Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 20:19, реферат
Дальнейшее развитие углеводородного сектора, привлечение иностранных и местных инвесторов нужно напрямую увязывать с диверсификацией экономики и через эту призму решать важнейшие задачи по созданию новых перспективных производств.
Введение
Глава 1: Социально-экономическое развитие
1.Прогнозная потребность в энергетических углях на рынках сбыта
2.Технические возможности развития добычи угля
3.Баланс потребности и ресурсов казахстанских энергетических углей
4.Инвестиции на развитие угледобывающих предприятий
Глава 2: Государственное регулирование угольной промышленности Казахстана
2.1. Экибастузский уголь
2.Оборудование
3.Продукция
4.Качество
5.Экология
Заключение
Список использованной литературы
Строительство новых и техническое перевооружение действующих угледобывающих предприятий потребует увеличение численности трудящихся к 2020 году на 10 тыс. человек.
Глава 2. Государственное регулирование угольной промышленности Казахстана
Казахстан занимает 8-е место в мире по подтвержденным запасам угля всех видов, которые оцениваются в 150-160 млрд тонн (4% от общемирового объема), 62% из них приходится на бурые угли, а 38% - на каменные. На сегодняшний день в Казахстане работают 33 угледобывающие компании. Наиболее крупные из них: ТОО "Богатырь Аксесс Комир" (БАК), разрез "Восточный" и "Шубарколь Комир" ОАО "Евроазиатская энергетическая корпорация", ЗАО "Майкубен Вест", угольный департамент ОАО "Испат-Кармет", угольный департамент "Борлы" корпорации "Казахмыс". На их долю приходится практически 88% добычи угля в республике. Почти все угледобывающие предприятия в Казахстане, за исключением ТОО "Богатырь Аксесс Комир", являются структурными подразделениями крупных энергетических или металлургических компаний. Наибольший объем добычи угля приходится на Карагандинскую и Павлодарскую области. Уголь в основном добывается открытым способом, потому что поддерживать добычу закрытым (подземным) способом невыгодно. Сейчас подземным способом работает только угольный департамент "Испат-Кармет" и некоторые мелкие предприятия. За 9 месяцев нынешнего года подземным способом добыто 8 млн, а открытым - 49 млн тонн угля.
Учитывая, что республика имеет колоссальные запасы угля, да и реальные мощности угледобывающих предприятий достаточно большие, казахстанским угольщикам по силам удовлетворить потребности внутреннего рынка и, более того, стать сильными игроками на внешнем. Практически весь уголь, используемый в республике, казахстанский, лишь 200 тыс. тонн импортируется из России (для ферросплавного производства Казахстана), так как в некоторые приграничные районы дешевле привезти российский уголь, нежели казахстанский. В целом емкость внутреннего рынка составляет 60 млн тонн в год, но потребности казахстанского рынка в угле в последние годы постоянно возрастают.
Поставки экибастузского угля для теплоэлектростанций Казахстана увеличатся к 2010-2015 годам до 39-40 млн тонн с 22,5 млн тонн в 2000 году.
"Хотя угольная промышленность в нашей стране и не объявлена приоритетной, но от ее развития и устойчивого функционирования зависит экономическое развитие других приоритетных отраслей Казахстана", - считает Николай Радостовец, президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана.
Однако никаких шагов в этом направлении не делается.
Государство в основном не вмешивается в дела угольной отрасли: нет никаких субсидий и преференций. Но государство могло бы помогать развиваться угольным предприятиям, снижая налоговое бремя. В России, например, существуют небольшие дотации. Правда, сейчас там идет реструктуризация угольной отрасли - нерентабельные шахты закрываются либо приватизируются, и я думаю, что после того, как она будет закончена, будут прекращены и дотации. Розничный рынок угля никак не регулируется. Хоть разговоры о его регулировании и ведутся. Более всего госрегулирование необходимо в перевозках. Например, сейчас при дальних перевозках железнодорожные тарифы превышают стоимость угля в 1,5-2 раза.
