Города Казахстана в их сегодняшнем виде были созданы и обустроены, в основном, за годы Советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:04, реферат

Описание работы

Советский Союз развивался по единому плану, города создавались на условиях социального равенства и социальной защиты граждан при распределении жилья и при отсутствии частной собственности на него, без рыночной экономики, без конкуренции.
После известного крушения социалистической системы и развала СССР в Казахстане была введена частная собственность на жилье, на средства производства, рыночная экономика, что привело к изменениям в политике, экономике и резкому расслоению общества по доходам.

Работа содержит 1 файл

Ekologia (2).doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Важными механизмами  роста малых и средних городов  являются всемерное развитие малого бизнеса, привлечение инвестиций в результате продуманной системы маркетинга и умелого проведения мероприятий по всестороннему улучшению имиджа города, широкое использование органами субъектов Федерации и местными властями налоговых льгот и других мер поддержки предприятий и направлений бизнеса, наиболее перспективных в условиях данного города.

Задача активизации  развития малых и средних городов  не требует, чтобы тысячи малых городов  и поселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство  малых и средних городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод и т.п. Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах, - их трудовые ресурсы, - несомненно, имеет важное значение и должен быть использован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно.

Малые города следует  развивать как:

местные центры, занимающие более скромное, но чрезвычайно  важное место в иерархии населенных мест и возглавляющие развитие тяготеющих сельскохозяйственных территорий с  соответствующими предприятиями обслуживания и промышленностью местного значения;

места размещения цехов, филиалов и узкоспециализированных производств крупных предприятий  больших городов, легко «вписывающихся»  в системы коммунального оборудования этих городов (не требующих специальных  ТЭЦ, промышленных водозаборов и очистных станции и т.п.). Этот весьма перспективный путь «дисперсного» размещения промышленности получил в последнее время развитие в наиболее крупных агломерациях

Он сильно облегчается  тенденцией к узкой специализации  ряда производств, позволяющей упростить и облегчить подготовку для них кадров в малых городах;

центры отдыха и туризма, что будет иметь  в будущем весьма важное значение.

К эффективным  управленческим технологиям можно  отнести: дружественные побратимские связи; членство в муниципальных союзах и ассоциациях; введение новых прогрессивных подразделений в структуре администрации; работа по повышению квалификационного уровня сотрудников администрации; уровень компьютеризации и возможность для большинства сотрудников иметь компьютер и доступ к Интернет-ресурсам; наличие в городе органов территориального общественного самоуправления (ТОС), общественных консультационных структур; внедрение в работу краткосрочных и среднесрочных комплексных плановых документов; наличие стратегии развития города; внедрение технологии мониторинга и оценки программ; сформулированная инвестиционная и информационная политики городского развития; наличие генерального плана города, правового зонирования территории и перспективного финансового плана.  

Цели Задачи Целевые аудитории
Благосостояние  жителей

Высокое качество

городской среды

Активное экономическое

развитие

Конкурентоспособность

города на рынках труда,

капиталов, идей

Хороший имидж  города

Привлекательность жизни в городе Потенциальные жители
Благоприятный инвестиционный климат Потенциальные инвесторы
Привлечение туристов Туристы, туристические  компании
Стимулирование  продаж местных производителей Потенциальные рынки сбыта
Укрепление  репутации города Вышестоящие уровни власти, соседи, зарубежные партнеры,ассоциации МО.

Перспективы развития малых городов

Малые города - ключ к природным богатствам России, которые  потенциально оцениваются в 350 трлн. $. Текущая рыночная стоимость крупнейших компаний России - 1 трлн. $. Чтобы эти богатства обрели свою рыночную стоимость, необходимо обеспечить их доступность и вовлечение в мировой хозяйственный оборот. Перспективы развития малых городов России связаны с развитием инфраструктуры.

Информационная революция и Интернет создали базу для информационного обеспечения развития. Правительство Российской Федерации значительные средства выделяет на развитие дорог.

