Исследование Зеленой зоны 11 микрорайона г.Арзамаса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:57, научная работа

Описание работы

Цель : исследование экологического состояния зеленой зоны и приобщение школьников к природоохранной практической деятельности.
Задачи:
• определить состояние атмосферного воздуха на территории зелёной зоны 11 микрорайона;
• исследовать уровень антропогенного влияния на территорию зелёной зоны 11 микрорайона;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историческая справка………………………………………….7 Глава 2. Исследование уровня антропогенного влияния на территорию зеленой зоны 11-го микрорайона…...……………………8
Глава 3. Определение состояния атмосферного воздуха на территории зеленой зоны 11-го микрорайона ………………………………………11
3.1. Методы исследования……………………………………………….11
3.2. Результаты исследования и их обсуждение ………………………14
Глава 4. Природоохранные мероприятия………………………………16
Выводы…...………………………………………………………………..17
Литература………………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Вернадский 1.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Департамент образования администрации  г. Арзамаса

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного  образования детей станция юных натуралистов 
 
 
 
 

                                    Кружок «Юный эколог» 
 
 

« Зелёная зона 11 микрорайона» 
 
 

Автор работы:

Баруздина Наталия

11 «Б»  класс

Руководитель:

Глотова Т.Б.,

 методист  высшей категории

Научный консультант:

К.б.н.Малафеева  Е.Ф.  
 

                                                  Арзамас

2009 г. 
 

Содержание 

Введение                                                                                                      3

Глава 1. Историческая справка………………………………………….7                                                      Глава 2. Исследование уровня антропогенного влияния                   на территорию  зеленой зоны 11-го  микрорайона…...……………………8

Глава 3. Определение  состояния атмосферного воздуха на территории зеленой зоны 11-го  микрорайона ………………………………………11

3.1. Методы исследования……………………………………………….11

3.2. Результаты  исследования и их обсуждение ………………………14

Глава 4.  Природоохранные  мероприятия………………………………16                                                                                                        

Выводы…...………………………………………………………………..17                                                                                            

Литература………………………………………………………………...19                                                                                             

Приложение……………………………………………………………….20                                                                                             
 
 
 
 

                                            
 
 
 
 

Введение

     Технический прогресс неразрывно связан с все  большим вторжением человека в живую  природу. В результате этого перед  человечеством возник целый ряд проблем: истощение природных ресурсов, загрязнение бытовыми и промышленными отходами, исчезновение многих видов живых существ – вот лишь некоторые из них.

       Ухудшение экологического состояния окружающей среды сильно сказывается на здоровье человека. В последние годы участились случаи заболевания сердца и кровеносной системы, щитовидной железы и др. органов, поэтому в наше время наиболее актуальным стал вопрос об определении уровня загрязнения той или иной среды обитания, в первую очередь воздуха, так как он оказывает непосредственное влияние на здоровье человека. Специалисты считают, что если не будут предприняты чрезвычайные меры по предотвращению экологического кризиса и ликвидации его последствий, то к концу ХХI века в России практически не останется здоровых людей.

       Управление  состоянием окружающей среды требует  контроля  ее изменений, на основании  которых можно предотвратить  ухудшение качества среды. Наиболее удобным объектом для исследования экологического состояния воздуха являются лишайники. Они не только очень чувствительны к загрязнению атмосферы, но также широко распространены.

       Лишайники обитают на самых разнообразных  субстратах, а их сбор можно осуществлять в течение всего года. К тому же лишайники представляют собой  интересный объект для исследований, так как являются симбиотическим организмом, обладающим уникальным анатомическим строением и, в связи с этим, своеобразными физиологическими процессами.

     Защита  природной среды от загрязнения  отходами производства и потребления  в городе Арзамасе на протяжении многих лет  остается острой экологической проблемой. Это  непосредственно связано с недостаточным уровнем экологической культуры населения.

