Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа
Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция, на которой присутствовали главы правительств многих государств. Они приняли документы, где говорится, что ценности, которые предлагает Запад, ведут человечество к гибели.
Введение………………………………………………………………………………..3-4
Анализ глобальных проблем современности……………………………………….5-6
Экологическая проблема…………………………………………………………....7-10
Проблемы войны и мира………………………………………………………......11-12
Проблема роста народонаселения………………………………………………...13-14
Проблема здоровья человечества……………………………………………….........15
Проблема преступности………………………………………………………...…16-17
Пути решения глобальных проблем…………………………………………….18—25
Заключение……………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………….…...27
Относительно отдаленного
будущего, за пределами следующего
столетия в основном можно судить
на основании различных
Менее оптимистичным должен быть взгляд в будущее с позиций борьбы с преступностью, как в обозримом, так и в отдаленном будущем и не потому, что в человеке природой заложено противоправное поведение. Все дело в том, что в обществе с писанными законами обязательно будут находиться люди, не выполняющие их по разным причинам: одни из них будут совершать противоправные действия по «недомыслию», другие - в силу стечения обстоятельств, третьи -из-за протеста против существующих порядков и т.д. Но, очевидно, что из-за практики исчезнут одни виды преступлений, а их место займут другие, «привязанные» к тем условиям, в которых будут жить наши потомки. Кардинально изменятся и виды наказаний за совершенные преступления, и способы их отбывания.
Подводя итог разговору о
вариантах прогнозирования
Занятие этим видом деятельности имеет очень большое прикладное значение и касается практически всех сфер жизни человечества: духовной, экономической, правовой, политической, военной, социальной, демографической и т.д. Для многих из них наиболее приемлемыми являются такие методы прогнозирования будущего как:
- экстраполяции,
- исторической аналогии,
- компьютерного моделирования,
- экспертных оценок,
- сценарии будущего.
Коротко охарактеризуем каждый из них.
Метод экстраполяции (с лат.
- «дополнительное приглаживание»
Метод исторической аналогии.
Его использование очень
Метод компьютерного моделирования.
Вошел в практику сравнительно недавно,
продемонстрировав широкие
Метод экспертных оценок. Представляет собой достаточно сложный и ответственный вид исследований с привлечением широкого круга специалистов и технических средств. Заключается он в оценке различных видов человеческой деятельности и их последствий для политической, экономической обстановки в обществе, для окружающей среды т.д. В последние годы актуальность всесторонних научных экспертиз стала очевидной, ибо позволяет объединить все усилия высококлассных специалистов в отдельных «узких» сферах и избежать негативных последствий от реализации социальных и технических проектов. Например, научная экспертиза проекта поворота рек Сибири, проведенная учеными, позволила им заявить о нарушении климатического баланса в природе планеты уже в непосредственном будущем в случае его реализации. Такого типа экспертизы должны производиться и при принятии правительством решений, в частности, об амнистиях. Ведь такая гуманитарная акция, не подкрепленная денежными средствами и мероприятиями по ускоренной социальной адаптации бывших заключенных, может повлечь рост преступности, усилить напряженность в системе общественных отношений.
Сценарии будущего являются
одним из древнейших методов прогнозирования
будущего. О них можно услышать
и в мифах, и гаданиях прорицателей,
и в фантастических рассказах
писателей. Они становятся объектами
пристального внимания людей особенно
в критические моменты
Необходимо глубоко осознавать
неприходящую ценность каждого из методов
прогнозирования, ибо благодаря
их использованию человечество осуществляет
и трудное восхождение к
Сегодня можно уверенно указать
на определенные и основательные
предпосылки преодоления
Первая такая предпосылка
– это развертывание
Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью. Все это поможет создать новое видение мира и принять решения в соответствии с этим. Это та первая основа, на которой можно будет справиться с угрозами.
Вторая предпосылка – это возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства – смешанной рыночной и, как правило, социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Одинаково неправомерными показали
себя как сверхцентрализованная
экономика, со всегосподствующей
Разумеется, шаблонно одноразовые структуры вряд ли могут быть применены повсеместно. Экономические традиции США и хозяйственные привычки Сомали – не одно и то же. Трудовые отношения во Франции и Киргизии не совпадают. Но направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношения плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем.
Третья предпосылка – становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь пронизывают все значимые события, проникают все родовое бытие людей. Ф.Ницше, высокомерно именуя человека «супершимпанзе», полагал, что насилие – это органичный для людей способ общения. Зигмунд Фрейд считал агрессивность неустранимым моментом человеческого поведения. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо утверждал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития.
Вместе с тем многие масштабные мыслители от М.Ганди и Л.Толстого до Мартина Лютера Кинга, Эриха Фромма и Папы Римского Иоанна-Павла II полагали, что агрессия, насилие, деструкция отнюдь не вечны и не обязательно играют ведущую роль в человеческих мотивациях.
Однако с немалыми издержками, через отступления и остановки, пробивает себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными в международной и внутренней политике. Всеобщая уверенность в том, что «большие батальоны» всегда правы, упования на то, что только с помощью силы возможно изменить мир к лучшему, сменяется ориентацией на мирное решение даже самых острых проблем.
Джин Шарп, американская
исследовательница, в своем трехтомном
труде «Политика
Этика ненасилия из полуэкзотической,
наивно-утопической
«Сила солому ломит» - говорит русская пословица. «Сила есть – ума не надо» - высказывание на уровне обыденной жизни. И высшие и низшие политики, вельможи государственные, чины военные, «авторитеты» криминальные, семейные деспоты – искони этим руководствовались.
Однако времена меняются. На место грубой физической силы приходит нравственная, сила правды. Это ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) возможно устранить войны, вооруженные конфликты.
В это нелегко поверить, но этого следует добиваться. Идеал ненасилия, о котором говорили многие – от Иисуса Христа до В.И.Ленина, может перестать быть манящей далекой целью, он может перестать быть идеалом и превратиться в генеральный практический регулятив подлинных человеческих отношений.
Четвертая предпосылка – это объединительный (эйкуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки подбодрить эти процессы не редки, Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. социал-демократические лидеры стремятся к нахождению общих точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.
Попытки идейного сближения,
взаимопонимания все время
1999 г. Организация Объединенных
наций объявила годом,
Пятая предпосылка – это
идущая неуклонно межэтническая
и межкультурная интеграция при
сохранении автономности и уникальности
каждого этноса и каждой культуры.
Все шире развертывается универсализация
культурной жизни на фоне обеспечения
самобытности всех участников этого
процесса. Резко расширяются
Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, заимствованию находок народов друг у друга.
От римского историка Сенеки, говорившего: «Весь мир единый нам прародитель», от евангелического «Несть эллина, несть иудея» до интернационалистических идей нового времени и XX в., до современных концепций международного единения – все нарастает стремление землян к подлинному братству разных и единых обитателей нашей планеты.
Разумеется, всплеск «этничности», националистических страстей продолжают сотрясать человеческий род, но хочется думать, что этот уродливый зигзаг истории.
Намечаются прорывы в
области интеллектуального