Принципиальное  изменение ситуации в развитии малых  городов связано с развитием  распределенной энергетики на базе новых технологических решений — тепловых насосов, топливных элементов, вовлечения в топливно-энергетические балансы малых городов местных видов топлива и возобновляемых видов энергии.

Новое поколение  энерготехники по оценкам как  ведущих специалистов России, так Вашингтонского центра стратегических исследований приведет к изменению расселения в пользу малых городов. 
 
 

Малые города Казахстана

В Казахстане насчитывается 60 малых городов, к которым относятся города с численностью населения, не превышающей 50 тыс. человек.

Из них 41 малый  город является административным центром  соответствующих сельских районов, что составляет 68 % от числа малых  городов и 25 % от числа сельских районов.

19 малых городов не являются центрами сельских районов: Степногорск, Темир, Эмба, Жем, Капшагай, Текели, Шар, Серебрянск, Курчатов, Шу, Шахтинск, Сарань, Приозерск, Каражал, Лисаковск, Аркалык, Аксу, Казалинск, Жанаозен.

Часть из них  являются городами областного значения, часть потеряла статус районных центров в результате слияния районов.

Развитие многих малых городов было непосредственно  связано с определенной отраслью экономики, поэтому в зависимости  от состояния и тенденций в  этих отраслях складывалась и ситуация в конкретном городе.

Сравнительный анализ статистических показателей, характеризующих  динамику социально-экономического развития малых городов, уровень и качество жизни населения, позволил выделить группу относительно благополучных  на сегодняшний день малых городов, к которым можно отнести Кандыагаш, Хромтау (Актюбинская область), Кульсары (Атырауская область), Текели (Алматинская область), Зыряновск (Восточно-Казахстанская область), Аксай (Западно-Казахстанская область), Лисаковск (Костанайская область), Жанаозен (Мангистауская область), Аксу (Павлодарская область). Эти города имеют значительный природно-ресурсный и производственный потенциал, высокие доходы населения.

В то же время  из общего числа малых городов  выделяются депрессивные малые города, имеющие наихудшие показатели социально-экономического развития.

В соответствии с постановлением Правительства  Республики Казахстан от 7 декабря 2001 года N 1598 "О Концепции региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы" для определения таких городов были использованы следующие критерии отнесения малых городов к депрессивным и их соответствующие пороговые значения:

объем производства промышленной продукции на душу населения  ниже 20 % от среднереспубликанского уровня;

отсутствие или  истощение ресурсной базы;

периферийное  положение города по отношению к  крупным центрам экономической  деятельности;

удаленность городов  от крупных рынков сбыта продукции;

средний уровень  безработицы за последние три  года выше среднереспубликанского показателя на 50 и более процентов;

среднемесячная  зарплата, занятых в промышленности ниже по сравнению со средним по республике в 1,5 раза;

неразвитость  производственной инфраструктуры;

неблагоприятные экологические условия.

По совокупности данных критериев к категории  депрессивных можно отнести следующие малые города: Державинск, Степняк (Акмолинская область), Алга, Шалкар (Актюбинская область), Абай, Каркаралинск (Карагандинская область), Аркалык, Житикара (Костанайская область), Аральск (Кызылординская область), Форт-Шевченко (Мангистауская область).

Малые города районного  подчинения не имеют самостоятельных  бюджетов и финансируются по планам финансирования из районных бюджетов. Бюджеты районов носят в основном дотационный характер.

Действующий механизм перераспределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней приводит к неустойчивости финансового положения малых городов, не обеспечивает в полном объеме финансирование расходов, связанных с функционированием имеющихся объектов социальной сферы.  

Социальное  развитие  

Население

Общая численность  населения малых городов в 2002 году составила 1,4 млн. человек.

