящее время, когда человек может уничтожить все живое на Земле, этого уже мало. «Разве мы не в состоянии любить и тех животных, от которых не получаем непосредственной пользы — диких животных, по крайней мере тех из них, которые не приносят нам вреда?».
Не только живая, но и неживая природа может быть объектом любви. Здесь мы переходим от экологической этики к этике глобальной, в соответствии с которой человек ответственен за всю природу. В Древней Греции человек рассматривался как «микрокосм», который заключает в себе как в части всю Вселенную как «макрокосм». Эти представления переняли древнеримские стоики; известны они и в русской философии. Что необходимо ныне для человека — не только ощущать себя частью Универсума, но и чувствовать ответственность за все окружающее его. В этом суть экологической и глобальной этики.
1.3.
Основные концепции
Экологическая этика включает несколько основных концепций. Взаимоотношения между ними очень наглядно и удобно обрисовал немецкий экофилософ Мартин Горке . Схему экологической этики можно представить в виде системы вложенных кругов. С каждым кругом увеличивается объем моральной ответственности человека. Круг наименьшего радиуса – антропоцентризм. Отношение человека к природе рассматривается через призму интересов человека. Этот подход в охране природы выражают хорошо известные нам лозунги: “Все для блага человека, все во имя человека”, “Для нас и потомков” и т. п. Следующий круг расширяет нашу ответственность до способных чувствовать и страдать высших животных – патоцентризм. Ярким представителем этого направления является П. Сингер с его идеей “освобождения животных”, поскольку все сводится к освобождению их от боли и страданий . Третий круг – биоцентризм, он включает уже все живые организмы. Наконец, четвертый круг с наибольшей ответственностью человека – экоцентризм (он же холизм или физиоцентризм). Он включает помимо живых организмов также неживую природу и системные целостности надорганизменного уровня – популяции, виды, экосистемы, биосферу в целом.
Не
все экофилософы включают антропоцентризм
в состав экологической этики, а
патоцентризм может рассматриваться
как составная часть
Нетрудно
заметить, что каждый новый круг
включает всех моральных агентов
предыдущего и добавляет новых.
Ни патоцентризм, ни биоцентризм не
отрицают моральную ответственность
человека за других людей, не сводят всю
мораль только к защите представителей
иных видов. Они лишь дополняют человеческую
мораль, расширяя ее до ответственности
за другие живые существа. Подобно
этому экоцентризм также
В буклете Международного союза эко-этики говорится: “Основываясь на великих творениях природы, нам необходимо развивать и усиливать новые ценности, такие как: самоограничение, скромность, ответственность, честность; формулировать цели, такие как: мир, свобода, достоинство, справедливость, права человека; содействовать осуществлению идеалов, таких как: добродетель, альтруизм, помощь, любовь. Здесь простирается основа, общая для теологии морали и философии морали”. Рекомендуется для сохранения человека в биосфере формирование “нового поколения людей с убеждениями и навыками в области экологической этики, морали, нравственности” .
Один
из теоретиков современного экоцентризма
Б. Калликотт писал: “Лично я не особенно
восторгаюсь моральной теорией
Швейцера – главным образом по
той причине, что она ограничивает
круг морально значимых объектов индивидуальными
сущностями, не беря во внимание объекты
коллективной природы: популяции, виды,
биоценозы и всю глобальную экосистему
в целом. Второй “минус” – ее
склонность осуждать и проклинать наиболее
фундаментальные процессы эволюционной
и экологической биологии, а именно
той закономерности, что жизнь
одной особи с необходимостью
обеспечивается смертью других. Кстати,
сходные мироотрицающие аффективные
тона обнаруживаются и в классических
доктринах индуизма, джайнизма и
буддизма – практически во всех
философских системах индийского субконтинента.
<…> Экологическая этика, напротив,
принимает жизнеутверждающую
Экоцентризм
возник на основе экологии, как науки,
и природоохранной практики. Неудивительно,
поэтому, что его сторонниками являются
прежде всего ученые и те, кто
занимается практической природоохранной
деятельностью. Экоцентризм – это
философское обоснование
Биоцентризм
же, особенно его крайние формы
– это чисто кабинетные учения,
которые часто невозможно реализовать
на практике. “Помимо этически проблематичной
и практически невозможной
Утверждение о том, что между биоцентризмом и экоцентризмом нет конфликта на почве содержания диких животных в неволе – вообще недоразумение. Здесь противоречия как раз очень сильные, потому что для биоцентриста это нарушение прав животных, а для экоцентриста – один из способов спасения исчезающих видов. Кроме того, общение людей с животными в нормально обустроенном зоопарке способствует пробуждению в них интереса и уважения к природе, а значит не противоречит целям и задачам охраны природы в целом.
Не
существует морали вообще. Есть конкретные
этические системы –
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ.
2.1.Принципы экологического гуманизма.
С понятием экологической этики тесно связано понятие экологического гуманизма. Рассмотрим подробнее это понятие.
Как
только в цивилизованных странах
в результате достижений науки и
техники стало снижаться
Необходима
концепция, которая могла бы ответить
на вызов столетия, на все нынешние
кризисы вместе взятые - экологические,
социальные, внутриличностные. Таким
ответом и призван стать
Современная цивилизация не учит умению жить вместе с людьми и природой. Агрессивно-потребительская ориентация с ее стремлением взять у природы все, что хочется человеку, привела к экологическому кризису. Современная экологическая ситуация, дает импульс к новому типу цивилизации.
Традиционное понимание гуманизма, по Хайдеггеру, метафизично. Но бытие может дарить себя, а человек - относиться к нему с благоговением, что сближает подход Хайдеггера и Швейцера. Природа входит в сферу морали как следствие возросшего научно-технического могущества человека.
Беда западной цивилизации, по Швейцеру, в том, что она пыталась удовлетвориться культурой, оторванной от этики. Но конечной целью должно быть духовное и нравственное совершенство индивида. Новоевропейская культура посчитала, что духовность придет с ростом материального благосостояния, а этого не случилось.
Швейцер писал: «Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей». Вслед за Толстым и Ганди, которые говорили о законе любви, Швейцер пишет о воле к любви, которая стремится устранить само раздвоенность воли к жизни.
Хайдеггер выявил недостаточность гуманизма эпохи Возрождения в наше время. Критикуя современный гуманизм, Хайдеггер вел, по существу, к необходимости синтеза гуманизма Конфуция с новоевропейским гуманизмом. Этот синтез не будет простым соединением того и другого, а качественно новым образованием, соответствующим нашему времени. Синтез западного и восточного гуманизма должен соединить следование нравственным максимам с творением нового.
«Гуманизм» означает теперь, если мы решимся сохранить это слово, только одно: существо человека существенно для истины бытия, однако так, что все сводится как раз не просто к человеку как таковому». Гуманизм происходит от «homo», в котором не только «человек», но и «земля» («гумус» как наиболее плодородный слой земли). И человек - «homo» от земли, а не только «men» от ума и «антропос» сам по себе. В этих трех словах - три концепции человека. В «men» и «антропос» нет ничего от земли и человечности. Гуманизм же (по происхождению слова) понимается как земной, экологический. А «экология» - «дом» человека, его бытие в широком смысле слова.
Бердяев говорил о каре за гуманистическое самоутверждение. Она в том, что человек противопоставил себя всему окружающему, тогда как он должен соединиться с ним.