Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:43, реферат
Данные антропологии и палеонтологии свидетельствуют, что современный человек сформировался около 30 - 40 тыс. лет назад. Его появление стало крайне важным обстоятельством в эволюции биосферы, так как в этом процессе начал действовать новый фактор - антропогенный: человек стал использовать биосферу для удовлетворения своих потребностей. С этой целью им были созданы различные орудия труда и придуманы способы, обеспечивающие его жизнедеятельность. Иными словами, человек стал творцом культуры.
Введение 3
Исторические этапы познания природы и становление естествознания. Особенности естественнонаучного познания мира и структура современного естествознания 5
Предмет физики и ее место в структуре естественнонаучного знания 8
Концепции ноосферы и устойчивого развития 8
Заключение 11
ЛИТЕРАТУРА 12
План
Введение 3
Исторические этапы познания природы и становление естествознания. Особенности естественнонаучного познания мира и структура современного естествознания 5
Предмет физики и ее место в структуре естественнонаучного знания 8
Концепции ноосферы и устойчивого развития 8
Заключение 11
ЛИТЕРАТУРА 12
Данные антропологии и
палеонтологии свидетельствуют, что
современный человек
Первая созданная человеком культура - палеолит (каменный век) - существовала примерно 20 -30 тысяч лет. Она совпала с периодом длительного оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества тогда была охота на крупных животных: оленей, носорогов, ослов, лошадей, мамонтов. На стоянках человека каменного века ученые находят многочисленные кости диких животных - свидетельство успешной охоты. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов.
Несмотря на трудные условия,
человек в это время сумел
распространиться на значительной территории
планеты, создав социальный организм -
общество, основанное на совместном труде
(охоте и собирательстве) и коллективной
памяти. Тем не менее человек палеолита
еще продолжал оставаться частью
природы, пользуясь ее дарами и не
начиная ее сознательного переустройства.
Тем самым человек все еще
вписывался в естественные биогеохимические
циклы. К концу палеолита, как
считают современные ученые, человечество
столкнулось с первым в своей
истории демографическим
10-12 тысяч лет назад наступило резкое потепление, отступил ледник, леса распространились в Европе, вымерли крупные животные. В результате были созданы новые условия жизни, которые коренным образом изменили экологическую базу человеческого общества и привели к первому глобальному экологическому кризису - перенаселению планеты. Это означало, что закончился период использования человеком готовых (созданных природой) средств существования. В новых условиях необходимо было активно добывать и перерабатывать природные продукты.
Началась эпоха неолита (нового каменного века), в которой наряду с охотой, рыбной ловлей и собирательством все большее значение приобретал процесс производства пищи. Предпринимаются первые попытки одомашнивания животных, разведения растении, зарождается производство керамики. Уже 9-10 тысяч лет назад существовали поселения, среди остатков которых обнаруживают пшеницу, ячмень, чечевицу, кости домашних животных - коз, овец, свиней. В разных местах Передней и Средней Азии, Кавказа, Южной Европы формируются зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Развивается подсечное земледелие, начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается металлургия. Происходит переход к производящему хозяйству - неолитическая революция, которая и стала способом разрешения экологического кризиса. Ценой, которую человечество заплатило за это, было уменьшение численности населения в 8 раз. Эта революция завершила эру животной жизни человека, с нее начинается целенаправленное его вмешательство в природные процессы, трансформация биосферы в соответствии со своими потребностями.
На этом этапе культуры развитие человеческого общества пошло значительно быстрее. Появились первые цивилизации на Древнем Востоке, затем в Древней Греции; возникли частная собственность и наука, ставшие основой европейской, а затем и мировой цивилизации. Человек, его разум (воплощенный в научную мысль) и деятельность стали фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы. Человечество становится доминирующим видом среди живого вещества биосферы. Сегодня человек освоил не только всю территорию нашей планеты, не оставил ни одного незаселенного уголка (даже в Антарктиде есть научные станции), но и вышел в космос (пока, правда, только в околоземное космическое пространство), освоение которого уже вполне реально является делом завтрашнего дня, ближайшего будущего.
