Города Казахстана в их сегодняшнем виде были созданы и обустроены, в основном, за годы Советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:04, реферат

Описание работы

Советский Союз развивался по единому плану, города создавались на условиях социального равенства и социальной защиты граждан при распределении жилья и при отсутствии частной собственности на него, без рыночной экономики, без конкуренции.
После известного крушения социалистической системы и развала СССР в Казахстане была введена частная собственность на жилье, на средства производства, рыночная экономика, что привело к изменениям в политике, экономике и резкому расслоению общества по доходам.

Работа содержит 1 файл

Ekologia (2).doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Объем промышленного  производства на душу населения превышает  среднереспубликанский уровень  в малых городах - центрах добычи нефти, газа и металлических руд (Аксай, Аксу, Каражал, Хромтау, Зыряновск, Кульсары). Малые города - многолетние промышленные центры добычи и переработки металлических руд - имеют устойчивые объемы промышленного производства и рынки сбыта, высокие доходы населения (Хромтау, Зыряновск, Каражал).

Наименьшие объемы промышленного производства на душу населения имеют города - центры сельскохозяйственных районов (Сарканд, Уштобе, Жаркент, Есик, Степняк и другие).

Развитие малых  городов, расположенных в местах добычи полезных ископаемых, происходит в зависимости от стадии жизненного цикла месторождений, востребованности и уровня спроса на продукцию.

Малые города, находящиеся  в районах освоения новых нефтяных и газовых месторождений на западе Казахстана (Аксай, Жанаозен, Кульсары, Кандыагаш), имеют наиболее высокие  темпы роста промышленного производства, большие объемы инвестиций и высокие доходы населения.

В то же время  имеется ряд малых городов  добывающего профиля, положение  которых значительно ухудшилось вследствие спада производства из-за истощения запасов полезных ископаемых, снижения спроса на продукцию. К ним относятся: г. Аркалык (истощение запасов бокситов), г. Текели (низкое содержание цветных металлов в руде), г. Житикара (снижение спроса на асбест), г. Абай (закрытие нерентабельных угольных шахт).

Предприятия обрабатывающей промышленности в малых городах простаивают или частично загружены из-за низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции, отсутствия спроса, удаленности рынков сбыта и высоких тарифов на транспортировку. Их положение усугубляется физически и морально устаревшим оборудованием, потерей квалифицированных кадров в результате миграции.

Среди малых  городов выделяется группа городов, в которых свернуто или сведено  до минимума промышленное производство - Степняк, Державинск, Каркаралинск, Темир, Казалинск, Жанатас, Каратау.

Развитию малого бизнеса в городах с депрессивной экономикой препятствуют низкий производственный и потребительский спрос, недоступность финансово-кредитных ресурсов, обусловленная отсутствием у предпринимателей ликвидного залогового имущества.  

Производственная  и социальная инфраструктура

По транспортному  расположению малые города можно  разделить на две группы: города, находящиеся вдоль железнодорожных  линий (51 город), города, находящиеся  в отдаленности от железных дорог (9 городов).

Кроме того, ряд  малых городов являются промышленно-транспортными центрами - Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягоз, Шу, Арыс, Казалинск.

Из 60 малых городов  страны вдоль автомобильных дорог  международного значения находятся 7 городов, республиканского значения - 26, местного значения - 27.

Неудовлетворительное состояние производственной инфраструктуры является одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие малых городов. Особенно остро стоит проблема транспортной удаленности и плохого состояния автомобильных дорог.

Низкий технический  уровень автомобильных дорог, аварийность отдельных мостов приводит к снижению скоростных возможностей транспорта, увеличению транспортной составляющей в стоимости товаров и услуг, потерям при транспортировке сельскохозяйственной продукции.

Удаленность от крупных рынков сбыта, городских агломераций, транспортная тупиковость затрудняют развитие таких городов как Державинск (390 км от областного центра), Аркалык (590 км), Каркаралинск (250 км) и др. Они связаны с областными центрами автомобильными дорогами, требующими значительных реабилитационных работ.

Малые города республики имеют различный уровень обеспеченности водой для нужд промышленных предприятий  и населения, проживающего на их территории. По данным акиматов 95 % населения г. Степняка, 65 % г. Шу, 28 % г. Аркалыка, 32 % г. Аральска, 35 % г. Каркаралинска не имеют доступа к качественной питьевой воде. Жители этих городов пользуются водой из открытых водоемов, привозной водой.

Важнейшей проблемой  малых городов является вопрос содержания объектов жизнеобеспечения (котельные, тепловые, канализационные и водопроводные сети, электроснабжение, жилой фонд и объекты социально-культурного назначения).

Износ водопроводных  и канализационных сетей является предельным. В подавляющем большинстве  малых городов водопроводные  и канализационные системы, очистные сооружения пришли в негодность и являются источниками загрязнения окружающей среды, заболеваемости населения.

