Динамика и гомеостаз популяций. Рождаемость. Смертность. Рост численности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:54, контрольная работа

Описание работы

Логика развития жизни на Земле определяет деятельность человека как главный фактор, причем биосфера может существовать без человека, но человек не может существовать без биосферы. Сохранить гармонию человека и природы – основная задача, которая стоит перед настоящим поколением. Это требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностях. Необходимо развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять выбор вариантов технологий, строительства предприятий и использования природных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 49.85 Кб (Скачать)

    Осознание катастрофичности сложившегося типа экономического развития, конечности природных ресурсов и взаимозависимости всех эколого-экономических процессов на нашей планете явилось важнейшей причиной начала разработки концепций мирового развития.

    Большое значение для экологизации мирового сознания сыграли доклады 
Римского клуба – важным выводом явилось положение о замедлении роста и стабилизации численности населения планеты.

    В последние годы появились и так  называемые экстремистские экономические  концепции. Неспособность добиться радикального изменения в отношениях между экономикой и окружающей средой привела к появлению концепции  – экотопии. Основные направления этой концепции – возврат к природе простые технологии, отказ от НТП который разрушает окружающую среду. В различных видах экотопии много внимания уделяется нравственному совершенствованию, духовным, нравственным аспектам. Эти концепции лежат в основе программ партий «зеленых» во многих станах. С точки зрения типов экономического развития экотопии во многом связаны с концепцией устойчивого развития. Существует более 60 определений устойчивого развития наиболее распространено определение данное в докладе комиссии Брундтланд:

    Устойчивое  развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности  настоящего времени, но не ставит под  угрозу способность будущих поколений  удовлетворять свои собственные  потребности.

    Можно выделить 4-ре критерия устойчивого  развития на длительную перспективу. Данный подход основывается на классификации  природных ресурсов и динамике их воспроизводства.

    -Количество  возобновимых природных ресурсов ( земля, лес ) должно по крайней мере не уменьшаться в течение времени.

    -Максимальное  возможное замедление темпов  исчерпывания запасов невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых) с перспективой в будущем их замены на другие не лимитированные виды ресурсов. (Замена нефти, газа на альтернативные источники энергии – солнце, ветер).

    -Возможность  минимизации отходов на основе  внедрения малоотходных, ресурсосберегающих  технологий. Загрязнение окружающей  среды (как суммарное, так и  по видам) не должно превышать  его современный уровень

    Эти четыре критерия должны быть учтены в  процессе разработки концепции устойчивого  развития. Их учет позволит сохранить  окружающую среду для следующих  поколений и не ухудшит экологические  условия проживания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Предметом экологии является совокупность или  структура связей между организмами  и средой. Главный объект изучения в экологи - экосистемы, т.е. единые природные  комплексы, образованные живыми организмами  и средой обитания. Кроме того, в  область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный  уровень), их популяции, т. е. совокупностей  особей одного вида (популяционно-видовой  уровень) и биосферы в целом  (биосферный уровень). Основной, традиционной частью экологии как биологической науки  является общая экология, которая  изучает общие закономерности взаимоотношений  любых живых организмов и среды (включая человека как биологическое  существо).

    Проблема  экономической (денежной) оценки природных  ресурсов — одна из наиболее сложных и дискуссионных в современной науке. В СССР долгие годы считалось, что раз богатства природы в условиях социализма являются общенародной собственностью, не продаются и не покупаются, не включены в систему товарно-денежных отношений, то им и не нужна экономическая оценка. Кроме того, отсутствие каких-либо денежных оценок естественных запасов природы в бывшем Советском Союзе оправдывалось их кажущейся безграничностью. Однако бесплатность природных ресурсов, отсутствие учета природного фактора в результатах хозяйственной деятельности предприятий привели к низкой действенности принимаемых природоохранных актов, нерациональному природопользованию. С точки зрения каждого конкретного хозяйственного объекта экологические затраты — дело невыгодное, или, как писал известный американский исследователь Б. Коммонер, "улучшение окружающей среды — это игра с нулевым результатом".

    Одна  из основных задач современного образования  – становление экологического способа  мышления. Так правительством РБ в  1991 г. была одобрена Республиканская программа по образованию в области окружающей среды. В ней определены цели и принципы организации экологического образования в области охраны окружающей среды. Важным моментом является тот факт, что приоритетность экологического образования, обязательность введения природоохранных дисциплин во всех учебных заведениях закреплены в законах РБ « Об образовании» и «Об охране окружающей среды». От лозунга «Взять от природы все» необходим переход к лозунгу «Природа наш дом». 
 
 
 

  Список  литературы:

  1. В.Н. Константинов «Экономические основы природопользования», Мос. 2001г.;
  2. О.С. Шинова, М.К. Соколовский «Основы экологии и экономика природопользования», Учебное пособие, Мн. БГЭУ, 2001г.;
  3. А.П. Пехов «Биология с основами экологии», С.Пет., 2000г.;
  4. Ю.В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек», Мн., 1998г.
  5. С.А. Балашенко, Д.М. Демичев «Экологическое право»: Учебное пособие. Мн.: Ураджай, 2000г.
  6. В.В. Маврищев «Основы общей экологии», Мн.: Ураджай, 2000г.
  7. А.Д. Потапов «Экология», Мн.: Высшая школа, 2000г.

Информация о работе Динамика и гомеостаз популяций. Рождаемость. Смертность. Рост численности