Сокращение естественного  прироста населения и высокий  миграционный отток привели к  значительному снижению численности  населения малых городов. В результате за 10 межпереписных лет г. Державинск потерял 50 % населения, г. Курчатов и г. Жанатас - 43 %, г. Каратау - 35 %, г. Каркаралинск - 33 %, г. Степняк, г. Аркалык и г. Сергеевка - 27 %, г. Абай - 25 % населения.

Основные причины  миграции: отсутствие работы, ухудшение условий труда и жизни, стремление к получению образования.

Вследствие выезда из малых городов людей трудоспособного  возраста, их население имеет тенденцию  к старению. Доля населения старших  возрастных групп в отдельных  малых городах достигает 18-20 %.

По численности  населения 13 малых городов не соответствуют  городскому статусу - Державинск, Ерейментау, Степняк, Жем, Темир, Курчатов, Шар, Каркаралинск, Казалинск, Форт-Шевченко, Булаево, Мамлютка, Сергеевка.  

Занятость и безработица

Наиболее острой проблемой большинства малых городов является безработица. Данные о среднем уровне безработицы, рассчитанные за последние три года (2000-2002 годы), позволили выделить группу малых городов с наиболее высокими показателями безработицы: Степняк - 21,5 %, Форт-Шевченко - 18,4 %, г. Аркалык - 16,6 %, Каркаралинск - 15,5 %, Каратау - 15,7 %, Житикара - 12,5 % от экономически активного населения.

Среди безработных  от 60 до 80 % составляют граждане, длительное время (более года) не имеющие работы, потерявшие свою квалификацию.

На рынке труда  малых городов сохраняется как  количественное, так и качественное несоответствие спроса и предложения  рабочей силы. Стабилизация в промышленности и экономике в целом потребовала  наличия профессиональных кадров, в  первую очередь инженерно-технических работников, а внедрение на предприятиях новых технологий привело к повышению требований к уровню квалификации работников.

С предложением рабочей силы на рынке труда выступают  в основном бывшие сельские жители. Только третья часть из них имеют высшее и среднее профессиональное образование, но оно не соответствует профилю действующих производств в малых городах.

Вследствие этого  возникает необходимость принятия мер по воспроизводству кадрового  потенциала на новой качественной основе, исходя из перспектив и приоритетов развития экономики городов.  

Уровень жизни населения

Среднедушевые денежные доходы населения малых городов составляют лишь 30-80 % от среднеобластного уровня. Наиболее низкие доходы в городах-центрах АПК, население которых живет в основном за счет личного подсобного хозяйства. Так, в г. Степняке среднедушевые доходы населения составляют 40 %, в г. Державинске - 48 % от среднеобластного уровня по Акмолинской области, г. Аральске 43 % от среднеобластного уровня по Кызылординской области и т.д.

Заработная плата  в 53 малых городах ниже средних  показателей по республике, причем в 18 городах - ниже в два раза. Лишь в 7 городах заработная плата выше среднереспубликанской: в Курчатове  и Зыряновске - в 1,2 раза, Хромтау - в 1,4, Аксу - в 1,6, Кульсары - в 1,9, Аксае - 2,7, Жанаозене - в 2,9 раза.

Основными источниками  доходов населения малых городов  являются заработная плата на предприятиях и организациях (в основном бюджетных), доля которой составляет в общей  сумме доходов 50-60 %, пенсии, стипендии, различные пособия составляют до 20-30 % доходов, поступления от подсобного хозяйства - 10-15 %, остальное - помощь близких и друзей.   

Состояние промышленного производства  и малого бизнеса

Промышленное  производство в малых городах  характеризуется выраженной специализацией на одной-двух отраслях, а другие отрасли развиты незначительно, либо промышленные предприятия вообще отсутствуют. Снижение объема производства или остановка градообразующих предприятий приводит к общему ухудшению социально-экономической ситуации в городе.

Информация о работе Города Казахстана в их сегодняшнем виде были созданы и обустроены, в основном, за годы Советской власти