Все это позволило В.И.
Вернадскому назвать не только живое
вещество планеты, но прежде всего человека,
вооруженного научной мыслью, величайшей
геологической силой
Таким образом, все эти 12 тысяч лет, прошедшие после неолитической революции, были эпохой покорения природы, когда она сама не принималась во внимание в качестве активного партнера для человечества. Особенно это характерно для европейской цивилизации, которая приняла христианский тезис о сотворении мира для человека, считающегося господином этого мира, имеющим право делать с этим миром все что угодно.
Масштабы созданной
Уровень воздействия человека
на окружающую среду зависит в
первую очередь от технической вооруженности
общества. Она была крайне мала на начальных
этапах развития человечества. Однако
с развитием общества, в ходе технического
прогресса ситуация изменялась коренным
образом. XX столетие, сформировавшее качественно
новые отношения науки, техники
и технологии, колоссально увеличило
масштабы воздействия общества на природу
и поставило перед человечеством целый
ряд чрезвычайно острых проблем.
По силе своего воздействия на планету
техника сегодня в состоянии как минимум
на равных спорить с живым веществом. По
результатам преобразованной окружающей
среды с помощью техники можно уже говорить
о новом ее состоянии - техносфере. Понятие
«техносфера» выражает совокупность технических
устройств и систем вместе с различными
видами технической деятельности человека.
Ее структура достаточно сложна, так как
включает в себя техногенное вещество,
технические системы, живое вещество,
верхнюю часть земной коры, атмосферу,
гидросферу. Более того, с началом эры
космических полетов техносфера вышла
далеко за пределы биосферы и охватывает
уже околоземное космическое пространство.
Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли. Однако, пока что наука и техника нацелены на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия такого воздействия на природу удручают. Технические ландшафты производства, уничтожение жизни в целых регионах - отрицательные плоды технического воздействия человека на окружающую среду. Поэтому в настоящее время жизненно необходимым становится изменение характера взаимоотношений человека с природой.
Естествознание – совокупность наук о природе как единой целостности; 1) изучает природные объекты и происходящие в них процессы, 2) включает в предмет своего познания объекты, созданные человеком. Совокупный объект естествознания – природа. Природный мир представлен живыми и неживыми объектами. В самом широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека. Истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином φύσις (фюсис), имеющим целый спектр этимологических значений: органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п.
В Новое время природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Естествознание является основой для формирования научной картины мира.
Будучи составной частью науки, естествознание имеет длительную историю. Процесс познания человеком природы начался ещё в глубокой древности. Понятие «естествознание» появилось в Новое время в Западной Европе. Особенностью науки Нового времени является: 1) опора на опытно-экспериментальное знание; 2) в развитии науки этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие к возникновению алгебры, аналитической геометрии, к созданию дифференциального и интегрального исчислений и др.
Система ествествознания не является незыблемой: с XVII - до середины XX вв. Лидером была физика, то сегодня подъем переживают биологические исследования (особенно в пограничных областях – биофизике, биохимии, молекулярной биологии). В естествознании выделяют 4 глобальные научные революции, которые способствовали смене исторических типов научной рациональности.
•Первая революция (XVII-XVIII) ознаменовала собой становление классического естествознания. Сформировалась первая физическая картина мира, представлявшая механическую картину природы.
•Вторая глобальная революция (конец XVIII - начало XIX вв.) К сер. XIX в. – появление дисциплинарно-организованной науки. Происходит развитие специализированных отраслей естественнонаучного исследования. В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической.
Первая и вторая глобальные революции в естествознании участвовали в оформлении и развитии классического типа научной рациональности, с присущими именно этому типу нормами и идеалами.
