Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:15, контрольная работа
Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Введение…………………………………………………………………...………3
Естествознание– понятие, предмет и цели…………………………………4
Методы естествознания……………………………………………………..6
Функции эмпирической, теоретической и прикладной сторон естествознания………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………15
закономерностей, и разводит эмпирический и теоретический уровни
познания. На уровне чувственно-практического опыта (эмпирическом) возможно фиксирование только внешних общих признаков вещей и явлений. Существенные же внутренние их признаки здесь можно только угадать, схватить случайно. Объяснить же их и обосновать позволяет лишь теоретический уровень познания.
В теории происходит переорганизация или переструктуризация добытого эмпирического материала на основе некоторых исходных принципов. Это вроде игры в детские кубики с фрагментами разных картинок. Для того чтобы беспорядочно разбросанные кубики сложились в единую картинку, нужен некий общий замысел, принцип их сложения. В детской игре этот принцип задан в виде готовой картинки-трафаретки. А вот как такие исходные принципы организации построения научного знания отыскиваются в теории — великая тайна научного творчества.
Наука
потому и считается делом сложным
и творческим, что от эмпирии к
теории нет прямого перехода. Теория не
строится путем непосредственного индуктивного
обобщения опыта. Это, конечно, не означает,
что теория вообще не связана с опытом.
Изначальный толчок к созданию любой теоретической
конструкции дает как раз практический
опыт. И проверяется истинность теоретических
выводов опять-таки их практическими приложениями.
Однако сам процесс построения теории
и ее дальнейшее развитие осуществляется
от практики относительно независимо.
Заключение
В данной работе были рассмотрены методы научного познания.
В заключении можно сделать следующие выводы:
Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке:
—установление эмпирических фактов
— первичное эмпирическое обобщение
— обнаружение отклоняющихся от правила фактов
— изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения
— логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.
Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.
Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Это, конечно, не означает, что теория вообще не связана с опытом. Изначальный толчок к созданию любой теоретической конструкции дает как раз практический опыт. И проверяется истинность теоретических выводов опять-таки их практическими приложениями. Однако сам процесс построения теории и ее дальнейшее развитие осуществляется от практики относительно независимо.
Общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории.
Можно подвести своеобразный итог сказанному: наш «познавательный аппарат» при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою надежность. Ученые вроде бы нашли выход: для описания недоступной опыту реальности они перешли на язык абстрактных обозначений и математики.
Список литературы
1.
Горелов А.А. Концепции
2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М.: Наука, 1994.
3.
Концепции современного
ред.проф.В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 1999.
4. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. — М.: Агар, 1996.
5. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. – М.: Владос, 1995.
6. Современная философия науки. — М.: Логос, 1996.
7. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М.: Гардарика, 1996.
8.
Философия и методология науки.