Естествознания понятие, методы, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
Естествознание– понятие, предмет и цели…………………………………4
Методы естествознания……………………………………………………..6
Функции эмпирической, теоретической и прикладной сторон естествознания………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Естествознания понятие, методы, функции.docx

— 34.79 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3

  1. Естествознание– понятие, предмет и цели…………………………………4
  2. Методы естествознания……………………………………………………..6
  3. Функции эмпирической, теоретической и прикладной сторон естествознания………………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список  литературы………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Наука явилась главной причиной столь  бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

     Все это убедительно доказывает, что  основная форма человеческого познания – наука  в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

     Однако  наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный  метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Естествознание– понятие, предмет и цели

     Естествознание  - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание- одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.

     Предметом естествознания являются – различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. «Предмет естествознания - движущая материя... Познание различных форм движения... является главным предметом естествознания» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,т.33,с.67-68).

       Природа, которая служит предметом естествознания, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества. 
  Цели естествознания - двоякие:

     1) находить сущность явлений природы,  их законы и на этой основе  предвидеть или создавать новые  явления и 

     2) раскрывать возможность использования  на практике познанных законов,  сил и веществ природы. Можно  сказать: познание истины (законов  природы) - непосредственная или ближайшая цель естествознания, содействие их практическому использованию - конечная цель естествознания

     Цели естествознания совпадают, т. о., с целями самой человеческой деятельности. «Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5изд.,т.29,с.169). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

 2. Методы естествознания  

        В Естествознании можно выделить стороны:

      1) эмпирическую, 2) теоретическую, 3) производственно-прикладную. Они соответствуют общему ходу  познания истины, который идёт  «от живого созерцания к абстрактному  мышлению и от него к практике...»  (Ленин В. И., там же, с. 152-53).

      1) Эмпирическая сторона предполагает  функции: собирательную (установление  фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их  первичную систематизацию);

      2) теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий, выдвижения  новых гипотез и понятий, накопления  новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории Естествознания «компасом» в научном исследовании.

      С теоретическими функциями естествознания неразрывно связана мировоззренческая функция естествознания; она направлена на выработку естественнонаучной картины мира, исключающей возможность реакционно-идеалистических и религиозных взглядов на природу;

      3) производственно-практическая сторона естествознания проявляет себя как непосредственная производительная сила общества. Современная научно-техническая революция показывает, что естествознание прокладывает пути для развития техники.

      Средства естествознания соответствуют всем ступеням, которые проходит естественнонаучное знание и в которых находят своё выражение функции естествознание: эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том числе вычислительных приборов, особенно измерительных, установок, инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование предполагает абстрактную работу учёных, направленную на объяснение фактов (предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов науки); на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе (нередко с выходом в область опытных полузаводских и экспериментальных установок, конструкторских бюро) осуществляют проверку познанного на практике.

      В основе методов естествознания лежит единство эмпирических и теоретических сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв или хотя бы преимущественное развитие одной за счёт другой закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт – слепым.                                                     

      Методы естествознания могут быть подразделены на группы: а) общие методы касаются всего естествознания, любого предмета природы, любой науки. Это - различные формы диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Те системы отраслей естествознания, строение которых соответствует действительному историческому процессу их развития (например, биология и химия), фактически следуют этому методу. Диалектика выступает и в том, что «... способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение. Раз это удалось и жизнь материала получила свое идеальное отражение, то может показаться, что перед нами априорная конструкция» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Такое положение особенно часто возникает в формальных, математизированных отраслях естествознания, например механике, термодинамике.                                                                     . 
  В Естествознании диалектический метод конкретизируется как сравнительный (в биологии, географии, химии), с помощью которого раскрывается всеобщая связь явлений. Отсюда - сравнительные анатомия, эмбриология, физиология. В зоо-, фито- и физической географии он давно успешно применяется. В Естествознании диалектический метод выступает и как исторический - в астрономии (на него опираются все прогрессивные космогонические гипотезы - звёздные и планетарные), в геологии (как основа исторической геологии, будучи неполно выражен в методе актуализма), в биологии этот метод лежит в основе дарвинизма. Иногда оба метода сочетаются в единый сравнительно-исторический метод, который глубже и содержательнее каждого из них в отдельности. Этот же метод в его применении к процессу познания природы, особенно к физике, связан с принципом соответствия и способствует построению современных физических теорий.                                     