     Несмотря  на активную работу ООО «ДЭП» по уборке городских улиц, четкую организацию  еженедельной санитарной уборки закрепленных территорий промышленными и торговыми предприятиями, образовательными учреждениями, в городе есть еще уголки, где возникают стихийные свалки.

      Станция юных натуралистов как образовательное  учреждение обладает достаточным опытом в организации исследовательской и практической природоохранной деятельности учащихся. Ежегодно департаментом образования администрации г. Арзамаса, МОУ ДОД станцией юных натуралистов проводятся экологические акции «Марш парков», «День защиты окружающей среды».

Социально-экономическая  проблема: 

      В течение нескольких десятилетий  у этой территории нет хозяина. Зелёная  зона 11микрорайна практически перестает  выполнять свои функции и превращается в обычное место отдыха горожан  со всеми вытекающими отсюда последствиями отсутствия у современного поколения настоящей культуры отдыха. Территория  загрязняется бытовыми отходами (в основном пластиковыми пакетами, бутылками, стаканами), дендрофлора значительно пострадала от отсутствия должного ухода на протяжении многих лет.

     Сейчас  территория приводится в порядок  благодаря проведению городских  акций и  уборки МОУ СОШ№14. Но без помощи тех, кто неравнодушен к живой природе, не обойтись. Школьники  неравнодушны к его судьбе и хотят  сохранить этот уголок  природы  для потомков, прилагая к этому определенные усилия. 

Цель  : исследование экологического состояния зеленой зоны и приобщение школьников к природоохранной практической деятельности.

Задачи:

  • определить состояние атмосферного  воздуха на территории зелёной зоны 11 микрорайона;
  • исследовать уровень антропогенного влияния на территорию зелёной зоны 11 микрорайона;
  • оказать реальную помощь особо охраняемым природным территориям через организацию и проведение  экологических акций;
  • привлечь внимания школьников к экологическим проблемам города.

Актуальность:

    рекомендации, предложенные нами  могут в какой-то мере решить экологические проблемы нашего города, особенно в тесном сотрудничестве с КУМами, отделом экологии, образовательными учреждениями города, Дружиной охраны природы АГПИ 

Гипотеза:

1. атропогенная нагрузка влияет на экологическое состояние зеленой зоны  11-го микрорайона 

Предмет исследования:

загрязнение атмосферного воздуха зеленой  зоны 11-го микрорайона

   в результате  жизнедеятельности  человека

Объект  исследования:

зеленая  зона 11-го микрорайона 

Глава 1. Историческая справка

       11 микрорайон был заложен в год  взрыва на станции Арзамас–1 в  1988 году на юго-востоке от центральной  части города между городом  и посадками лесхоза, которые  в настоящее время и называются зеленая зона 11 микрорайона. Посадки разбиты на квадраты, засаженные местными породами деревьев и кустарников с хорошо оформленными аллеями из сосны обыкновенной, тополя бальзамического, ели обыкновенной, липы сердцелистной. Каждый квадрат засажен преимущественно одной породой деревьев. С северной и восточной частей зону окружают сады, с южной – строющийся новый микрорайон "Сосновый", представленный в основном частными застройками и трехэтажными кооперативными домами. С северо-западной части проходит дорога с интенсивным транспортным движением. Зеленая зона – место отдыха горожан и занятий физкультурой учеников школы №14, которые взяли над ним шефство: проводят уборки бытового мусора, вырезают обломанные ветви деревьев и кустарников. Недалеко от неё с северной стороны расположены 2 крупных завода г. Арзамаса – приборостроительный и машиностроительный.  

Глава 2.  Исследование уровня  антропогенного влияния на территорию

зелёной зоны 11 микрорайона 

Цель  исследования: определить общий уровень и  характер антропогенной нагрузки  в зелёной зоне 11микрорайона.

Методы  исследования: маршрутный метод учета объектов антропогенного воздействия (измеряемых объектов, вытоптанной территории, кострищ).

