Государственное регулирование угольной промышленности Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 20:19, реферат

Описание работы

Дальнейшее развитие углеводородного сектора, привлечение иностранных и местных инвесторов нужно напрямую увязывать с диверсификацией экономики и через эту призму решать важнейшие задачи по созданию новых перспективных производств.

Содержание

Введение


Глава 1: Социально-экономическое развитие

1.Прогнозная потребность в энергетических углях на рынках сбыта
2.Технические возможности развития добычи угля
3.Баланс потребности и ресурсов казахстанских энергетических углей
4.Инвестиции на развитие угледобывающих предприятий


Глава 2: Государственное регулирование угольной промышленности Казахстана

2.1. Экибастузский уголь

2.Оборудование
3.Продукция
4.Качество
5.Экология


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

окончательно!!!!!!!.doc

— 780.00 Кб (Скачать)

Строительство новых и техническое перевооружение действующих угледобывающих предприятий потребует увеличение численности трудящихся к 2020 году на 10 тыс. человек.

Глава 2. Государственное  регулирование угольной промышленности Казахстана

  Казахстан занимает 8-е место в мире по подтвержденным запасам угля всех видов, которые оцениваются в 150-160 млрд тонн (4% от общемирового объема), 62% из них приходится на бурые угли, а 38% - на каменные. На сегодняшний день в Казахстане работают 33 угледобывающие компании. Наиболее крупные из них: ТОО "Богатырь Аксесс Комир" (БАК), разрез "Восточный" и "Шубарколь Комир" ОАО "Евроазиатская энергетическая корпорация", ЗАО "Майкубен Вест", угольный департамент ОАО "Испат-Кармет", угольный департамент "Борлы" корпорации "Казахмыс". На их долю приходится практически 88% добычи угля в республике. Почти все угледобывающие предприятия в Казахстане, за исключением ТОО "Богатырь Аксесс Комир", являются структурными подразделениями крупных энергетических или металлургических компаний. Наибольший объем добычи угля приходится на Карагандинскую и Павлодарскую области. Уголь в основном добывается открытым способом, потому что поддерживать добычу закрытым (подземным) способом невыгодно. Сейчас подземным способом работает только угольный департамент "Испат-Кармет" и некоторые мелкие предприятия. За 9 месяцев нынешнего года подземным способом добыто 8 млн, а открытым - 49 млн тонн угля.

  Учитывая, что республика имеет колоссальные запасы угля, да и реальные мощности угледобывающих предприятий достаточно большие, казахстанским угольщикам по силам удовлетворить потребности внутреннего рынка и, более того, стать сильными игроками на внешнем. Практически весь уголь, используемый в республике, казахстанский, лишь 200 тыс. тонн импортируется из России (для ферросплавного производства Казахстана), так как в некоторые приграничные районы дешевле привезти российский уголь, нежели казахстанский. В целом емкость внутреннего рынка составляет 60 млн тонн в год, но потребности казахстанского рынка в угле в последние годы постоянно возрастают.

Поставки  экибастузского угля для теплоэлектростанций  Казахстана увеличатся к 2010-2015 годам  до 39-40 млн тонн с 22,5 млн тонн в 2000 году.

  "Хотя угольная промышленность в нашей стране и не объявлена приоритетной, но от ее развития и устойчивого функционирования зависит экономическое развитие других приоритетных отраслей Казахстана", - считает Николай Радостовец, президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана.

  Однако никаких шагов в этом направлении не делается.

  Государство в основном не вмешивается в дела угольной отрасли: нет никаких субсидий и преференций. Но государство могло бы помогать развиваться угольным предприятиям, снижая налоговое бремя. В России, например, существуют небольшие дотации. Правда, сейчас там идет реструктуризация угольной отрасли - нерентабельные шахты закрываются либо приватизируются, и я думаю, что после того, как она будет закончена, будут прекращены и дотации. Розничный рынок угля никак не регулируется. Хоть разговоры о его регулировании и ведутся. Более всего госрегулирование необходимо в перевозках. Например, сейчас при дальних перевозках железнодорожные тарифы превышают стоимость угля в 1,5-2 раза.

