Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:03, контрольная работа
Под экологической политикой или экополитикой мы понимаем определенный сегмент политики, характеризующийся совокупностью предпринимаемых мер, действий в отношениях «человек - природа», который осуществляется при взаимодействии акторов (политических, экономических и т.д.) на основании экологического законодательства различного уровня и теоретических моделей экологического толка.
Целью данной работы является анализ инструментов экологической политики и их характеристика.
Введение 3
1. Государственная экологическая политика 4
2. Система инструментов экологической политики 13
3. Критерии оценки инструментов экологической политики 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25
подобных проблем.
В практике природоохранной деятельности получили широкое распространение представления о необязательности экологоправовых предписаний, о нецелесообразности применения экологических санкций в интересах сохранения экономической стабильности или под иными предлогами, что позволяет констатировать экологический нигилизм работников правоохранительных и природоохранных органов. Особого внимания заслуживает проблема усиления и комплексного нормативного, организационно-технического, экономического, идеологического обеспечения неотвратимости юридической ответственности за экологические
правонарушения. Необходима активизация исковой работы органов государственного экологического контроля и прокурорского надзора, а также повышение исполнимости постановлений о наложении штрафов и судебных решений по экологическим делам.
Необходима координация деятельности контролирующих и правоохранительных органов в сфере контроля и надзора за соблюдением
законодательства об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов.
Так же, как и в системном отношении, экологическое законодательство в секторальном срезе имеет много актуальных направлений развития. Так, несомненно, приоритетными являются задачи сохранения существующих и создания новых особо охраняемых природных территорий, совершенствования их правового режима и социально-экономических условий функционирования. Смежной с этим задачей является правовое регулирование экологического туризма, развитие которого активно начинается в отсутствие адекватной правовой основы. Постоянно актуальной остаётся тема сохранения биоразнообразия. Требует решения, в том числе и правовыми средствами, социально важная проблема обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического качества питьевой воды. Внутриполитическое и международное значение имеет обеспечение безопасности ведущейся деятельности по переработке ввозимого отработанного ядерного топлива. Особо острыми являются проблемы обеспечения, в том числе и правового, экологической безопасности автотранспорта и обращения с отходами.
Активизация освоения природных ресурсов Арктики должна происходить с учётом природно-климатических особенностей региона, включая необходимую адаптацию действующей общей нормативно-правовой базы к экологическим аспектам хозяйственной деятельности на соответствующих территориях.
Правовая политика в сфере регулирования экологических отношений должна быть нацелена на поддержание функциональности законодательства, его способности решать поставленные задачи. В этом смысле, постоянным приоритетом экологического законотворчества является правовое обеспечение предупреждения, минимизации и компенсации вреда, причиняемого окружающей природной среде и здоровью населения. Создание новой и совершенствование существующей нормативно-правовой базы обусловлено также необходимостью эколого-правового сопровождения стратегических направлений развития страны и приоритетных национальных проектов, реализация которых не должна происходить за счёт уменьшения требований по охране окружающей среды.
Актуальные задачи экологического правотворчества связаны также с обеспечением выполнения официальных государственных стратегий, концепций, планов, программ, имеющих комплексный либо отраслевой характер (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года и др.). Развитие и совершенствование экологического законодательства может рассматриваться в аспекте «точечного» восполнения его конкретными нормативными правовыми актами, отсутствие которых снижает эффективность охраны окружающей среды по ряду направлений. С этой позиции, бесспорно актуально принятие федеральных законов о плате за негативное воздействие на окружающую среду, об охране почв, о страховании гражданской ответственности за причинение экологического вреда, об экологическом аудите, о растительном мире вне лесов, об экологически неблагополучных территориях. Может быть целесообразным принятие законов о питьевой воде, об обращении с радиоактивными отходами и некоторых других. В свете международных аспектов государственной экологической политики развитие законодательства включает диктуемое национальными интересами адекватное участие в международных соглашениях и своевременную имплементацию норм международного права окружающей среды. Критерием социальной приемлемости экологического законодательства является его способность к эффективной охране общественных и индивидуальных интересов в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Гармонизация государственных, общественных, индивидуальных и предпринимательских интересов может стать связующей идеей и совместной
целью государства и гражданского общества в сфере экологической политики и права.
2.
Система инструментов
экологической политики
Предметом анализа в данной главе являются основные инструменты экологической политики (ИЭП), формирующие внешнюю среду функционирования предприятия. Эти инструменты в существенной мере определяют характер отношения предприятий и организаций к охране окружающей среды (ООС), ресурсосбережению и экологической безопасности процессов производства и потребления производимой ими продукции (оказываемых услуг). Следовательно, с учетом роли и места предприятий в современной экономике, ИЭП во многом детерминируют эффективность решения экологических проблем, минимизацию свойственных современному производству экологических рисков, качество окружающей природной среды (ОПС) для нынешних и будущих поколений людей.
Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования:
1. Рыночно ориентированные инструменты:
2. Финансово-кредитные инструменты:
Административно-
Совокупность экономических инструментов природопользования и охраны окружающей среды с учетом опыта многих стран в качестве наиболее активно применяемых включает:
Конкретный состав этих инструментов имеет свои особенности в различных странах и определяется ими самостоятельно с учетом целевых ориентиров общенациональной экологической политики, методов управления, применяемых в экономике в целом, текущих и перспективных приоритетных социально-экономических проблем и т.д. Вместе с тем большинством стран выдерживаются общие подходы, выработанные и согласованные на международных конференциях по охране окружающей среды в международных договорах, конвенциях, в ходе обобщения практического опыта решения глобальных экологических проблем. К числу общих черт относится применение экономических механизмов экологического регулирования во взаимосвязи с административно-контрольными. Вместе с тем вопрос о соотношении этих основных подходов и соответствующих инструментов является одним из центральных, от решения которого во многом зависят эффективность и результативность мер по реализации экологической политики и реальному улучшению экологической ситуации.
Основные преимущества и вместе с тем слабые моменты эмиссионных платежей как ведущего элемента экономического механизма охраны окружающей среды следующие:
Преимущества:
Недостатки и слабости:
В современный период «доводка» инструментов экологического управления осуществляется с учетом их сильных и слабых сторон. Для многих стран при этом характерны следующие тенденции.
Переход
от механического противопоставления
административно-контрольных и экономических
инструментов управления к их совместному
применению с учетом того, что природа
многих из них двойственна (например, штрафных
санкций за сверхнормативное загрязнение
среды, являющихся по сути административными
инструментами, но обосновываемых с эколого-экономических
позиций, с учетом экономического ущерба,
наносимого несанкционированной хозяйственной
деятельностью окружающей среде). Далее,
применение любых управленческих рычагов
требует их «прописывания» в законе и
контроля за соблюдением со стороны государства.
Они предполагают существование властных
структур (бюрократии) для введения их
в действие и в то же время изменяют стимулы,
проистекающие от них и воздействующие
на рыночное поведение хозяйствующих
субъектов, хотя и различными способами.
Иными словами, и административные и экономические
инструменты не «запускаются» автоматически,
требуя соответствующей институциональной,
политической, культурно-образовательной
и т.п. среды.