      б) Особенные методы также применяются  в естествознании, но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и как его частный случай измерение.

      Исключительно важны математические приёмы и методы как особые способы исследования и выражения количественных и  структурных сторон и отношений  предметов и процессов природы, а также методы статистики и теории вероятностей. Роль математических методов  в естествознании неуклонно возрастает по мере всё более широкого применения счётно-вычислительных машин. В целом происходит быстрая математизация современного Естествознания. С ней связаны методы аналогии, формализации, моделирования, промышленного эксперимента

      в) Частные методы - это специальные  методы, действующие либо только в  пределах отдельной отрасли Естествознания, либо за пределами той отрасли Естествознания, где они возникли. Так, методы физики, использованные в др. отраслях Естествознания, привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, например молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Функции эмпирической, теоретической и прикладной сторон естествознания

     Главная опора, фундамент науки — это, конечно, установленные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдений, экспериментов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это эмпирический, т.е. опытный базис науки. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, приводятся в различные системы и классификации. Обнаруженные в опыте общность фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно наблюдаемые явления. Но значит ли это, что наука выполнила свою главную задачу, состоящую, как известно, в установлении законов? К сожалению, нет. Ведь фиксируемые на эмпирическом уровне закономерности, как правило, мало что объясняют. Обнаружили, к примеру, древние наблюдатели, что большинство светящихся объектов на ночном небе движется по четким кругообразным траекториям, а несколько других совершают какие-то петлеобразные движения. Общее правило для тех и других, стало быть, есть, только как его объяснить? А объяснить непросто, если не знать, что первые — это звезды, а вторые — планеты, и их «неправильное» поведение в небе вызвано совместным с Землей вращением вокруг Солнца.

     Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэвристичны, т.е. не открывают дальнейших направлений научного поиска. Эти задачи решаются уже на другом уровне познания — теоретическом.

     Проблема  различения двух уровней научного познания — теоретического и

     эмпирического (опытного) — вытекает из одной специфической особенности его организации. Суть этой особенности заключается в существовании различных типов обобщения доступного изучению материала. Наука ведь устанавливает законы. А закон — есть существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, т.е. нечто общее, а если строже — то и всеобщее для того или иного фрагмента реальности.

     Общее же (или всеобщее) в вещах устанавливается  путем абстрагирования, отвлечения от них тех свойств, признаков, характеристик, которые повторяются, являются сходными, одинаковыми во множестве вещей одного класса. Суть формально-логического обобщения как раз и заключается в отвлечении от предметов такой «одинаковости», инвариантности. Данный способ обобщения называют «абстрактно-всеобщим». Это связано с тем, что выделяемый общий признак может быть взят совершенно произвольно, случайно и никак не выражать сути изучаемого явления.

     Например, известное античное определение  человека как существа «двуногого и без перьев» в принципе применимо к любому индивиду и, следовательно, является абстрактно-общей его характеристикой. Но разве оно что-нибудь дает для понимания сущности человека и его истории? Определение же, гласящее, что человек — это существо, производящее орудия труда, напротив, формально к большинству людей неприменимо. Однако именно оно позволяет построить некую теоретическую конструкцию, в общем удовлетворительно объясняющую историю становления и развития человека. Здесь мы имеем дело уже с принципиально иным видом обобщения, позволяющим выделять всеобщее в предметах не номинально, а по существу. В этом случае всеобщее понимается не как простая одинаковость предметов, многократный повтор в них одного и того же признака, а как закономерная связь многих предметов, превращающая их в моменты, стороны единой целостности, системы. А внутри этой системы всеобщность, т.е. принадлежность к системе, включает не только одинаковость, но и различия, и даже противоположности. Общность предметов реализуется здесь не во внешней похожести, а в единстве генезиса, общем принципе их связи и развития.

     Именно  эта разница в способах отыскания  общего в вещах, т.е. установления

Информация о работе Естествознания понятие, методы, функции