  В данное время себестоимость того же "богатырского" угля составляет примерно 600 тенге за тонну, а "доезжая" до потребителя, увеличивается до 3-4 тысяч. Однако ни о каких скидках "Казахстан темир жолы" (КТЖ) и не помышляет, более того, в начале октября руководство КТЖ вновь заявило о необходимости повышения тарифов. Предполагается, что эта мера должна способствовать сокращению дефицита бюджета национальной железнодорожной компании, который на сегодняшний день составляет 23 млрд тенге, что позволит ликвидировать накопленный в 90-х годах объем физического износа основных средств. Планируемое повышение тарифов - это негосударственный подход. Мы и так теряем объемы продаж. Однако казахстанские угольщики готовы наращивать объемы добычи, тем более что для этого существуют все условия, и они могли бы продавать свою продукцию на внешних рынках. Проблема лишь в том, что пока она доберется до потребителя, станет "золотой". Сейчас важно не только не повышать железнодорожные тарифы на перевозку твердого топлива, но и снизить их в целях повышения конкурентоспособности казахстанского угля.  Сколько бы мы ни спорили с Министерством экономики, что нельзя повышать тарифы на перевозку угля, они все равно умудряются высчитывать мультипликативный эффект в свою пользу. За последнее время тариф повысился примерно на 18-19%, в экспортном варианте - на 20%, хотя он и без того на 20% был выше внутреннего.

  "Сейчас нам необходимо активизировать переговорный процесс между правительствами Казахстана и России о прекращении дискриминации казахстанского угля на российском рынке. Кроме того, я считаю, что нужно урегулировать вопрос о железнодорожных тарифах так, чтобы транспортировка казахстанского угля осуществлялась по казахстанской и российской территориям на уровне, существующем в каждом из государств для отечественных производителей угля. 

2.1. Экибастузский Уголь 
 

Экибастузский угольный бассейн — расположен в Павлодарской области Республики Казахстан. Крупнейшее угольное месторождение Казахстана. Обрамление и фундамент Экибастузского угольного бассейна представлены нижнедевонскими вулканогенными образованиями. Угленосная формация нижнего (визе, намюр) и среднего карбона и подстилающие её морские осадки среднего и верхнего девона, нижнего (турне) карбона слагают брахисинклиналь, ограниченную с С.-В. и Ю.-З. крупными продольными разломами. Залегание пород на бортах брахисинклинали пологое 9-30?); на площадях, прилегающих к разломам, - крутое (до опрокинутого), осложнённое разрывами. Мощность нижнего (непродуктивного) комплекса осадочных пород около 1000 м, верхнего (продуктивного) до 1690 м.  

Низы угленосной формации (аккудукская и ашлярикская свиты) в верхних горизонтах содержат прослои углистых пород и углей. В карагандинской свите (до 600 м) и надкарагандинской свите (до 390 м), слагающих центр. часть брахисинклинали на площади 74 км2, содержится соответственно 11 и 9 угольных пластов; промышленное значение имеют три мощных сближенных пласта карагандинской свиты: нижний (3-й) 84-108 м (ср. 95 м), средний (2-й) 33-43 м (ср. 38 м), верхний (1-й) 20-25 м (ср. 22,5 м).  
 
Угольные слои мощностью до 1,5 м чередуются с прослоями песчано-глинистых и углистых пород мощностью от долей см до нескольких м. 1-й и 2-й пласты характеризуются более компактным строением.

Угольный разрез Богатырь — угледобывающее предприятие, расположенное в городе ЭкибастузеКазахстан. Входит в состав ТОО «Богатырь Аксес Комир».  Разрез «Богатырь» административно разделен на два комплекса: это Богатырский (непосредственно сам разрез «Богатырь») и Северный, созданный на основе разреза «Северный» – самого старого разреза Экибастузского каменноугольного бассейна. Сегодня на Богатырском комплексе осуществляется поэтапный перевод старой технологии добычи угля на новую, циклично-поточную, с использованием гидравлических экскаваторов, карьерных большегрузных самосвалов, конвейеров и конвейерных перегружателей. Усреднение и дозированная погрузка угля в железнодорожные составы будут производиться на усреднительно-погрузочном комплексе по поточной схеме.

На Северном комплексе уже внедрена новая автомобильно-железнодорожная технология добычи и транспортировки угля, здесь впервые в истории угледобычи началось использование на добычных работах гидравлических экскаваторов и карьерных автосамосвалов. Процесс усреднения угля выполняется на усреднительном складе, отгрузка угля со склада в железнодорожные вагоны ведется роторным экскаватором. В участках 2, 3 Северного комплекса реализуется проект по консервации добычных горизонтов с целью формирования временного внутреннего отвала.

Разрез  «Богатырь», проектной мощностью 50 млн тонн угля в год, строился девятью очередями с 1965 по 1979 годы. В 1985 году была достигнута максимальная годовая производительность — 56,8 млн тонн угля. Разрез такой большой единичной мощности был построен впервые в мире и по этому показателю в 1985 году был занесен в книгу рекордов Гиннесса. До ноября 1996 года разрез «Богатырь» входил в состав ГАО «Экибастузкомир».

