Изучение растений вдоль до дороги (по улице Красноармейская)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:16, реферат

Описание работы

Зеленые городские насаждения - это искусственные посадки с определенной и функциональной и эстетической значимостью. Правильный подбор пород, разнообразие видов деревьев и кустарников, многочисленность зеленых густых насаждений обуславливает длительность и полноту их функционирования, приводят к снижению загазованности, запыленности городского воздуха и в целом к сохранению здоровья горожан и эстетической красоты самого города.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДРЕВЕСНЫМИ РАСТЕНИЯМИ ВДОЛЬ ДОРОГ 5
ГЛАВА 2. ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ И МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ ЛИСТЬЕВ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

методология.docx

— 40.22 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской федерации

Марийский государственный  технический университет 
 
 
 
 

Кафедра природообустройства 
 
 
 

Реферат

по дисциплине

История и методология науки и производства

на тему:

«Изучение растений вдоль до дороги (по улице  Красноармейская)» 
 
 
 

                  Выполнила: студ. гр. ПО-51

                  Хаснутдинова  Р.Р.

                  Проверил: д.т.н, проф.,

                  акад. РАЕ и РАЕН

                  Мазуркин П.М. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Йошкар-Ола

2010

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДРЕВЕСНЫМИ РАСТЕНИЯМИ ВДОЛЬ ДОРОГ 5

ГЛАВА 2. ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ И МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ ЛИСТЬЕВ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Зеленые городские насаждения - это искусственные  посадки с определенной и функциональной и эстетической значимостью. Правильный подбор пород, разнообразие видов деревьев и кустарников, многочисленность зеленых густых насаждений обуславливает длительность и полноту их функционирования, приводят к снижению загазованности, запыленности городского воздуха и в целом к сохранению здоровья горожан и эстетической красоты самого города.

     Актуальность  темы является загазованность городских улиц с плотными транспортными потоками. На обочине любой дороги озеленительные службы города высаживают древесные растения, необходимые для частичного очищения воздуха от углекислого газа, пыли и прочих вредных веществ.

     Антропогенное загрязнение окружающей среды оказывает  воздействие на развитие древесных  растений в городской среде, особенно в связи с изменением движения автомобильного транспорта. Поэтому проблема неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на состояние фенофаз растений с каждым годом приобретает все большую актуальность.

     При сильном воздействии антропогенных  факторов среды (вредные выбросы  предприятий и автотранспорта) у  древесных видов появляются пигментные пятна, хлоротические и некротические изменения и повреждения листьев и плодов, раннее опадание листовой пластинки бес полного ее расцвечивания и главное – сокращение вегетационного периода на весьма ощутимые величины (иногда до1 – 1,5 месяцев).

     В настоящее время используется и  метод фитомониторинга, который используется в целях оценки состояния атмосферы, почвы и др. Главным объектом в этом случае является растение. В качестве критерия состояния среды используют физиологические и внешние показатели объекта исследований.

     Методы  фенонаблюдения и фитомониторинга достаточно доступны для своего использования.

      Начало  второй половины XX столетия ознаменовалось интенсивным процессом автомобилизации общества. Развитие автомобильного транспорта предопределило две четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый уровень автомобилизации, отражая технико-экономический потенциал развития общества, способствовал удовлетворению социальных потребностей населения, а с другой – обусловил увеличение масштаба негативного воздействия на общество и окружающую среду, приводя к нарушению экологического равновесия на уровне биосферных процессов. Очевидная позитивность первой тенденции повлекла за собой ярко выраженные нежелательные последствия. К концу века возникла, повсеместно проявила себя и накрепко обосновалась новая угроза жизненно важным интересам личности, общества, государства – реальная экологическая опасность для жизнедеятельности, связанная с достигшим гигантских масштабов уровнем автомобилизации.

      Актуальность  данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия  на качество городской среды и здоровье населения.

     Изучение  негативных последствий развития автотранспортного комплекса позволяет определить два пути воздействия автомобильного транспорта на природную среду с учетом его недостаточно высокого уровня эколого-технологического совершенства.

     Растения  в условиях урбанизированной (техногенной) среды, сохраняя внешне неизменный вид, претерпевают значительные изменения  биохимического состава и физиологических процессов. Промышленные газы и аэрозоли могут оказывать на растения комплексное и индивидуальное воздействие. Но нередко эффект повреждения вызывается одним, преобладающим в среде, соединением.

 

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДРЕВЕСНЫМИ РАСТЕНИЯМИ ВДОЛЬ ДОРОГ

 

     Начало  наблюдений над сезонными явлениями  в связи с собирательством, охотой и примитивным сельское хозяйством восходит к глубокой древности. С началом развития научной ботаники была заложена основа и для ведения научных фенологических наблюдений.

     Позднее с интенсификацией природопользования стала очевидной необходимость в накоплении строго фиксированных наблюдений, подкрепленных фенологическими фактами. От стихийных наблюдений предков, от запоминания требовался переход к фенологическим наблюдениям по определенной системе с обязательными записями их результатов. Переход этот произошел довольно давно, еще в середине XVII века. Он и явился началом развития фенологии как системы знаний о закономерностях сезонного развития природы.

     В конце XX и начале XXI вв. наряду с ухудшением состояния среды городов и  проявлением ряда признаков экологического кризиса как ответ на него возникли принципиально новые тенденции  в социально-экологическом развитии человечества и человеческих поселений. Впервые за свою историю человечество на глобальном экофоруме «Рио-92» пришло к выводу о необходимости перехода мира, стран и городов на путь «устойчивого развития», а специалисты - градостроители, архитекторы, строители - признали возможность устойчивого, экологичного проектирования и строительства городов и стран, которое поддерживало бы их устойчивое развитие. Начались широкие исследования этих проблем.