Время исследования:       сентябрь 2009 г.

  Зелёная зона 11 микрорайона в настоящее время превратилась в часть парка отдыха, где население близлежащих домов  выгуливает собак, гуляет с детьми, молодежь по вечерам шумными компаниями устраивается в разных его уголках на «посиделки» и  остается большое количество мусора.

     При прохождении маршрута, который пролегал в разных кварталах зелёной зоны 11микрорайна, провели учет бытового мусора, кострищ, вытоптанной территории. Длина маршрута составила 1,5 км, ширина учетной полосы – 15 м. В результате исследований получили следующие данные ( см.Приложение 1)

    Учет  вытоптанной территории

     Для этой цели подсчитали число троп и  мест стоянок с вытоптанной растительностью, определили их суммарную площадь  и % от исследованной территории. Общая  исследованная площадь составила 22 500 кв. м, площадь вытоптанной территории – 3210 кв. м, что составило 10  % от общей площади.  

    Учет  кострищ

     Подсчет проведен на одном из участков маршрута на площади 200 кв. м. Были обнаружены 23 кострища, два из них диаметром 0,5 м и  площадью 0.3 кв. м, 1 кострище – диаметром в 1 м и площадью в 0,85 кв. м., 20 кострищ диаметром 0,8 м и площадью 9,5 кв.м. Суммарная площадь кострищ - 10,55 кв. м,  что составило около 0.5 % от обследованной территории.

         Таблица 2

                                           Учёт поврежденных  деревьев

       Время исследования:   сентябрь  2009 г. (после урагана)                       

    № п/п
    Характер  антропогенного воздействия
    Количество
    1
    Срубленные  деревья
    21
    2
    Деревья с механическими  повреждениями
    18
    3
    Деревья, поврежденные огнем
    8
 

    Глава 3.  Определение состояния атмосферного воздуха на территории

      зелёной зоны 11 микрорайона 

Цель  исследования: определить общее состояние атмосферного воздуха

  1. изучить литературу, содержащую сведения о лишайниках и лихеноиндикации;
  2. провести исследование вышеуказанной территории;
  3. описать лишайниковые синузии;
  4. собрать коллекцию лишайников;
  5. определить виды, найденные на исследуемой территории;
  6. сделать математические расчеты индекса полеотерантности;
  7. на основании полученных результатов сделать выводы об экологическом состоянии воздуха на исследуемой территории.
 

3.1. Методы исследования

      Управление состоянием окружающей  среды требует контроля  ее  изменений, на основании которых  можно предотвратить ухудшение  качества среды, воздуха. Это  можно сделать, используя биоиндикаторы, одними из которых   являются лишайники. Они не только очень чувствительны, но и наиболее удобный объект для исследования экологического состояния загрязнения атмосферы.   Лишайники также широко распространены, обитают на самых разнообразных субстратах, а их сбор можно осуществлять в течение всего года. К тому же лишайники представляют собой интересный объект для исследований, так как являются симбиотическим организмом, обладающим уникальным анатомическим строением и, в связи с этим, своеобразными физиологическими процессами.

     Методы  расчета загрязненности атмосферы  по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях: Чем  сильнее загрязнен воздух, тем  меньше встречается в нем видов  лишайников. Чем сильнее загрязнен  воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев. Самое главное свойство лишайников, применяемое в лихеноиндикации – последовательность вымирания разных видов лишайников при увеличении загрязнения атмосферного воздуха ядовитыми веществами. Так первыми покидают загрязненные места кустистые формы, потом листоватые, и последними – накипные лишайники. На основании этого свойства выделяют по разным методикам 3 -6 зон загрязненности (прил.1, табл.1 и 3).

     Основные  причины, обуславливающие малую  устойчивость лишайников и их группировок к атмосферному загрязнению следующие:

Информация о работе Исследование Зеленой зоны 11 микрорайона г.Арзамаса