В данное время себестоимость того же "богатырского" угля составляет примерно 600 тенге за тонну, а "доезжая" до потребителя, увеличивается до 3-4 тысяч. Однако ни о каких скидках "Казахстан темир жолы" (КТЖ) и не помышляет, более того, в начале октября руководство КТЖ вновь заявило о необходимости повышения тарифов. Предполагается, что эта мера должна способствовать сокращению дефицита бюджета национальной железнодорожной компании, который на сегодняшний день составляет 23 млрд тенге, что позволит ликвидировать накопленный в 90-х годах объем физического износа основных средств. Планируемое повышение тарифов - это негосударственный подход. Мы и так теряем объемы продаж. Однако казахстанские угольщики готовы наращивать объемы добычи, тем более что для этого существуют все условия, и они могли бы продавать свою продукцию на внешних рынках. Проблема лишь в том, что пока она доберется до потребителя, станет "золотой". Сейчас важно не только не повышать железнодорожные тарифы на перевозку твердого топлива, но и снизить их в целях повышения конкурентоспособности казахстанского угля. Сколько бы мы ни спорили с Министерством экономики, что нельзя повышать тарифы на перевозку угля, они все равно умудряются высчитывать мультипликативный эффект в свою пользу. За последнее время тариф повысился примерно на 18-19%, в экспортном варианте - на 20%, хотя он и без того на 20% был выше внутреннего.
"Сейчас
нам необходимо активизировать переговорный
процесс между правительствами Казахстана
и России о прекращении дискриминации
казахстанского угля на российском рынке.
Кроме того, я считаю, что нужно урегулировать
вопрос о железнодорожных тарифах так,
чтобы транспортировка казахстанского
угля осуществлялась по казахстанской
и российской территориям на уровне, существующем
в каждом из государств для отечественных
производителей угля.
2.1.
Экибастузский Уголь
Экибастузский
угольный бассейн — расположен в Павлодарской области Республики Казахстан. Крупнейшее угольное месторождение Казахстана. Обрамление
и фундамент Экибастузского угольного
бассейна представлены нижнедевонскими
вулканогенными образованиями. Угленосная
формация нижнего (визе, намюр) и среднего
карбона и подстилающие её морские осадки
среднего и верхнего девона, нижнего (турне)
карбона слагают брахисинклиналь, ограниченную
с С.-В. и Ю.-З. крупными продольными разломами.
Залегание пород на бортах брахисинклинали
пологое 9-30?); на площадях, прилегающих
к разломам, - крутое (до опрокинутого),
осложнённое разрывами. Мощность нижнего
(непродуктивного) комплекса осадочных
пород около 1000 м, верхнего (продуктивного)
до 1690 м.
Низы угленосной
формации (аккудукская и ашлярикская свиты)
в верхних горизонтах содержат прослои
углистых пород и углей. В карагандинской
свите (до 600 м) и надкарагандинской свите
(до 390 м), слагающих центр. часть брахисинклинали
на площади 74 км2, содержится соответственно
11 и 9 угольных пластов; промышленное значение
имеют три мощных сближенных пласта карагандинской
свиты: нижний (3-й) 84-108 м (ср. 95 м), средний
(2-й) 33-43 м (ср. 38 м), верхний (1-й) 20-25 м (ср. 22,5
м).
Угольные слои мощностью до 1,5 м чередуются
с прослоями песчано-глинистых и углистых
пород мощностью от долей см до нескольких
м. 1-й и 2-й пласты характеризуются более
компактным строением.
Угольный разрез Богатырь — угледобывающее предприятие, расположенное в городе Экибастузе, Казахстан. Входит в состав ТОО «Богатырь Аксес Комир». Разрез «Богатырь» административно разделен на два комплекса: это Богатырский (непосредственно сам разрез «Богатырь») и Северный, созданный на основе разреза «Северный» – самого старого разреза Экибастузского каменноугольного бассейна. Сегодня на Богатырском комплексе осуществляется поэтапный перевод старой технологии добычи угля на новую, циклично-поточную, с использованием гидравлических экскаваторов, карьерных большегрузных самосвалов, конвейеров и конвейерных перегружателей. Усреднение и дозированная погрузка угля в железнодорожные составы будут производиться на усреднительно-погрузочном комплексе по поточной схеме.
На Северном комплексе уже внедрена новая автомобильно-железнодорожная технология добычи и транспортировки угля, здесь впервые в истории угледобычи началось использование на добычных работах гидравлических экскаваторов и карьерных автосамосвалов. Процесс усреднения угля выполняется на усреднительном складе, отгрузка угля со склада в железнодорожные вагоны ведется роторным экскаватором. В участках 2, 3 Северного комплекса реализуется проект по консервации добычных горизонтов с целью формирования временного внутреннего отвала.
Разрез «Богатырь», проектной мощностью 50 млн тонн угля в год, строился девятью очередями с 1965 по 1979 годы. В 1985 году была достигнута максимальная годовая производительность — 56,8 млн тонн угля. Разрез такой большой единичной мощности был построен впервые в мире и по этому показателю в 1985 году был занесен в книгу рекордов Гиннесса. До ноября 1996 года разрез «Богатырь» входил в состав ГАО «Экибастузкомир».