В октябре 1996 года разрез был приватизирован американской компанией Ассеss Industries в результате открытого тендера, было учреждено ТОО «Богатырь Аксес Комир». Первенец Экибастузского угольного бассейна, разрез «Северный», с 1999 года также находится под управлением ТОО «Богатырь Аксес Комир».

С самого начала производственной деятельности компания занимается техническим перевооружением производства: здесь смонтирован первый в мире межуступный самоходный перегружатель, согласно инвестиционной программе введены в эксплуатацию уникальные весодозировочные комплексы, аналогов которым нет ни в ближнем, ни в дальнем зарубежье.

Горнякам  именно этого разреза выпала честь  по отгрузке миллиардной тонны угля, добытой на экибастузском месторождении  в 2000 году.

2.2. Оборудование

В качестве основного горного оборудования применяются роторные экскаваторы, производительностью от 1250 до 4500 м3/час, одноковшовые канатные и реечные экскаваторы с емкостью ковша от 2 до 15 м3, гидравлические экскаваторы с емкостью ковша от 1 до 22 м3, экскаваторы-драглайны с емкостью ковша от 4 до 13 м3. В качестве основного транспортного оборудования применяются автосамосвалы практически всех известных заводов-изготовителей, грузоподъемностью от 10 до 130 тонн, электрифицированный и не электрофицированный железнодорожный транспорт, конвейерный транспорт, производительностью до 5000 тонн/час. На вспомогательных работах применяются бульдозеры мощностью до 600 л.с, погрузчики, емкостью ковша до 13 м3. Дальнейшее увеличение производственной мощности сопряжено с внедрением на угледобывающих предприятиях самых современных технологических схем и высокопроизводительного горного, транспортного и вспомогательного оборудования. Возможность применения тех или иных технологических схем ведения добычных и вскрышных работ на разрезах, добывающих полезные ископаемые открытым способом, во многом зависит от горно-геологических условий разрабатываемого месторождения, глубины ведения горных работ, единичной мощности горнодобывающего предприятия и ряда других факторов. Наиболее полно указанным требованиям отвечают предприятия, на которых применяются поточные и циклично-поточные технологии добычи и транспорта полезного ископаемого с использованием высокопроизводительной экскавационной техники. 

2.3. Продукция

 Уголь  ТОО «Богатырь Комир», добываемый  открытым способом, предназначен  для пылевидного сжигания на тепловых электростанциях Казахстана и России, а также для коммунально-бытовых нужд.

Экибастузский уголь обладает рядом привлекательных  потребительских свойств, которые  исключают шлакование котлоагрегатов при его сжигании, смерзание в  железнодорожных вагонах в зимнее время.

Уголь энергетический марки КСН (коксовый, слабоспекающийся, низкометаморфизованный):

  • зольность на сухую массу – 36 - 47%, средняя - 42%;
  • влага на рабочее топливо – 4,5 - 7%, средняя - 5%;
  • теплота сгорания рабочего топлива – 4530 - 3600 ккал/кг, средняя – 4024 ккал/кг.

Балансовые  запасы угля по Богатырскому комплексу  разреза «Богатырь» (участки 5, 6, 9, 10) до гор.-200 м составляют 1,346 млрд. тонн.

Балансовые  запасы угля по Северному комплексу  разреза «Богатырь» (участки 1, 2, 3, 4) до гор.-200 м составляют 1,179 млрд. тонн.

С целью  обеспечения всех потребителей углем  высокого качества ТОО «Богатырь  Комир» приступил к поэтапному внедрению  новой технологии добычи и усреднения угля.

Компания  стремится максимально содействовать  успешной деятельности своих клиентов, поставляя для них качественную продукцию с высокими потребительскими свойствами.

Продвижение продукции Компании на казахстанский  и российский рынки, а также на рынки стран СНГ и расширение географии сбыта угля осуществляет Дирекция по маркетингу и продажам.

За последние  годы Дирекции удалось добиться существенных результатов. А именно, долгосрочных взаимоотношений с крупнейшими  энергосистемами Казахстана и России (Урал). Выстроены взаимоотношения  с основными партнерами по перевозке угля – ТОО «Богатырь Транс» и АО НК «Казахстан Темир Жолы».

В настоящее  время перед Дирекцией ставятся новые задачи, направленные на разработку гибкой тарифной политики, закрепления  достигнутого уровня продаж и выход  на новые рынки сбыта.

2.4. Качество

Особую  роль в развитии Компании сыграли  разработка и внедрение системы  управления качеством, которая позволила  развить и усовершенствовать  технологию, производство и систему  управления предприятия в целом, позволила поднять на более высокий  качественный уровень конкурентоспособность продукции. Сегодня на предприятии внедрены международные стандарты ISO 9001:2000 и ISO 14001.

Информация о работе Государственное регулирование угольной промышленности Казахстана