Формы рекреационной деятельности

Автор: k***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:35, лекция

Описание работы

Рекреационная деятельность – разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами социальной среды. Основные принципы рекреации: - ориентация на восстановление психофизических сил человеческого организма; - отсутствие связи с производственной обыденной деятельностью человека; - отсутствие связи с удовлетворением некоторых насущных потребностей по организации социального бытия; - активность за местом основного проживания. Рекреационная деятельность необычайно многофакторный процесс, границы ее несколько размыты из-за ее присутствия во множестве областей человеческой деятельности (от религии до торговли). Эта многофакторность приводит к возникновению и развитию различных видов и форм рекреации, а также к разнообразию и своеобразию их в различных регионах и странах.

Работа содержит 1 файл

123.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

           Раздел  III. Иерархическая структура и система управления рекреационными предприятиями и организациями.

           Курортно-санаторное дело и туризм как объекты управления имеют ряд особенностей:

  • глубокое взаимопроникновение и сложность взаимосвязи между элементами этой сферы;
  • неясные и трудноопределимые цели (для частных предприятий, прибыль, накопление ценностей, движение наличности и т.д.; для госорганизаций – создание необходимых услуг; для регионов – количество прибытий и т.д.
  • сильное влияние заинтересованной клиентуры;
  • комплексность услуг;
  • сезонность.

           Функции рекреационных  предприятий: планирование, организация, мотивация, контроль, координация. Общая  иерархическая структура разделяется на несколько уровней:

  • национальный (федеральный)- комитеты и департаменты по здравоохранению и туризму
  • региональные, краевые, областные здравоохранительные и туристические организации;
  • местный (муниципальный) – районные и городские организации системы рекреации. Внутри этих уровней структура может (для разных ТРС):

           -иерархической

           -органической

           -линейно-функциональной (шахтной)

           -линейно-штабной;

           -дивизиональной;

           -проэктной.

           Принципиальные изменения  с развитием интернета заключаются  в изменении долго существовавшей иерархии: страна (запрос, виза) – регион ( согласование) – организация – места пребывания. Осуществляется в зависимости от потребностей и потребителя связи: рекреант – место рекреации.

           Рекреационная (туристическая  деятельность) оказывает многообразное влияние на все сферы жизни страны, региона, территории. Существует т.н. туристский мультипликатор – коэффициент косвенного влияния на экономику и социальную сферу на региональном (федеральном) уровне, т.е. численный коэффициент, показывающий во сколько раз возрастает доход при конкретном росте инвестиций: К = 1+r +r/2+r/3+…r/4, где К – мультипликатор, r – величина прироста доходов.

           Для конкретного  региона туристский мультипликатор – это коэффициент, отражающий увеличение доходов региона в зависимости от расходов рекреантов.

           Туристские расходы  идут на:

           -доходы предприятий  рекреации;

           -доходы предприятий  сопутствующих отраслей (транспорт,  питание, связь и т.д.);

           -дополнительные  доходы населения.

           Все эти дополнительные доходы формируют:

           -дополнительные  региональные и местные налоги;

           -дополнительные  бюджетные поступления;

           -дополнительные  фонды оплаты труда предприятий;

           -дополнительный  доходы за счет роста занятости  населения;

           Полученные доходы тратятся:

           -реконструкцию и  развитие (инвестиционные проекты);

           -формирование дополнительного  фонда оплаты труда;

           -создание новых  рабочих мест;

           -оплата товарного  импорта (в т.ч. питания) за  пределами региона;

           -оплата услуг  за пределами региона;

           -накопление резервных  фондов и сбережения (в т.ч.  у населения);

           -вывоз денежной  массы за пределы региона.

           Вклад рекреационной  отрасли в ВВП зависит от множества  перечисленных факторов и составляет в разных странах разную величину, в среднем для развитых стран 4 – 92%.

           Стандартная международная  классификация видов деятельности в туризме (СИКТА) – принята ВТО, но не Россией

           Мультипликатор – численный коэффициент, во сколько возрастает доход при конкретном росте инвестиций (на 1, а доход 1+ r  )

           Туристский  мультипликатор – коэффициент косвенного влияния на экономику и социальную сферу устной отрасли на региональном или федеральном уровне.

           Туристские  доходы:

           -доходы предприятий  туризма;

           -доходы сопутствующих  отраслей;

           -доходы населения  региона.

           Дополнительные  налоги:

           -дополнительные  бюджеты поступления;

           -дополнительные фонды оплаты труда предприятий;

           -дополнительные  доходы за счет роста занятости;

           -дополнительные  другие виды доходов.

           Выпадают  из оборота:

           -оплата товарного  импорта за пределами региона;

           -оплата услуг  за пределами;

           -накопления и  сбережения;

           -вывоз денежной массы.

           Конечный результат  зонирования – определение ПДН  туризма на данную территорию с учетом экологии и воспроизводства.