Коммунальные  предприятия малых городов в  основном являются убыточными. Малым  городам ежегодно требуются значительные дотации из бюджетов для покупки мазута, угля, газа для проведения отопительного сезона.

В малых городах  имеется большой процент ветхого  и брошенного гражданами жилья. Так, в г. Житикаре процент брошенного жилья составляет 16 %, в г. Абае и  г. Аркалыке пустуют более чем по 2000 квартир.

Социальная инфраструктура малых городов при оптимизации  этой сферы сократилась, однако обеспеченность населения школами, больницами, медицинским  персоналом приближена к среднеобластным  показателям. Во всех малых городах  функционируют учреждения культуры, спорта.

Вместе с тем  из-за недостаточности финансовых средств  затрудняются их содержание, капитальный  ремонт, обновление оборудования.

В малых городах  южных регионов в связи с ростом населения и прибытием оралманов  возникает необходимость строительства новых общеобразовательных школ, медицинских учреждений. Ощущается нехватка врачей, учителей, социальных работников.

Генеральные планы  развития малых городов были разработаны  в 70-80-е годы и практически исчерпали  себя.  

Экологическая ситуация

Экологическими  последствиями промышленного развития малых городов являются загрязнение  атмосферного воздуха, химическое заражение  почв, поверхностных пресных вод  и рыбных запасов в водоемах, повышение  уровня заболеваемости населения.

Источниками экологического неблагополучия являются:

скопления зольных  отвалов, стихийные свалки и отсутствие общегородских очистных сооружений;

плохое состояние  канализационных сетей и полей  фильтрации, расположенных вблизи городов;

большие объемы отвалов и хвостохранилищ горнодобывающих предприятий;

выбросы загрязняющих веществ от многочисленных небольших  котельных, работающих на твердом топливе.   

Основные  проблемы и факторы, сдерживающие  развитие малых городов

Анализ экономики  и социальной сферы малых городов  позволил выделить присущие им основные проблемы. К ним относятся:

отсутствие эффективных  стратегий и программ развития малых  городов;

отсутствие средств  на развитие, зависимость от вышестоящих  бюджетов;

низкий уровень  и качество жизни;

высокий уровень  безработицы;

высокая зависимость  от градообразующих предприятий;

высокий процент  износа объектов производственной и  транспортной инфраструктуры;

недостаток квалифицированных  рабочих и специалистов во всех отраслях экономики;

неудовлетворительное  состояние транспортных коммуникаций в сочетании с большой удаленностью многих городов от областных центров;

экологические проблемы.   
 

Общие направления

В данной программе  определяется основная стратегия развития малых городов страны, выделяются сферы, финансирование которых должно осуществляться из республиканского и областных бюджетов. Конкретные меры по развитию каждого города должны предусматриваться в региональных программах развития малых городов, разрабатываемых в соответствии с типологией, определенной в разделе 3.  

Основными направлениями развития малых городов  являются:

совершенствование структуры экономики путем диверсификации и создания оптимального сочетания  предприятий различной величины и отраслевой принадлежности;

расширение состава  функциональной специализации городов;

освоение имеющихся  вблизи малых городов минерально-сырьевых ресурсов;

территориальная организация социальной инфраструктуры для повышения доступности населению  основных видов услуг;

воспроизводство населения и кадрового потенциала;

территориальная организация инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Основные направления  развития малых городов определены с учетом их минерально-сырьевого, производственного  и трудового потенциала, благоприятного географического положения.     
 

Воспроизводство кадрового потенциала

Предусматривается осуществление следующих мер:

регулирование миграции населения из неперспективных  сел в малые города, имеющие  перспективы экономического роста;

широкое информирование населения о потребности малых  городов в кадрах, создание единой информационной сети о спросе и предложении на рабочую силу;

открытие новых  и материально-техническое обновление действующих профессионально-технических  школ для подготовки рабочих по специальностям, востребованным на рынке труда малых  городов;

профессиональное  консультирование и переобучение высвобождаемых работников различных категорий;

предоставление  специалистам на льготных условиях жилья  из государственного жилищного фонда  или участков под индивидуальное жилищное строительство.  

Охрана  окружающей среды

Предусматривается реализация следующих мер:

экологизация  производственных процессов в малых городах, включающая обязательное обеспечение, осуществление экологической экспертизы проектных предложений технико-технологического обновления промышленности, переход промышленных предприятий на производство экологически чистых продуктов, внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий;

проведение регулярного  экологического мониторинга окружающей среды в малых городах промышленного  направления;

ликвидация отвалов, хвостохранилищ горнодобывающих предприятий, стихийных свалок и организация типовых полигонов твердых бытовых отходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Города Казахстана в их сегодняшнем виде были созданы и обустроены, в основном, за годы Советской власти