•Третья глобальная революция в науке (охватывает период с конца XIX – начала XX столетия.) ознаменовала собой переход к неклассическому типу научной рациональности. На основе достижения неклассического естествознания сформировалась общенаучная картина природы как сложной динамической целостности, самоорганизующейся системы. В неклассическом естествознании очевидным становится факт зависимости науки от социальных обстоятельств, ценностно-целевых ориентаций субъекта науки.
•Четвертая глобальная научная революция (конец 20 столетия) проявила себя в радикальной перестройке всех оснований науки. Основные проявления 4 глобальной научной революции: наука становится социальной силой, междисциплинарная проблематика, идеи синергетики, объектами науки становятся саморазвивающиеся системы например (экосистемы), пересматривается истина, аргументация в науке. глобальная революция привела к формированию постнеклассической науки (современной). Для которой характерно вхождение человекоразмерных исследований, ценностных нормативов и сближение естествознания и гуманитарных дисциплин. Естествознание выступает как теоретическое отношение человека к природному миру, как наука о человеке в природе. Ныне естествознание представлено сотнями научных дисциплин: физических, химических, биологических, космологических и др. Структура естествознания является непосредственным отражением логики природы. Общий объем и структура естественнонаучных знаний огромны и разнообразны. Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе. От этих объектов естествознания берут свое начало и фундаментальные естественнонаучные направления. Тела, их движение, превращения и формы проявления на различных уровнях являются объектом физических научных знаний. В силу своего фундаментального характера они лежат в основе естествознания и обусловливают все другие знания.
Химические элементы, их свойства, превращения и соединения отражаются химическими знаниями. Они имеют много точек соприкосновения с физическими знаниями, на основе чего возникает целый ряд смежных дисциплин - физическая химия, химическая физика и др.
Биологические знания охватывают группу знаний о живом, своим предметом изучения они имеют клетку и все от нее производное. В основе биологических знаний лежат знания о веществе, химических элементах. В силу этого на стыке наук возникают такие науки, как биофизика, биохимия и др.
Земля как планета является предметом изучения геологических и географических знаний. Они рассматривают строение и развитие нашей планеты. На стыке с другими группами знаний возникают геохимия, палеонтология, геофизика и др. Одним из наиболее древних, но в то же время самым современным направлением в науке являются космологические знания, предметом которых является Вселенная как целое. Космология изучает состояния и изменения космических объектов.
В ХХ столетии произошло важное разделение науки на фундаментальную и прикладную в зависимости от направленности и непосредственного отношения к практике. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических, производственных, технических проблем.
В естествознании также существуют фундаментальные и прикладные науки.
Проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными, решаются они в рамках прикладного естествознания. Проблемы, возникающие внутри самой науки, – фундаментальными.
Физика – наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. (Л.Д.Ландау). Классическая физика началась с И.Ньютона (XVII в), который последовательно описал механические процессы движения и взаимодействия макроскопических тел на основе созданного им математического языка (дифференциального и интегрального исчисления). В дальнейшем в предмет изучения физики входят тепловые и электромагнитные процессы, возникает классическая термодинамика и классическая электродинамика. Научная революция в физике начала ХХ в. приводит к появлению релятивистской физики и физики и микромира, что во многом делает физику лидером и своеобразным фундаментом в изучении природы современной наукой. Сегодня физика представляет собой разветвленную систему научного знания, включающую в себя, в частности, такие разнообразные отрасли, как атомная физика, ядерная физика, физика полупроводников и наноматериалов, термодинамика неравновесных процессов, космомикрофизика, физика процессов горения, взрыва, плазмы, физика взаимодействий (теория гравитации, квантовая хромодинамика). Влияние физики на развитие естествознания в ХХ веке проявилось в создании таких научных дисциплин, как физическая химия, биофизика, квантовая химия, геофизика, астрофизика и др. На основе достижений физики ХХ в. Стремительно развивается технико-технологический базис современной цивилизации, предполагающий использование энергетических и информационных технологий, волоконной оптической связи, лазерных, полупроводниковых, нанотехнологи и др.