Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:15, контрольная работа
Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Введение…………………………………………………………………...………3
Естествознание– понятие, предмет и цели…………………………………4
Методы естествознания……………………………………………………..6
Функции эмпирической, теоретической и прикладной сторон естествознания………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
Однако
наука не была бы столь продуктивной,
если бы не имела столь присущую
ей развитую систему методов, принципов
и императивов познания. Именно правильно
выбранный метод наряду с талантом
ученого помогает ему познавать глубинную
связь явлений, вскрывать их сущность,
открывать законы и закономерности. Количество
методов, которые разрабатывает наука
для познания действительности постоянно
увеличивается. Точное их количество,
пожалуй, трудно определить. Ведь в мире
существует около 15000 наук и каждая из
них имеет свои специфические методы и
предмет исследования.
1. Естествознание– понятие, предмет и цели
Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание- одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.
Предметом естествознания являются – различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. «Предмет естествознания - движущая материя... Познание различных форм движения... является главным предметом естествознания» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,т.33,с.67-68).
Природа, которая служит
Цели естествознания - двоякие:
1)
находить сущность явлений
2)
раскрывать возможность
Цели
естествознания совпадают, т. о., с целями
самой человеческой деятельности. «Законы
внешнего мира, природы... суть основы целесообразной
деятельности человека» (Ленин В. И., Полное
собрание соч., 5изд.,т.29,с.169).
2. Методы естествознания
В Естествознании можно выделить стороны:
1)
эмпирическую, 2) теоретическую, 3) производственно-прикладную.
Они соответствуют общему ходу
познания истины, который идёт
«от живого созерцания к
1)
Эмпирическая сторона
2)
теоретическая - функции: объяснения,
обобщения (генерализующую), открытия
(создания новых теорий, выдвижения
новых гипотез и понятий,
С теоретическими функциями естествознания неразрывно связана мировоззренческая функция естествознания; она направлена на выработку естественнонаучной картины мира, исключающей возможность реакционно-идеалистических и религиозных взглядов на природу;
3)
производственно-практическая
Средства естествознания соответствуют всем ступеням, которые проходит естественнонаучное знание и в которых находят своё выражение функции естествознание: эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том числе вычислительных приборов, особенно измерительных, установок, инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование предполагает абстрактную работу учёных, направленную на объяснение фактов (предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов науки); на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе (нередко с выходом в область опытных полузаводских и экспериментальных установок, конструкторских бюро) осуществляют проверку познанного на практике.
В
основе методов естествознания лежит
единство эмпирических и теоретических
сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают
друг друга. Их разрыв или хотя бы преимущественное
развитие одной за счёт другой закрывает
путь к правильному познанию природы:
теория становится беспредметной, опыт
– слепым.
Методы
естествознания могут быть подразделены
на группы: а) общие методы касаются всего
естествознания, любого предмета природы,
любой науки. Это - различные формы диалектического
метода, дающего возможность связывать
воедино все стороны процесса познания,
все его ступени, например метод восхождения от абстрактного
к конкретному
и др. Те системы отраслей естествознания,
строение которых соответствует действительному
историческому процессу их развития (например,
биология и химия), фактически следуют
этому методу. Диалектика выступает и
в том, что «... способ изложения не может
с формальной стороны не отличаться от
способа исследования. Исследование должно
детально освоиться с материалом, проанализировать
различные формы его развития, проследить
их внутреннюю связь. Лишь после того как
эта работа закончена, может быть надлежащим
образом изображено действительное движение.
Раз это удалось и жизнь материала получила
свое идеальное отражение, то может показаться,
что перед нами априорная конструкция»
(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 23, с. 21). Такое положение особенно
часто возникает в формальных, математизированных
отраслях естествознания, например механике,
термодинамике.