     На  рубеже XIX-XX веков накопленные материалы позволили выдающимся ученым Ш. А. Анго (Франция), Э. Ине (Германия), Э. Д. Гопкинсу (США) приступить к разработке учения о временах года.

     В XX в. фенологические наблюдения и исследования распространились на все страны Центральной Европы и США, а в дальнейшем и на другие страны (Индия и др.). В первой половине этого же века помимо значения фенологии для прикладных целей было обосновано её значение для биологических наук, особенно для вновь развивающейся её ветви- биоценологии, изучающей жизнедеятельность растительных и животных сообществ. Взаимосвязи между компонентами сообществ могут быть поняты только в их сезонной динамике. Большой вклад в это направление внесли советские ботаники В.Н.Сукачев, Г.Н.Высоцкий, В.В.Алехин, А.П. Шенников, А.П. Шиманюк, зоологи А.А.Браунер, М.Н. Римский-Корсаков, Н.С. Щербиновский и др. Работы по фенологии биоценозов подготовили почву для развития учения о сезонной ритмике геосистем.

     С 70-х годов 20 в. появляется социальная экология - изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Социальная экология включает различные философские, социологические, экономические и др. аспекты (напр. экология города, техническая экология, экологическая этика и др.). Развивается процесс "экологизации", что означает, что любой вид человеческой деятельности все больше и больше будет ограничиваться рамками возможного, с точки зрения экологии, в том числе и транспорт.

Закономерным  и одновременным с экологизацией процессом является развитие общественно-политического движения (так называемого "зеленого движения"), активно выступающего против загрязнения окружающей среды в результате деятельности человека и научно-технического прогресса. В основе "зеленого движения" лежит позиция о том, что люди и другие биологические виды обладают правами на окружающую среду, которые должны быть защищены.

     Международная организация по охране окружающей среды  Greenpeace была основана в 1969 году группой Канадских “зеленых". Организация поддерживает прямые, ненасильственные действия, направленные на остановку угрозы для окружающей среды. Тактика конфронтации, которую они применяют, получила широкое освещение во всем мире. 

Рост  и развитие листьев

      Проф. Ю.Л. Цельникер и её коллеги отмечают следующее. «Если в прошлом исследователи искали прямую зависимость между интенсивностью фотосинтеза и скоростью роста, то на смену этому представлению пришло другое, согласно которому не только интенсивность фотосинтеза, но и работающая масса (поверхность), и время работы ответственны за синтез биомассы, причём каждый из этих параметров может контролировать скорость роста». В связи с этим авторы предлагают гипотезу, согласно которой скорость роста в большей мере зависит от доли листьев в  общей биомассе, чем от активности фотосинтетического аппарата.

      У многолетних растений рост в большей  степени осуществляется за счёт запасов  ассимилятов предшествующих лет, отложения и использования запасов которых к тому же связывают с их передвижением на большие расстояния. Поэтому у лесных деревьев связь между процессами роста и газообмена не является прямой, а является результатом действия цепи несинхронных процессов, часто разделённых между собой значительными промежутками времени и большим расстоянием. Возникает новая проблема – большой расход органического вещества на рост, поддержание и функционирования массивных проводящих органов – ствола, ветвей и корней.

      Из–за отсутствия солнечного освещения теневой лист вынужден потреблять, по закону экспоненциального роста, питательные вещества из запасов. Приспособляемость его негативная, то есть вторая составляющая линейно нарастает, отнимая жизненную энергию у дерева [2].

     На  современном уровне знаний о древесных  растений, прежде всего о лесных деревьях, статистическое моделирование  можно выполнять по тем экспериментальным  данным, которые были достоверно получены при изучении эволюционных изменений в ходе роста и развития дерева. Поэтому скачкообразная динамика роста и развития деревьев в данном пособии не рассматривается [2, 3].

     В древнегреческом языке живое  дерево- это дендрон, а мёртвоё (засыхающее, сухостойное, умирающее от болезней) или омертвлённое (срубленное, спиленное, буреломное, смертельно раненное, отравленное и пр.) дерево обозначается словом ксилон.

     Поэтому измерение дерева в его растущем состоянии становится основным объектом науки, называемой дендрометрия.

     Современная таксация дерева, то есть наука о  способах и средствах измерения (taxo, taxatio- измерение) дерева после его валки и спиливания на отрезке ствола, больше, по физико-технологическому смыслу, относится к ксилометрии, а не к дендрометрии. При этом лесное товароведение исходит из результатов измерения омертвлённых на хозяйственные нужда деревья, то есть из измерений погубленных древесных организмов, предназначенных для удовлетворения прагматических целей людей по добыче всё большего количества древесного сырья, да ещё и высокого качества по свойствам древесины.

     Дендрометрия  первична, а ксилометрия – вторична. Это вполне очевидная аксиоматическая истина.

     Однако, так называемые главное лесопользование исходит из обратного: для хозяйственников и экономистов важно изъять из леса наиболее здоровые, а значит и наиболее развитые по качеству, экземпляры растущих деревьев. В итоге за почти три столетия дендрометрия как наука развилась недостаточно( застыло в своём совершенствовании в конце 19 века), а бурное распространение в 20 веке по всему миру получили методы ксилометрии изучаемые наукой лесная таксация.

Рост  дерева в эволюционном аспекте

     Подробно  рассматривается в отдельных  разделах лесной таксации. Поэтому дендрометрия должна воспользоваться накопленными в этой науке научными идеями и первичными статистическими данными, однако, интерпретируя и подвергая статистическому моделированию известные в научно- технической литературе данные, на принципиально новой биотехнической основе.

Информация о работе Изучение растений вдоль до дороги (по улице Красноармейская)