В октябре 1996 года разрез был приватизирован американской компанией Ассеss Industries в результате открытого тендера, было учреждено ТОО «Богатырь Аксес Комир». Первенец Экибастузского угольного бассейна, разрез «Северный», с 1999 года также находится под управлением ТОО «Богатырь Аксес Комир».
С самого начала производственной деятельности компания занимается техническим перевооружением производства: здесь смонтирован первый в мире межуступный самоходный перегружатель, согласно инвестиционной программе введены в эксплуатацию уникальные весодозировочные комплексы, аналогов которым нет ни в ближнем, ни в дальнем зарубежье.
Горнякам именно этого разреза выпала честь по отгрузке миллиардной тонны угля, добытой на экибастузском месторождении в 2000 году.
2.2. Оборудование
В качестве
основного горного оборудования
применяются роторные экскаваторы,
производительностью от 1250 до 4500 м3/час,
одноковшовые канатные и реечные экскаваторы
с емкостью ковша от 2 до 15 м3, гидравлические
экскаваторы с емкостью ковша от 1 до 22
м3, экскаваторы-драглайны с емкостью
ковша от 4 до 13 м3. В качестве основного
транспортного оборудования применяются
автосамосвалы
практически
всех известных заводов-изготовителей,
грузоподъемностью от 10 до 130 тонн, электрифицированный
и не электрофицированный железнодорожный
транспорт, конвейерный транспорт, производительностью
до 5000 тонн/час. На вспомогательных работах
применяются бульдозеры мощностью до
600 л.с,
погрузчики, емкостью
ковша до 13 м3. Дальнейшее увеличение
производственной мощности сопряжено
с внедрением на угледобывающих предприятиях
самых современных технологических схем
и высокопроизводительного горного, транспортного
и вспомогательного оборудования. Возможность
применения тех или иных технологических
схем ведения добычных и вскрышных работ
на разрезах, добывающих полезные ископаемые
открытым способом, во многом зависит
от горно-геологических
условий разрабатываемого
месторождения, глубины ведения горных
работ, единичной мощности горнодобывающего
предприятия и ряда других факторов. Наиболее
полно указанным требованиям отвечают
предприятия, на которых применяются поточные
и циклично-поточные технологии добычи
и транспорта полезного ископаемого с
использованием высокопроизводительной
экскавационной техники.
2.3. Продукция
Уголь ТОО «Богатырь Комир», добываемый открытым способом, предназначен для пылевидного сжигания на тепловых электростанциях Казахстана и России, а также для коммунально-бытовых нужд.
Экибастузский уголь обладает рядом привлекательных потребительских свойств, которые исключают шлакование котлоагрегатов при его сжигании, смерзание в железнодорожных вагонах в зимнее время.
Уголь энергетический марки КСН (коксовый, слабоспекающийся, низкометаморфизованный):
Балансовые запасы угля по Богатырскому комплексу разреза «Богатырь» (участки 5, 6, 9, 10) до гор.-200 м составляют 1,346 млрд. тонн.
Балансовые запасы угля по Северному комплексу разреза «Богатырь» (участки 1, 2, 3, 4) до гор.-200 м составляют 1,179 млрд. тонн.
С целью обеспечения всех потребителей углем высокого качества ТОО «Богатырь Комир» приступил к поэтапному внедрению новой технологии добычи и усреднения угля.
Компания
стремится максимально
Продвижение продукции Компании на казахстанский и российский рынки, а также на рынки стран СНГ и расширение географии сбыта угля осуществляет Дирекция по маркетингу и продажам.
За последние годы Дирекции удалось добиться существенных результатов. А именно, долгосрочных взаимоотношений с крупнейшими энергосистемами Казахстана и России (Урал). Выстроены взаимоотношения с основными партнерами по перевозке угля – ТОО «Богатырь Транс» и АО НК «Казахстан Темир Жолы».
В настоящее время перед Дирекцией ставятся новые задачи, направленные на разработку гибкой тарифной политики, закрепления достигнутого уровня продаж и выход на новые рынки сбыта.
2.4. Качество
Особую роль в развитии Компании сыграли разработка и внедрение системы управления качеством, которая позволила развить и усовершенствовать технологию, производство и систему управления предприятия в целом, позволила поднять на более высокий качественный уровень конкурентоспособность продукции. Сегодня на предприятии внедрены международные стандарты ISO 9001:2000 и ISO 14001.
Информация о работе Государственное регулирование угольной промышленности Казахстана