В Естествознании диалектический метод
конкретизируется как сравнительный (в
биологии, географии, химии), с помощью
которого раскрывается всеобщая связь
явлений. Отсюда - сравнительные анатомия,
эмбриология, физиология. В зоо-, фито-
и физической географии он давно успешно
применяется. В Естествознании диалектический
метод выступает и как исторический - в
астрономии (на него опираются все прогрессивные
космогонические гипотезы - звёздные и
планетарные), в геологии (как основа исторической
геологии, будучи неполно выражен в методе
актуализма), в биологии этот метод лежит
в основе дарвинизма. Иногда оба метода
сочетаются в единый сравнительно-исторический
метод, который глубже и содержательнее
каждого из них в отдельности. Этот же
метод в его применении к процессу познания
природы, особенно к физике, связан с принципом
соответствия и способствует построению
современных физических теорий.
б) Особенные методы также применяются в естествознании, но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и как его частный случай измерение.
Исключительно важны математические приёмы и методы как особые способы исследования и выражения количественных и структурных сторон и отношений предметов и процессов природы, а также методы статистики и теории вероятностей. Роль математических методов в естествознании неуклонно возрастает по мере всё более широкого применения счётно-вычислительных машин. В целом происходит быстрая математизация современного Естествознания. С ней связаны методы аналогии, формализации, моделирования, промышленного эксперимента
в)
Частные методы - это специальные
методы, действующие либо только в
пределах отдельной отрасли
3. Функции эмпирической, теоретической и прикладной сторон естествознания
Главная опора, фундамент науки — это, конечно, установленные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдений, экспериментов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это эмпирический, т.е. опытный базис науки. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, приводятся в различные системы и классификации. Обнаруженные в опыте общность фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно наблюдаемые явления. Но значит ли это, что наука выполнила свою главную задачу, состоящую, как известно, в установлении законов? К сожалению, нет. Ведь фиксируемые на эмпирическом уровне закономерности, как правило, мало что объясняют. Обнаружили, к примеру, древние наблюдатели, что большинство светящихся объектов на ночном небе движется по четким кругообразным траекториям, а несколько других совершают какие-то петлеобразные движения. Общее правило для тех и других, стало быть, есть, только как его объяснить? А объяснить непросто, если не знать, что первые — это звезды, а вторые — планеты, и их «неправильное» поведение в небе вызвано совместным с Землей вращением вокруг Солнца.
Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэвристичны, т.е. не открывают дальнейших направлений научного поиска. Эти задачи решаются уже на другом уровне познания — теоретическом.
Проблема различения двух уровней научного познания — теоретического и
эмпирического (опытного) — вытекает из одной специфической особенности его организации. Суть этой особенности заключается в существовании различных типов обобщения доступного изучению материала. Наука ведь устанавливает законы. А закон — есть существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, т.е. нечто общее, а если строже — то и всеобщее для того или иного фрагмента реальности.
Общее же (или всеобщее) в вещах устанавливается путем абстрагирования, отвлечения от них тех свойств, признаков, характеристик, которые повторяются, являются сходными, одинаковыми во множестве вещей одного класса. Суть формально-логического обобщения как раз и заключается в отвлечении от предметов такой «одинаковости», инвариантности. Данный способ обобщения называют «абстрактно-всеобщим». Это связано с тем, что выделяемый общий признак может быть взят совершенно произвольно, случайно и никак не выражать сути изучаемого явления.
Например, известное античное определение человека как существа «двуногого и без перьев» в принципе применимо к любому индивиду и, следовательно, является абстрактно-общей его характеристикой. Но разве оно что-нибудь дает для понимания сущности человека и его истории? Определение же, гласящее, что человек — это существо, производящее орудия труда, напротив, формально к большинству людей неприменимо. Однако именно оно позволяет построить некую теоретическую конструкцию, в общем удовлетворительно объясняющую историю становления и развития человека. Здесь мы имеем дело уже с принципиально иным видом обобщения, позволяющим выделять всеобщее в предметах не номинально, а по существу. В этом случае всеобщее понимается не как простая одинаковость предметов, многократный повтор в них одного и того же признака, а как закономерная связь многих предметов, превращающая их в моменты, стороны единой целостности, системы. А внутри этой системы всеобщность, т.е. принадлежность к системе, включает не только одинаковость, но и различия, и даже противоположности. Общность предметов реализуется здесь не во внешней похожести, а в единстве генезиса, общем принципе их связи и развития.
Именно эта разница в способах отыскания общего в вещах, т.е. установления