           Чел./км2 – количество прибытий/на площадь

           Австрия – 208

           Франция – 114

           Россия – 1,3

           Туризм и рынок  труда и занятости. В сфере  рекреационной деятельности в мире занято более 200 млн. человек. Обслуживание одного интуриста генерирует девять постоянных и временных рабочих мед. напр., в США в рекреационной индустрии занято больше людей, чем в автомобильной, электронной, текстильной промышленности и сельского хозяйства вместе взятых. В других ведущих странах (Франция, Германия, Испания и др.) доля занятости составляет 5-10% от общей (для России – 0,5%).Более половины занято в сфере гостиничного хозяйства. Для нормального планирования и развития человеческих ресурсов надо предусмотреть:

  • рациональное использование рабочей силы (в России  производительность труда в этой сфере в 6-8 раз ниже);
  • рациональное регулирование отношений работника и работодателя, система правовой и социальной защиты работников;
  • минимизацию численности персонала при его максимальной производительности;
  • использование принципа сезонной и временной занятости;
  • минимизацию звеньев управления.

           Тенденция последних  лет – увеличение и  создание мощных многопрофильных туристских объединений. В то же время система образования удовлетворяет потребность рынка труда в этой сфере на 40-50% (без учета динамики). Надо учесть стремительный рост продажи туристических услуг через интернет (минуя посредников) – в настоящее время от 7% (в России от 1,5;). Темпы компьютеризации могут значительно повлиять на рынок труда. Возможность самостоятельного формирования и бронирования турпоездок появляется в системе мобильной телефонной связи.

           Социальная  сфера рекреации. Социальный туризм – это путешествия, субсидируемые из средств выделяемых государством на социальные нужды. Цели социального туризма противоречат тотальной коммерциализации рекреации в России. В условиях плановой экономики дотационный принцип (профсоюзы) распространяется не только на внутренние социальные маршруты, но и на самодеятельный, походный, спортивный туризм и на международные поездки. В развитых странах (не всех) осуществляется 90-100% государственного финансирования программ социального туризма. В большинстве стран школьники, студенты и молодежь до 25 лет пользуются льготами по размещению, питанию, транспорту, посещения различного рода экскурсий. В России экономически невыгодно возрождение социального туризма (уровень упал в 20 раз), содержать туристические предприятия и инфраструктуру.

           Существуют и негативные факторы социального туризма  в условиях рынка:

  • льготы для социальных туристов носят дискриминационный характер по отношению к другим категориям населения;
  • он является бюджетно-затратным;
  • в нынешнем  виде он нерентабельный и не стимулирует инвестиционную деятельность;
  • низкая стоимость соцтуризма не отвечает общепринятому стандарту качества туристского продукта;
  • соцтуризм реализуется вне основного сезона, создавая дополнительную нагрузку на инфраструктуру;
  • льготы не распространяются на зарубежные поездки;
  • низкий уровень жизни социальных туристов не стимулирует их расходовать средства на дополнительные услуги.

           Развитие социального  туризма в России возможно по пути прямого бюджетного субсидирования этой отрасли, что связанно с достижением высокого экономического уровня развития. Более перспективным представляется субсидарно-долевой принцип, где основной удельный вес должен приходиться на фонды предприятий, внебюджетные фонды, страховые компании, зарубежных инвесторов. При этом существенным интересом государства является:

           -минимизация бюджетных  расходов;

           -расширение налоговой  базы;

           -прямая экономическая  выгода от физического и духовного  оздоровления народа;

           -обеспечение социальной  справедливости при доступе к  услугам отдыха;

           -решение проблем  дополнительной занятости.

           Возможным источником финансирования может стать плата (рента) за рекреационные ресурсы, введения отпускных чеков и т.д. Последовательность доступа: лечебно-оздоровительный (дети, инвалиды); семейный культурно-познавательный, оздоровительный (пенсионеры, ветераны); молодежный (походный, спортивный); всех социальных слоев населения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           Раздел  IV. Рекреационное районирование.  Рекреационная деятельность в России и некоторых странах ближайшего зарубежья. 

           В соответствии с  рекреационными ресурсами (экономическими, природными, социо-культурными, трудовыми, финансовыми, производственными и  т.д.).

           основными регионами  России являются: Северо-Запад, Центр, Юг, Сибирь и Дальний Восток.

           Характеристика рекреационных  ресурсов:

  • отсутствует концепция их учета, паспортизации, сохранения и воспроизводства;
  • после распада СССР практически утеряны Прибалтика, Грузия, Крым, Средняя Азия и др.
  • часть ресурсов находится в зоне межнациональных конфликтов Кавказского региона;
  • на территории России: 45% таежной зоны; 19% тундровые территории; 13% сельхозугодья, т.е. практически исключены из ресурсного потенциала;
  • значительная часть находится в зоне малокомфортного климата;
  • во многих районах неблагоприятна экологическая обстановка;
  • число заповедников и национальных парков (от 100 против 900 в США) составляет 1,9% территории.

           Т.о., благоприятные  рекреационные ресурсы занимают 8-11% территории, причем в Европейской  части значительно истощены и  требуют воспроизводства.

Информация о работе Формы рекреационной деятельности